Художник — Павлов Николай Александрович
Родился: 30 ноября 1899 г.
Умер: 14 января 1968 г.
Павлов Николай Александрович (30.11.1899, г. Саратов – 14.01.1968, г. Ленинград) — рисовальщик, гравер, художник театра, педагог.
Родился в 1899 в Саратове.
Учился с 1915 по 1918 в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, в Государственных свободных художественных мастерских у П.С.Уткина, в начале 1920-х годов переехал в Петроград и в 1924 поступил в Высший художественно-технический институт — бывшую Академию художеств. Обучение проходило на графическом факультете, где он обучался у графиков Д.И. Митрохина, В.М. Конашевича, основным его наставником стала мастер гравюры и эстампа Е.С. Кругликова, пользовавшаяся известностью во Франции, где среди ее учеников был блестящий график Дюнуайе де Сегонзака. Под руководством Кругликовой Н. Павлов освоил искусство офорта, включая как травленый штрих, так и акватинту, мягкий лак, черную манеру и сухую иглу.
В 1927 году закончил ВХУТЕИН с дипломной работой, которой стала серия листов «Десять лет Советской власти в ее типических проявлениях» (офорты «Разруха» и «Стройка», акватинта «Деревенские почтари» и «Красный путиловец в деревне). Присвоено звание художника-офортиста.
В 1928 выполнил офорт «Киносъемка на фабрике «Совкино».
В 1930-х создавал циклы больших эстампов, выполненные в технике гравюры на металле («Постройка лесовоза» 1932), «На Октябрьском (Московском) вокзале в Ленинграде» 1931, «Ленинградский судостроительный» 1935, офорт «Тяжеловозы» 1933, офорты «Спуск лесовоза», «На полевом стане»). Работу в технике офорта Павлов обогатил включением цвета. Испробовав возможности цветной гравюры в гравировании на металле, художник стал применять печать в несколько красок и в литографии (пейзажи «Летний сад», «Исаакиевская площадь», «На Дворцовой»). В технике цветного эстампа исполнены и литографии «Портрет С.М. Кирова», «А.С.Пушкин в книжной лавке А.Ф.Смирдина», считающиеся одними из лучших работ мастера. Большая серия работ на темы «Пушкинианы» и один из лучших созданных Павловым портретов А.С. Пушкина были созданы к 100-летней годовщине со дня смерти поэта. Большая серия эстампов Павлова посвящена художникам-современникам (скульптор и педагог А.Т. Матвеев, живописцы и педагоги А.А. Осмеркин и А.И. Савинов, график К.И.Рудаков), серия создавалась на основе натурных рисунков в технике сухой иглы. К этой серии примыкает и оставшийся в стадии карандашного наброска, но не менее выразительный портрет Е.С. Кругликовой.
В годы Великой Отечественной войны Н.А. Павлов оставался в осажденном Ленинграде, посещая авиационные соединения и корабли Балтийского флота и создав портреты героев-летчиков и моряков. Известны его офорты, посвященные экипажу гвардейского эскадренного миноносца «Стойкий». Тема войны отражена также в зарисовках страшного быта блокадников-ленинградцев («Уборка снега», «За водой», «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года», «Квартира после артиллерийского обстрела» 1941). ). Пишет графической работы «Восстановление электросети на Васильевском острове» (1945). Впечатления военных лет отразились в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры.
В послевоенные годы вновь обращался к теме Пушкина и историческому портрету («А.С.Пушкин на даче А.О.Смирновой-Россет», «Портрет Уистлера», «За самоваром Отто Нагель с супругой»). В жанре натурного портрета запечатлел образы современников (портреты живописцев И.А.Владимирова, С.Г.Невельштейна, портреты жены и сына художника). Тонкий артистизм, глубина переживаний отмечают «Портрет И.П. Дервиз» — один из лучших рисунков русской графики 1950-х годов. В нем чувствуется связь с классическим наследием и, вместе с тем, особая проникновенность и напряженность, присущие искусству середины двадцатого века.
Творчество Н.А. Павлова развивалось в лучших традициях петербургской-ленинградской художественной культуры, и он закономерно в послевоенные годы стал преподавать на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Среди учеников Павлова народный художник России, академик В.А.Ветрогонский.
Умер Павлов в 1968 в Ленинграде.
Работы художника хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Тверской областной картинной галерее, Саратовском ГХМ имени А.Н. Радищева.