Работы художника Р Мазеля

Художник — Рувим (Илья) Моисеевич Мазель

Р. Мазеля
Страна: Россия
Родился: 24 января 1890 г.
Умер: 1967 г.

Рувим (Илья) Моисеевич Мазель родился в Витебске. Первое художественное образование он получил в середине 1900-х годов в родном городе, в знаменитой школе Иегуды Пэна, откуда вынес интерес к бытовой стороне жизни, которая в его творчестве приобретет более современные бытийные черты. Проучившись несколько лет в школе Общества поощрения художеств в Петербурге, он был вынужден оставить ее из-за отсутствия «вида на жительство» в столице. В 1910 году уехал с целью совершенствования графического мастерства в Мюнхен, где посещал в Академии художеств мастерскую гравера Питера Хальма. Параллельно совершил для знакомства с искусством мастеров Ренессанса два путешествия в Италию. С началом Первой мировой войны Мазель возвращается на родину и перебирается в Москву. На выставке 1-й студии МХТа, в которой работал художником-декоратором его друг по школе Пэна М. Либаков, он показал свои мюнхенские рисунки, заслужившие одобрение А. Бенуа и Л. Пастернака (последний высказал при этом приятное удивление, что он «такой молодой и не футурист»).

В 1915 году Мазель был мобилизован и направлен на восточный фронт. Он оказался сначала в Красноводске, а затем в Ашхабаде. Событие это оказалось решающим в его творческой биографии. По его словам, в Туркмении в нем «проснулась давняя страсть к Востоку» и именно там он «впервые осознал цель своего искусства».

Первая крупная графическая работа, созданная в этих краях в 1916-1918 годах, — серия акварельно-карандашных рисунков под общим названием «Узоры персидского города». Как и последующие графические циклы, она была задумана в виде авторской книги с дополняющими рисунки словесными описаниями. В листах передана теснота азиатского города, в котором дома лепятся как ячейки улья. Фигурки грузчиков-амбалов, продавцов ковров, курильщиков опиума, персов с крашеными бородами точно очерчены и стилизованы в духе модерна. Но, несмотря на название, в образах еще мало восточных узоров (как и восточной красочности). Сам Мазель позже напишет: «Вскоре я увидел, что персидские кварталы Ашхабада — не главное в Туркмении. Персидская часть города не так уж характерна, а вот туркмены с их бытом, былой славой кочевников-аламанщиков — самое существенное в этой стране...Я был потрясен красочным бытом туркмен, чудесными коврами, в письменах орнаментов которых вылилась вся душа этого народа. Я увидел оригинальную одежду мужчин и женщин, всадников, джигитирующих на прекрасных конях и скачущих на краю пустыни Каракум». Выходец из черты оседлости, хранящий в глубинах генетической памяти образ древней Палестины и как бы продолжающий жить в ней, читая древние книги и совершая (по крайней мере, в детстве) ежедневные и праздничные обряды, Мазель был покорен библейской красотой Туркестана — сожженными солнцем пустынями и цветущими оазисами, архаичным укладом и вольнолюбивыми обитателями, кочевниками-скотоводами, напоминавшими библейских праотцев и исповедующих (при всех пережитках язычества) мусульманскую религию, восходящую корнями к иудаизму. Как художник, он был особенно захвачен искусством туркмен. Ознакомиться с ним в те годы было непросто из-за опасностей углубления за пределы Ашхабада. Помогло замечательное мероприятие, предпринятое Мазелем совместно с его другом художником А. Владычуком (позже ставшим жертвой сталинских репрессий). В 1920 году ими была создана в Ашхабаде первая художественная студия, позже получившая громкое название в духе времени: «Ударная Школа искусств Востока». В Школу удалось привлечь, наряду с европейцами, довольно большое число молодых туркмен, самым одаренным из которых оказался Бяшим Нурали. Мазель был главным педагогом Школы, стремившимся достичь в творчестве своих подопечных слияния западных и восточных художественных традиций. Для изучения национального искусства совершались поездки в отдаленные кишлаки — именно тогда Мазель по-настоящему открыл для себя художественную культуру туркмен. К сожалению, Школа была закрыта в 1925 году по политическому доносу одного из неуспевающих учеников. Однако сам Мазель из-за тропической малярии, едва не стоившей ему жизни, (в кубизированном акварельном автопортрете тех лет он изобразит себя изнуренным болезнью, но исполненным творческой воли) был вынужден уехать в Москву еще в 1923 году. Он увез с собой массу начатых листов, которые завершил в основном в середине 1920-х годов. Среди них помимо отдельных работ, выполненных в авангардистском и в «ковровом» стиле, были три графических серии: «Вокруг ковра туркмен», «Степь говорит» и «Ковровые сказки».

О туркменском ковре Мазель написал почти афористические строки: «Искусство туркмен — это ковер, вобравший в себя все, что было прекрасного в душе народа — природу, быт, историю, краски неба и земли. Туркмен поет о ковре, и в ковровый узор там слагается все живущее и сквозь ковровый узор все смотрит на мир». Не удивительно, что все искусство Мазеля в 1920-е годы как бы вращается вокруг ковра, как вокруг некой оси. В серии листов с подобным названием само ковроткачество как бы вплетается в ткань народной жизни. Реальность переводится на язык графики, обладающий изначальным геометризмом и способствующий синтезу увиденного.

