Художник — Юрий Николаевич Филоненко
Родился: 1947 г.
Умер: 2016 г.
Юрий Николаевич Филоненко — уральский художник-иллюстратор.
Родился в г. Луганске. В 1974 г. окончил Украинский полиграфический институт имени И. Фёдорова, по профессии — книжный график.
С 1974 г. жил и работал в Екатеринбурге. С 1975 г. — участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Член Союза художников России (1977 г.).
Работал в книжной, станковой графике и как живописец. За иллюстрации к «Слову о полку Игореве» удостоен диплома Биеннале в Венеции (1987 г.). Лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2003 г.).
Начиная с конца 80-х годов Ю. Филоненко писал загадочные картины-миражи, этакие фантастические сновидения. В них действует особая система взаимоотношений между элементами действительности и воображения. Часто в основе сюжета его работ – жизненное наблюдение или рядовая повседневная ситуация (например, мытьё в бане или разговор двух влюблённых). Но художник обыгрывает эту ситуацию, возводя то в ранг философской притчи, то – ритуального действа, то снижает до уровня анекдота, при этом обнаруживая умение видеть фантастическую необычность заурядного. Эта магия настолько заразительна, что вовлекается в таинство происходящего и зритель. Он в своей попытке разгадать загадку художника, словно становится участником ритуала, вершавшегося вне времени. Переход от конкретного факта к его обощённому осмыслению решается, подчас, за счёт приёма эксцентрического сдвига.
Так, в работе «Дикая ревность», где изображены сидящие мужчина и женщина, на руках женщины оказывается вдруг фигура химеры, а в холсте «Явление на Чусовой» отдыхающий у реки художник встречается со сфинксом. Это сочетание несочетаемости даёт ощущение странности, алогизма и позволяет говорить о создании гротескного образа. В приём включается не только игра парадоксальными символами, но и само пластическое решение картины. Отсутствие традиционного планового построения, определённый знаковый набор деталей, деформация фигур. При этом колорит картин нежен, тонок, и в его мягкой сдержанности заключена ещё одна тайна своеобразия живописи Ю. Филоненко.
Произведения Ю. Филоненко находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, в музеях Екатеринбурга, г. Челябинска, г. Кемерово, г. Уфа; в частных коллекциях в России и за рубежом.