Художник — Роберто Инноченти
Родился: 16 февраля 1940 г.
Роберто Инноченти (Roberto Innocenti)
Родился в маленьком городе неподалеку от Флоренции. В 13-летнем возрасте ему пришлось бросить школу, и пойти работать, чтобы помогать семье. Но страсть к рисованию была так велика, что уже в восемнадцать он уезжает в Рим и поступает в анимационную студию, а также делает театральные и киноафиши, занимается книжным дизайном. Специального художественного образования Инноченти так и не получил.
С начала 70-х гг. Роберто Инноченти полностью посвятил себя книжной иллюстрации. Первой книгой, принесшей художнику известность, стала «Золушка». Эта работа сразу обратила на себя внимание не только высоким мастерством художника, но и оригинальностью трактовки. Инноченти перенес действие сказки из волшебной страны в английскую деревню 1920-х гг. Уже в этой книге проявились характерные черты стиля Инноченти — изысканность и деликатность цветового решения, уверенность линий, внимание к историческим реалиям и тщательная прорисовка деталей. Акварельные рисунки Инноченти порой кажутся гипер-реалистичными, почти фотографически точными, создавая у читателя-зрителя ощущение достоверности и понятности, а сдержанная цветовая гамма не провоцирует чрезмерную эмоциональность восприятия, а, скорее, настраивает на вдумчивое внимательное чтение и разглядывание. Наверное, про Роберто Инноченти можно было бы сказать, что он из тех, кто старается «сказку сделать былью». Его иллюстрации не подавляют многоплановостью философского осмысления, фантастической мистикой, сложной метафоричностью, художника скорее привлекает игра, возможность заново представить известные сюжеты.
Так, иллюстрации к «Щелкунчику» Э.Т.Гофмана переносят читателя из сумрачной Германии в уютный Лондон. «Приключения Пиноккио» разворачиваются в хорошо знакомых Инноченти окрестностях Флоренции.
А в книге-альбоме «Последнее прибежище» (авт. текста Патрик Льюис) Инноченти предлагает читателю увлекательную литературную игру-головоломку. В полупустом отеле на уединенном курорте художник собирает странную копанию: одноногого моряка, полицейского, попугая, летчика, потерпевшего аварию, внимательный читатель узнает в них героев известных литературных произведений и культовых фильмов: Дама-инвалид оказывается андерсеновской Русалочкой, паренек-рыболов напоминает Гекельбери Финна, Белый кит — это знаменитый Моби Дик, а полицейский инспектор, не расстающийся с трубкой — догадались, кто? Вся эта пестрая компания собралась под одной крышей, объединенная странной ностальгией. Читатель, переходя от страницы к странице», приоткрывает одну загадку за другой и погружается в увлекательную игру в воспоминания, построенную по законам постмодернизма.
Большой международный резонанс имели книги Роберто Инноченти, посвященные событиям Второй мировой войны и трагедии Холокоста — «Белая Роза» и «История Эрики». В центре внимания художника — судьба ребенка во время войны, его незащищенность и попытки осознать трагизм происходящих событий. В «Белой Розе» героиня помогает узникам концлагеря и гибнет в самом конце войны. . В основе «Истории Эрики» реальная судьба девочки, которой чудом удалось спастись из поезда, который вез ее в концентрационный лагерь. Присущая манере художника некоторая фактографическая сухость в данном случае способствует созданию наибольшего напряжения, и в тоже время помогает Инноченти избежать сентиментальности. Трагедия войны, представленная в художественных образах, преображается во вневременную метафору, смысл которой доступен и ребенку и взрослому.
Книги Роберто Инноченти изданы в разных странах и принесли ему мировую известность и многочисленные престижные награды.
Награды и премии:
Премия имени Ганса Х. Андерсена / Hans Christian Andersen Award, 2008 // Художник-иллюстратор детской книги. (Италия) |
Номинации на премии:
Премия имени Ганса Х. Андерсена / Hans Christian Andersen Award, 2004 // Художник-иллюстратор детской книги. (Италия) |
Обложки изданий (8)
Внутренние иллюстрации изданий (6)
Примечание