Художник — Адольф Иосифович Шарлемань
Умер: 1901 г.
Адольф Иосифович Шарлемань (Боде-Шарлемань) — мастер батальной, исторической и жанровой живописи, внук скульптора-декоратора Ж.-Б. Боде-Шарлемана, переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II из Руана, и сын архитектора, воспитанника Императорской Академии Художеств. Принимал участие с создании Российского герба и автор всем хорошо известной колоды Атласных карт.
Получил общее образование в училище при Санкт-петербургской лютеранской церкви святого Петра. В 1848 г. поступил в академию, в которой занимался исторической живописью, под руководством Ф.А. Бруни, и батальной в классе Б.П. Виллевальде. В 1852 г. получил малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе», в 1853 г. большую серебряную медаль за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем», в 1854 г. малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» и, наконец, в 1855 г. большую золотую медаль за картину «Суворов на С.-Готарде». Эта награда дала молодому художнику право на поездку в Германию в качестве пенсионера академии. В Мюнхене, где, пользуясь советами художника А.Е. Коцебу, он написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии».
За второе из этих произведений Шарлеман в 1859 г. был удостоен звания академика. Во время следующей зарубежной поездки, на сей раз в Париж, Шарлеман изучал полюбившийся им стиль Помпадур по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 г. Здесь первыми его работами были надпрестольные и другие образа для католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне, затем написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
В 1867 г. Шарлеманом была написана картина «Екатерина II в мастерской Фальконета», за которую художнику было присвоено звание профессора. Эту картину приобрела императрица Мария Александровна (супруга императора Александра III. С этого времени известность художника упрочилась и быстро возрастала. Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, исполненных с большим вкусом. Композиции Шарлемана в течение более чем двадцати лет нарасхват приобретались издателями иллюстрированных журналов.
С 1871 г. Ш. служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг; в этом же году он был приглашен быть консультантом в рисовальные мастерские главного интендантского управления для исполнения акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего в альбомы императора Александра II, а в 1873 г. получил титул художника Его Императорского Величества. Из работ Шарлемана, написанных масляными красками, кроме вышеупомянутых, наиболее совершенными по технике и глубине раскрытия образов являются картины «Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» и «Петр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Цыклера» (1884).
Обложки изданий (1)
Внутренние иллюстрации изданий (4)
Примечание