Цикл «Степь говорит» представляет собой вытянутые по горизонтали узкие листы, которые напоминают книжные закладки. К ним сохранились отдельные тексты, стихи в прозе, из которых мы узнаем, что именно рассказала степь умеющему слушать ее художнику. Композиции орнаментально организованы и написаны яркими, сочными красками. Реальные предметы, сохраняя свой облик, на наших глазах превращаются в ковровые узоры, что, собственно, и происходило при возникновении первых ковровых орнаментов. Можно сказать и по-другому: из письмен орнаментов, как некогда из божественного Слова, рождаются зримые вещи, а сам художник уподобляется библейскому Демиургу. При этом традиционные ковровые узоры приобретают у Мазеля остроту современных ритмов, а образы кажутся пульсирующими, находящимися на грани фигуративности и абстракции.

Центральное произведение художника середины 1920-х годов — книга-альбом «Ковровые сказки», которую он рассматривал как итог восьми лет, проведенных в Туркмении. Сохранились, как он их называл, «предисловия к форме» и эссе о туркменской художественной культуре, которые должны были войти в книгу. Мазель посвятил свое творение Нурали и еще одному туркмену, познакомивших его с народными мифами и преданиями, ставшими сюжетами книги. Если в альбоме «Вокруг ковра» показывались эпизоды туркменского быта, в серии «Степь говорит» ковровый орнамент начинал говорить языком зримых образов, то в книге «Ковровые сказки» раскрывалась судьба и душа народа. Изображения охваченного вдохновением национального поэта, девушек, ткущих ковер, величественной «ханши», джигитов, стреляющих на ходу или погибающих среди песков, волшебных колодцев, чудесной прародины туркмен — все эти феерически-красочные или черно-белые образы невелики по размерам, как и положено книжной иллюстрации, и одновременно монументальны — перед нами задуманная и реализованная художником «фреска в миниатюре».

Во второй половине 1920-х годов Мазель отходит от миниатюрного стиля и начинает писать полномасштабные картины маслом — «Качели», «Невеста», «Старый Ашхабад», «В юрте». Последняя — подлинный шедевр творчества художника, воплощающая во всей полноте его видение среднеазиатского Востока.

Мазель не только усматривал сходство туркмен начала ХХ века и древних иудеев, но порой почти отождествлял их. И кажется вполне закономерным, что в первой половине 1930-х годов он выполняет цикл графических и живописных произведений на сюжеты Торы, взятые из книг Бытия и Исхода. В графических листах, выполненных уже не в ковровом, а неоклассическом стиле, мы видим Авеля с лицом самого Мазеля, олицетворяющего пастушескую культуру, и Каина, ее разрушителя. Замечательно красив лист, освещенный как будто не столько азиатским, сколько итальянским солнцем, с Авраамом и Саррой, принимающих трех ангелов. Первосвященник Аарон полон духовного величия. Моисей дарует народу скрижали Завета и умирает, созерцая Обетованную землю. Целый ряд работ посвящен истории Иосифа, любимого библейского персонажа Мазеля; в графике и в живописи отражена вечная и особенно характерная для советских 1930-х годов ситуация предательства и страдания невинного. В похожей на грезу картине маслом «Бегство Иакова от Лавана» («Перекочевка»), наряду с библейским образом возникает как будто последнее видение старой Туркмении. Уже в годы войны художник напишет древних иудеев с ковчегом Завета, одетых в туркменские одежды и заклинающих звуками длинных азиатских труб демонов ХХ века. И в этом, и во всех прочих произведениях серии мы видим своеобразную туркменизацию Библии, что было связано в равной мере со стремлением закамуфлировать библейский сюжет в эпоху воинствующей борьбы с религией и с желанием показать родственность иудаизма и ислама.

И в туркменских, и в библейских вещах Мазель стремился к потаенности образов, а в ряде случаев — к «сокрытию лика», как бы продолжая в изобразительном творчестве, по мере возможности, не нарушать Вторую заповедь Моисея о запрете на изображение. Создавая психологические портреты, он подчеркивал неразгаданную тайну духовной жизни их персонажей. Поворачивал фигуры спиной к зрителю или зашифровывал в узорах коврового стиля, растворял объемы в растушевках, окутывал дымкой или, наоборот, замыкал в непроницаемо-чеканных формах.

В целом, творчество Мазеля — яркий пример еврейского художника, сохраняющего национальную идентичность и при этом влюбленного в иную, хотя и родственную культуру.

© Наталья Апчинская



Обложки изданий (5)

1924

Трубка
1924 г.
О Курске, о Комсомоле, о мае, о полете, о Чаплине, о Германии, о нефти, о 5 Интернационале и о проч.
1924 г.
Джунгли
1924 г.
1925

Афганистан
1925 г.
2016

Афганистан
2016 г.

Внутренние иллюстрации изданий (4)

1924

Трубка
1924 г.
Джунгли
1924 г.
1925

Афганистан
1925 г.
2016

Афганистан
2016 г.



⇑ Наверх