Художник — Александр Иванович Морозов
Умер: 11 декабря 1904 г.
Александр Иванович Морозов — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.
Родился в Санкт-Петербурге, учился в Императорской академии художеств с 1851 года. Получил медали: в 1857 г. — две 2 серебряные; в 1858 г. — 2 и 1 серебряные. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе». Окончил академический курс в 1863 с званием классного художника и через год за «Выход из церкви, в провинции « (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком. Кроме этой последней картины, наиболее удачными жанровыми произведениями Морозова признаны «Сельская бесплатная школа» (1872; также в Третьяковской галерее) и «После пожара» (1888). На академических выставках в Санкт-Петербурге обращали на себя внимание публики некоторые из многочисленных портретов его работы, выполненных масляными красками (например, портреты молодого графа Апраксина и госпожи Корнилович) и акварелью. Из-под его кисти вышло также немало церковных образов. Одно время он давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств.
Такие крупные живописцы, как А.Н. Бенуа и И.Э. Грабарь, знатоки искусства и художественные критики, называли Морозова «запоздалым венециановцем». Не потому, что «венециановцем», а потому, что «запоздалым», ибо идиллический мир А. Венецианова и его сподвижников, с внутренней теплотой и внешним очарованием их картин, имеет полное право на появление и во второй половине XIX века, и в многоликом веке XX, и в наши дни.
Свое окончание Академии художеств Александр Морозов отметил участием в «Бунте четырнадцати», отказавшись вместе с И. Крамским и другими двенадцатью выпускниками работать над дипломной картиной по заданной сверху теме. Далее учреждение петербургской Артели художников. Однако членом естественного преемника Артели — организации Товарищества передвижных художественных выставок — А.И. Морозов не стал. Впрочем, подготовка молодого художника была настолько хороша, что через год после выхода из Академии он создает едва ли не лучшее свое полотно — представленный здесь «Выход из церкви в Пскове». Жанровая по теме, многофигурная по построению, с чудесной передачей интенсивного солнечного света картина вызвала исключительно доброжелательное отношение и критики, и зрителей. Картину для своей коллекции приобрел П.М. Третьяков, что являлось особым знаком качества живописных полотен.
К сожалению, А.И. Морозов написал совсем немного своих замечательных картин. Необходимость иметь постоянный заработок обязывала его заниматься работой преподавателя рисования в далеко не художественных училищах, давать частные уроки, писать по заказу портреты и иконы, заведомо невысокого художественного уровня. Так и вошел А.И. Морозов в историю русской живописи автором небольшого числа картин, высокий уровень исполнения которых делает их желанными экспонатами многих отечественных музеев.
Обложки изданий (4)
Внутренние иллюстрации изданий (4)
Примечание