Рецензия. Хольм Ван Зайчик, «Дело жадного варвара»
© Дмитрий Скирюк
Ну, что касается Ван Зайчика, то здесь диагноз ясен. Ни у кого не возникнет сомнения, что этот голландский китаец, «революционер, мыслитель и борец за коммунизм» суть мистификация и литературная игра с детально проработанной легендой. Другой вопрос, как к ней относиться. Мистификация — палка о двух концах: с одной стороны она позволяет автору отказаться от каких-либо серьёзных обязательств перед читателем, с другой же автор рискует тем, что не будет принят всерьёз. Но здесь налицо несомненная удача — Ван Зайчик уродился ловким и вполне жизнеспособным писателем. Его первый роман «Дело жадного варвара» — фантастический детектив с уклоном в параллельную историю с немалой долей юмора и пародии. Действие происходит как бы в наши дни, но сюжет то и дело отсылает нас далеко в прошлое, во времена монгольского нашествия, когда Золотая Орда... побраталась с Россией. Зачем это понадобилось монголам — один Бог ведает; они с Китаем-то не знали, что делать, когда его завоевали. Объяснение приводится такое: старший сын Батыя, Сартак, не погиб и унаследовал трон (или что там было вместо трона у монголов). Ну, а поскольку он был влюблён в Россию, то предложил ей союз на века, и всё заверте... А на Мамаевом кургане монголы и русичи бились вместе, плечом к плечу, против немцев и поляков.
При внимательном рассмотрении в книге обнаруживаются и другие любопытные вещи. В сущности ведь слияние Руси и Золотой Орды и так состоялось — оглянитесь: рядом с нами живут и работают Ивановы и Якуповы, Медведевы и Хайрутдиновы, и никого это не удивляет. Интереснее другое: по версии Ван Зайчика чуть позже к этой государственной формации присоединились... Монголия и Китай. А это уже Империя с такими культурными вывертами — куда там Штатам с их демократией и космополитизмом. Вот в такой удивительной стране с названием Ордусь и работают детективы-напарники — чиновник тайной службы Богдан Оуянцев-Сю и следователь Багатур Лобо, которым помогает на правительственном уровне наследная китайская принцесса.
Ничего не скажешь, персонажи у Ван Зайчика получились колоритные. Зато сюжет достаточно прост, наверное, чтобы не заслонять общую картину. Чем-то он напоминает «Чёрный треугольник» (ну, «Бриллианты для диктатуры пролетариата») — то же ограбление Патриаршей ризницы. Впрочем, в ходе следствия возникают неожиданные параллели с громкими событиями последних лет — то с гибелью парома на Балтике, то с табачным скандалом в США... Не хочу пересказывать сюжет, чтобы не портить удовольствие читателю, ограничусь замечанием, что в целом книга производит странное впечатление. В первом чтении — вызывает некоторую аллергию и откровенное отторжение. При повторном перечитывании — стойкое привыкание. Признаюсь, это стало для меня загадкой, и потому я попытался разложить всё по полочкам.
Итак, что хорошо. Проект забавный и необычный. Красиво задуман и исполнен. Великолепно издан. Узор повествования удивительно насыщен; иногда становится просто непонятно, как столько информации удалось втиснуть в такой малый объём. Прекрасный язык и пристальное внимание автора к мелочам вырисовывают очень подробную картину порой всего в двух-трёх абзацах. Лаковый ноутбук Багатура, бляха-пайцза в качестве пропуска, форменные халаты милиционеров-вэйбинов, ложки с палочками на столе, — всё это создаёт совершенно особую атмосферу. Одно упоминание «незалежних дервишей» чего стоит (видимо, турецкий султан таки завоевал Украину, и не помогли ей никакие письма запорожцев)... Лично я, когда читал, всё время задавался разными вопросами. Например, была ли в этом мире Вторая Мировая война? На каком языке они пишут и как — буквами или иероглифами? И если Оуянцев — христианин, то почему он практикует многожёнство? Ну, и так далее. Да и финал расследования, как ни крути, тоже производит впечатление.
Что плохо... Общая концепция плоха. Нет цельности. До самого конца нельзя определить, что перед тобой: откровенная насмешка и хохма, написанная с целью исключительно поржать, или альтернативная история и детектив, причём, не из последних — вдумчивый, не заумный и довольно увлекательный. Юмор — вещь такая, чуть передобавил и — привет, зовите неотложку. Некоторые вещи автору определённо удались, как, например, церемониал подачи пива в гостях у принцессы или неувязки в супружеской жизни Богдана. Но большинство жеребячьих приколов, вроде ломания стульев путём «пускания под себя энергии ци», стукнутого кирпичом йога Алексея в харчевне, или карикатурной драки в буфете на пароме портит всю картину. С юмором Ван Зайчик явно переборщил. И его не то чтобы слишком много, этого самого юмора, а просто он какой-то... несвоевременный, что ли. Не всегда уместный. Словно перец в торте. И это очень обидно — всё время приходится закрывать глаза на эти глупости и несуразности. Проще говоря, текст получился слишком развесёлый, чтобы воспринимать его всерьёз, и слишком серьёзный, чтоб читать и просто веселиться. Но и только.
Что же в целом? Начинание, безусловно, удачное, несмотря на оголтелую рекламу (редкий случай, когда ей в самом деле можно верить). Очень своевременная книга. Интеллектуалу в наши дни и без Ван Зайчика есть над чем поразмыслить, а вот поколение духовных бивисов, ушибленных Норманом, Фраем или Незнанским, прочитав Ван Зайчика, вдруг да призадумается: а не почитать ли что-нибудь ещё? Скажем, пару книг из списка той литературы, что рекомендуется в конце романа.
В общем, если не искать блох, то это очень красивая собака.
Проводя литературные аналогии, «Дело жадного варвара» — это «Этюд в багровых тонах» Конан Дойля. То есть знакомство. Из достоверных источников я знаю, что в марте можно ожидать второго тома, а в печать запущен уже и третий. Вы как хотите, а я пойду и куплю. Мне нравится, когда меня приятно удивляют.
источник: