Художник — Соломон Бенедиктович Телингатер
Родился: 12 мая 1903 г.
Умер: 1 октября 1969 г.
Соломон Бенедиктович Телингатер родился в Тифлисе 12 мая (29 апреля ст.ст.) 1903 г., а вырос в Баку. Здесь определились и его художественные интересы. В ранней молодости он работал в газете, рисовал карикатуры и плакаты и много времени проводил в типографии, где хорошо освоил технику ручного набора и верстки. Большое впечатление произвели на начинающего художника типографские опыты закавказских футуристов. Редкие книжки тифлисского поэта и художника Ильи Зданевича, превращавшего текстовой набор в богатую пластическую «игру в буквы» самых разных начертаний и размеров, Телингатер хранил в своей московской мастерской до конца жизни.
Все это оказалось очень нужным в Москве, куда художник переехал в 1925 г. Искусство книги становится с этих пор делом его жизни. Он работает непосредственно в типографии, главным образом над обложками массовой литературы – художественной, политической, учебной. Его увлекла характерная для того времени конструктивистская идея – делать книгу, не прибегая к рисованию и гравюре,– только типографскими средствами. Изобретательно используя обычный материал наборной кассы – линейки, скобки, звездочки, буквы и математические знаки, он строил самые разнообразные композиции, не только орнаментальные, но и довольно сложные изобразительные.
Стремясь руководить вниманием и чувством читателя, художник вмешивается и в организацию текста. Поэму А. Безыменского «Комсомолия» он набрал вперебивку различными по рисунку, цвету и размеру шрифтами, создавая ощущение напора, энергичной декламации, пафоса.
В иллюстрациях фотография вытесняет «недостоверный» рисунок. «Фотография – наилучший аргумент – факт», – считал Телингатер, а ее выразительность можно усилить контрастным монтажом. Из такого рода плакатных сатирических фотомонтажей он вместе с писателем И. Файнбергом сделал в 1934 г. книгу о мировой войне «1914-й».
С 1933 г. Телингатер – художественный редактор Партиздата. Его главные работы тех лет – специфические парадные издания, прославлявшие успехи советской власти. Решительно изменившийся стиль времени тяготел теперь к монументальности и симметрии, к дорогим материалам. Господствовала официальная эмблематика, предпочитались не наборные, а рисованные шрифты, преимущественно классического характера. Изобретательность художника сосредоточилась в середине тридцатых годов на использовании необычных для книги материалов, получавших в ее контексте символическое звучание. Переплет издания «Качественная сталь» был стальным, а белый плюш переплета альбома «Героическая эпопея», посвященного спасению челюскинцев, напоминал о снежных полях Арктики.
В годы войны Телингатер – художник фронтовой печати. В послевоенные годы главные его работы – издания художественной литературы, книги об искусстве и архитектуре. Он часто работает с ведущими иллюстраторами тех лет – Д. Шмариновым, Е. Кибриком и другими, «встраивая» их графические циклы в ансамбль книги. Он мастер сложного декоративного ансамбля, объединяющего каждый раз по-новому текст и графику с богатым шрифтовым и декоративным оформлением. Артистическая каллиграфия, к которой он теперь нередко прибегает, необычайно динамична, отличается энергией росчерков и богатством ритма. Он создал также несколько выразительных алфавитов, декоративного или монументального характера. Наконец, в одной из поздних своих больших работ – «Нравы Растеряевой улицы» Г. Успенского (1963), он становится также и иллюстратором, преодолевая сложившееся еще в тридцатые годы распадение искусства книги на две отдельные профессии: оформление и иллюстрирование.
Соломон Телингатер скончался в 1969 г. Вместе с книжной культурой своего века он прошел сложный путь поисков и художественных открытий, получивших и международное признание. Знаком этого была Гутенберговская премия, присужденная мастеру в 1963 г.