Художник — Василий Шарангович
Родился: 14 января 1939 г.
Шарангович Василий Петрович— белорусский график, педагог, создатель школы белорусской графики, общественный деятель, народный художник Беларуси (1991 г.), заслуженный деятель искусств Беларуси (1978 г.). Родился в д. Качаны Мядельского р-на, Минской обл. Окончил Минское художественное училище (1960 г.); Белорусский театрально-художественный институт (1966 г., учился у А. Кашкуревича, П. Любомудрова, Н. Гутиева), где преподает с 1967 г.; зав. кафедрой графики (с 1972 г.); проректор (с 1986 г.); ректор; профессор (с 1981 г.). Директор Музея современного изобразительного искусства. Участник художественных выставок с 1966 г.В 1966-1967гг работал художественным редактором в издательстве «Беларусь». Работает в области книжной и станковой графики. Творчеству Шаранговича присущи разнообразие графических техник и стилистических приемов, выразительный рисунок, эмоциональность и глубокая содержательность образов. Работы в книжной графике отличаются тонким пониманием структуры и строя литературного произведения, углубленным проникновением в психологию персонажей, острым чувством гармонии элементов художественного оформления книги. Шарангович оформил: «Виленские коммунары» М. Горецкого (1965 г.), «Из моей летописи» Я. Коласа (1967 г.), «Десять дней, которые изменили мир» Д. Рида (1967 г.), «Моя Беларусь» Т. Хадкевича и собрание произведений (1968 г.), «Земля новогрудская, край мой родной...» А. Мицкевича и «Соловей» З. Бедули (1969 г.), «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого (1971 г.), «Стихи» Я. Коласа (1972 г.), «Сорок третий» И. Науменко (1974 г.), «Поэмы» (1978 г.), «Извечная песня» Я. Купалы (1981 г.), «Исповедь сердца» А. Белевича (1978 г.), «Пан Тадеуш» Мицкевича (1985 г.) и др. Мужеству и стойкости советских людей в годы Великой Отечественной войны посвящен цикл гравюр «Памяти огненных деревень» (1979-1985 гг.), удивительных по силе экспрессии, воплощенных строгими средствами графики (Государственная премия БССР, 1986 г.). В станковых произведениях Шарангович широко использует национальные художественные традиции, символику и метафору, во многих работах ощутима поэтизация человеческой жизни, во всей ее красоте и неоднозначности, что достигается особенностью ракурсов, колорита, ритмичной организацией пространства: «Смерть Гражины» по Мицкевичу (1970 г.), «Портрет Ф. Скорины» (1971 г.), «Гончар» (1973 г.), «А хто там iдзе?» (1976 г.), серия «Блокада, 1943 г.» (1974 г.) и др. За более чем сорок лет творчества художник проиллюстрировал более шестидесяти книг, среди которых произведения Я. Коласа и Д. Рида, В. Короткевича и Р. Бородулина, Н. Гилевича и В. Маяковского и др. авторов. С именем мастера связаны становление кафедры графики Белорусской государственной академии искусств и создание Музея современного изобразительного искусства. Как педагог Шарангович воспитал целое поколение графиков, среди которых Н. Селещук, В. Слаук, В. Савич и др.
©