Художник — Георгий Васильевич Гогенфельден
Умер: 26 января 1908 г.
Георгий (Егор) Васильевич Гогенфельден — гравер-иллюстратор, офортист, типограф, педагог.
Внес значительный вклад в развитие русской ксилографии, типографского дела и, особенно, искусства оформления книги.
Родился в Петербурге. Его мать — шведка по происхождению — была дочерью служащего технической части Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг. Отец — французский эмигрант, эльзасец Вильгельм (Василий) Гогенфельден рано умер, и юные годы Гогенфельден-младший провел в доме деда, среди художников и граверов Экспедиции, что повлияло на его выбор профессии гравера и типографа. Искусству гравирования Гогенфельден учился у Г. Дерикера и Е. Бернардского, известных мастеров гравюры на дереве. В конце 1840-х гг. его ксилографические работы стали появляться в иллюстрированных журналах. Первые гравюры Гогенфельдена были напечатаны в журнале «Иллюстрация» (N3 за 1847 г.) в статье «Таврида». С конца 1847 г. Гогенфельден — один из постоянных граверов «Иллюстрации». Его ксилографии с рисунков профессора Казанского университета И. Н. Березина, помещенные в журнале в 1848 г., иллюстрировали отрывки из будущей книги ученого «Путешествие по Востоку». Работы Гогенфельдена сопровождали многие литературные страницы «Иллюстрации», в частности, статьи о Валаамском и Коневском монастырях (1848), сообщение о литейной мастерской скульптора Клодта (1848) и др.
В 1857-1858 гг. Гогенфельден выполнил много видовых гравюр — иллюстраций для ежемесячного издания А.Плюшара и в.Генкеля «Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития», активно сотрудничал с журналом К.А.Полевого «Русская живописная библиотека» (1856-1859).
В 60-е годы Гогенфельден успешно работал как гравер — иллюстратор. В 1862 г. он выполнил гравюры к повести «Темник» А. Погосского по рисункам К. Трутовского. К поэме — шутке «Кузнечик-музыкант» Я. Полонского исполнил ксилографии с рисунков В. Гартмана (1863), с рисунков А. Шарлеманя выполнил гравюры-иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1865), иллюстрации к путеводителю по Волге — «Волга от Твери до Астрахани» по рисункам А. П. Боголюбова (1862). Апогея известности Гогенфельден достиг ксилографиями к двум первым томам «Сочинений» Державина, изданным Академией наук в 1864-65 гг. Им выполнена большую часть ксилографий с рисунков А. Оленина, А. Егорова, И. Иванова, Н. Львова.
Как гравер Гогенфельден отличался большим мастерством он много печатался в старых иллюстрированных журналах и гравировал отдельные издания, в том числе и академическое издание Державина.
Гогенфельден числился преподавателем гравюры в школе Общества поощрения художников (Императорское общество поощрения художеств (ОПХ)) до 1897 года.
Помимо работы в школе, Гогенфельден служил также в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Слыл Гогенфельден за изобретателя; как-то сделал статуэтку собаки, отлитую из смеси изобретенного им состава металла.
Старость мешала Гогенфельдену вести преподавание с необходимым подъемом и сосредоточенностью, и он нe давал того, чего вероятно, легко достигал прежде. Он вообще тяготился обстановкой школы и искал случая, чтобы отказаться от преподавания.
===========================
Дополнительно: