Художник — Мечислав Михайлович Далькевич
Родился: 2 апреля 1861 г.
Умер: 1941 г.
Мечислав-Франц Михайлович Далькевич — живописец, иллюстратор, литератор, педагог.
Родился в селе Вишневчик Каменец-Подольской области в польской мещанской семье.
Получил довольно хорошее общее образование, окончив шестиклассную классическую прогимназию, знал французский, немецкий, украинский и польский языки. В 1876 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учился у Б.П. Виллевальде и П.К. Клодта успешно, за рисунок и пейзажи был награжден серебряными медалями.
Творческая деятельность художника началась еще до окончания образования, в 1878 году. Она была очень разнообразна: живопись, преимущественно пейзажи, он считал основным видом; в 1884 году принял участие в конкурсе в Обществе поощрения художеств и за пейзаж был удостоен премии.
С 1878 по 1906 год работал как рисовальщик, карикатурист, иллюстратор и хромолитограф в журналах «Живописное обозрение», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Нувелист», «Родник», «Развлечения», «Стрекоза», «Шут» «Осколки» и другие. Был редактором художественного отдела журнала «Нива» (1907-1918). Отдельным изданием вышли иллюстрированные Далькевичем «Мертвые души» Н.В. Гоголя (издательство А.Ф. Маркса), «Кавказские рассказы» П.П. Гнедича.
С 1894 года печатались его статьи по вопросам истории искусства, живописи, монографии. Он был постоянным корреспондентом журналов «Артист» (с 1894), «Искусство и художественная промышленность», «Наука и жизнь» (1906), газет «Россия», «Северный курьер» (1899) и других периодических издании.
Одновременно художник много работал в живописи, с 1917 года состоял активным членом «Общества им. Куинджи», «Товарищества художников» (1918), «Союза художников». Его работы экспонировались на выставках этих объединений, на всех юбилейных выставках (1917-1927).
В июне 1934 года Далькевич вступил в Ленинградскую организацию Союза художников. Его работы приобретались в музеи и частные собрания. Созданный им первый по времени портрет Ленина в красках (масло) издан Госиздатом массовым тиражом в 1918 году, как и ряд литографированных портретов деятелей революции (1923-1926).
Особую страницу в его творческой биографии составляет преподавание искусства грима, зачинателем которого он стал и довел до высокого совершенства. Еще в 1890 году он начал преподавать рисование и театральный грим в Театральном училище при Александрийском театре и во всех существовавших в то время частных театральных школах (Поллах, Читау, Субботиной, Воскресенской, и других — до 1906 года).
В 1916-1921 годах он заведовал отделением грима во всех государственных театрах, а также художественно-графической частью Музея Государственных академических театров, совмещая эту работу с руководством информационным бюро Наркомпроса (1918-1919).
С 1920 по 1929 год он вел преподавание грима в школе Театра драмы (студия им. народного артиста Ю.М.Юрьева) и ряде частных училищ. Деятельность его в этой области оценивалась в театральных кругах очень высоко. Государственный академический театр драмы ходатайствовал о присуждении старейшему мастеру персональной пенсии (1929): «Товарищ Далькевич был первым художником, работавшим в области грима, и первым по времени преподавателем этого предмета, и создавшим программу преподавания, которая распространялась в течение 25 лет им самим и его учениками, и легла в основу преподавания грима в театральных школах и студиях. Целый ряд артистов, мастеров в области грима, являются его учениками, как например, Голубева, Яворская, Миронова, Юренева, Стравинская, Озаровский, Ст.Яковлев, Лебединский (автор «Руководства по гриму»), Ходотов и другие». За художественную, научную и педагогическую деятельность Далькевичу присуждена персональная пенсия.
В марте 1929 года Далькевич был приглашен внештатным преподавателем грима на декоративно-прикладное отделение живописного факультета Академии художеств (ВХУТЕИНа), которым руководил тогда М.П. Бобышев. Но вакансия не была еще предусмотрена для этой новой дисциплины и преподавание ее прекратилось в 1930 году.
Осенью 1940 года Ленинградская организация рекомендовала его в члены Союза Художников СССР. В архиве Союза Художников СССР сохранилась последняя анкета, заполненная художником 20 мая 1941 года, где есть такая запись: «Прогрессирующая болезнь сердца не позволяет мне не только интенсивно работать, но и выходить за пределы мастерской». Он умер в 1941 году в Ленинграде.