Художник — Евгений Петрович Ващенко
Родился: 27 января 1887 г.
Умер: 20 марта 1979 г.
Евгений Петрович Ващенко -график, живописец, сценограф.
27 января 1887 (Щигры Курской губ.) – 20 марта 1979 (София).
Окончил реальное училище в Курске. В 1905–1910 учился в Петербурге у Е. Е. Лансере и Б. М. Кустодиева. Познакомился с Н. И. Кульбиным и вошел в авангардистскую группу «Треугольник». Портреты, пейзажи, книжная графика экспонировались на выставках «Импрессионисты» (Вильно, 1909/10) и «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910). Исполнил виньетки и иллюстрации к сборнику «Студия импрессионистов» (СПб., 1910). Участвовал в оформлении спектаклей В. Э. Мейерхольда. В 1910 из-за смерти отца был вынужден вернуться в Щигры.
В начале I мировой войны пошел на фронт, затем служил в Белой армии в чине подпоручика. В 1919 работал художником и режиссером самодеятельного театра в Богодухове Харьковской губернии. В 1920 эвакуировался с воинскими частями в Галлиполи (Турция). Расписал в галлиполийском лагере иконостас русской церкви и рисовал декорации для театра Дроздовского полка. Участвовал в работе местного художественного кружка. Исполнил эскиз обложки для сборника «Русские в Галлиполи».
В 1921 попал в Болгарию. Преподавал рисование в школах Севлиево и Луковита. Организовал в Луковите театральные кружки оперетты и драмы, оформлял самодеятельные спектакли. Рисовал для журнала «Светулка» (1923–1933), иллюстрировал русские и болгарские сказки. В 1931 переехал в Софию. Входил в Товарищество художников Болгарии, Общество независимых художников и Общество русских художников в Болгарии (в 1934–1938 – председатель); участвовал в выставках.
С 1933 работал в основном как сценограф. Был главным художником Софийского кооперативного театра (с 1934), декоратором и костюмером в театре Сладкарова, в Государственном музыкальном театре имени Стефана Македонского (с 1947), сотрудничал с Народным театром имени Ивана Вазова, Народной оперой, театрами Варны и Габрово. За тридцать лет оформил более двухсот драматических, оперных и музыкальных спектаклей. В числе лучших работ – «Орленок» Э. Ростана (1934), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1935), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1947), «Цыганский барон» И. Штрауса (1949), «Накануне» по И. С. Тургеневу (1952), «Королева чардаша» И. Кальмана (1957), «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха (1959). Писал портреты, занимался графикой и мелкой пластикой из терракоты.
После выхода на пенсию в 1960 работал консультантом по сценографии. За творческие успехи был дважды награжден орденом «Кирилл и Мефодий» (1957 и 1967). В 1974 получил звание «Заслуженного художника».