Художник — Борис Ангелушев
Родился: 25 октября 1902 г.
Умер: 24 августа 1966 г.
Борис Ангелушев (Борис Димитров Ангелушев) — болгарский художник-график, иллюстратор, карикатурист, автор шрифтов.
Основатель книжного дизайна в Болгарии, известен множеством сатирических рисунков и карикатур на антифашистскую, политическую и социальную тематику, а также двумя монументальными картинами «Конница Аспаруха переходит Дунай» и «Повешение Василя Левского», вошедшими в книги для чтения и учебники. Историки искусства отводят ему большую роль, особенно за вклад в иллюстрацию и искусство книги, за что через два года после его смерти, в 1968 году, Союз болгарских художников учредил ежегодную премию имени Ангелушева.
Родился в Пловдиве (Болгария), в семье македонских болгар из Плевни, Драмско. Он брат доктора Живко Ангелушева. Сдав вступительные экзамены в Софии, в 1923 году он получил стипендию и поехал учиться в Германию, где его старший брат Живко уже изучал медицину. В 1928 году он окончил Берлинскую академию художеств по специальности прикладная графика у профессоров Шпигеля и профессора Майта. Еще будучи студентом, он сотрудничал с левой немецкой прессой с карикатурами, подписанными псевдонимом Бруно Фукс. В 1926 году он проиллюстрировал немецкий перевод стихотворения Гео Милева «Сентябрь». Автор многочисленных карикатур, высмеивающих высших нацистских функционеров, в 1933 году был вынужден бежать из Германии. Эмигрировал в Чехословакию, затем в Швейцарию. В 1935 году он вернулся в Болгарию вместе со своей женой Гердой Глоке.
В 1930-е годы он был иллюстратором молодежной газеты «Весела дружина» с издателями-редакторами Эмилем Кораловым и Лачезаром Станчевым. В конце 1930-х годов он создал серию рисунков типичных народных типов, выполненных черным мелом, — «Угольщик», «Старый пастух», «Сторож» и др. Его интересовала историческая тема, которую он развил в одной из немногих своих живописных композиций — «Конница Аспаруха переходит Дунай» (1939) и «Повешение Василя Левского» (1942). В 1940 году он оформил обложку первого издания «Моторни песни» Николы Вапцарова.
В 1940-е годы были выпущены многочисленные почтовые марки, созданные Борисом Ангелушевым как по принципу гравюры, так и мягкой кистью и нюансированными полутонами. Среди этих марок — «Возвращение Южной Добруджи Болгарии» 1940 г. номиналом 1 и 2 лв., «Единая Болгария» 1941 г. номиналом 2 лв., марка «Займ свободы» 1945 г. номиналом. номиналом 50 лв., марки «Партизаны» 1946 г. номиналом 5 и 50 лв. и т. д. Для их графического оформления он создавал и экспериментировал с новыми шрифтами, которые позже использовал в области книжного дизайна и иллюстрации. Во время бомбардировки Софии его вместе с женой эвакуировали в село Железница. После 9 сентября 1944 года он был вызван по объявлению на Радио София явиться на типографскую базу в Горубляне, где создал первые агитплакаты новой власти, после чего ушел на фронт в качестве военного художника.
В октябре 1945 года он создал обложку первого номера журнала «Жената днес». После 1950 года иллюстрировал «Невестку» Георгия Караславова, «Сказки» Ганса Христиана Андерсена, «Сентябрь» Гео Милева, «Домашно огнище» Елина Пелина, «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, «Бай-Ганьо» Алеко Константинова, «Несчастный» Ивана Вазова, «Судьба человека» Михаила Шолохова. В начале 1960-х годов он занялся иллюстрированием научно-популярной и научно-фантастической литературы, автор графического оформления первых номеров журнала «Космос» за 1962 год.
Он является автором рисунка, по которому скульптор Любомир Далчев реализовал бронзовый рельеф со скульптурной композицией «Октябрь 1917 года» с восточного фасада Памятника Советской Армии в Софии.
Работы Ангелушева принадлежат Национальной картинной галерее, многочисленным галереям страны, Дому юмора и сатиры в Габрово.