Художник — Анджей Дудзиньский
Родился: 14 декабря 1945 г.
Умер: 17 января 2023 г.
Анджей Дудзиньский (Andrzej Dudziński) — польский живописец, график, иллюстратор, карикатурист.
Родился в 1945 году в Сопоте.
Анджей Дудзиньский изучал архитектуру в Гданьском технологическом университете с 1966 по 1968 год, а затем дизайн интерьера и графику в Академии изящных искусств в Гданьске. Он получил степень на отделении графики Академии изящных искусств в Варшаве под руководством Хенрика Томашевского. Интересы художника лежат в области живописи, рисунка, графики, плаката, иллюстраций для прессы, карикатуры, книжного дизайна, сценографии, кино и фотографии. В своих иллюстрациях он обычно использует пастель и масляные мелки, угольный карандаш или акриловые краски.
Оглядываясь на свою молодость, художник утверждал, что в Сопоте «социализм смешался с довоенными традициями, а местечковый менталитет — с космополитическим миром». После политической оттепели октября 1956 года польский город Труймясто был очень популярен среди кинематографистов, студенческих театров, в том числе знаменитого театра Бим Бом, а также сливок общества и артистов, собравшихся в SPATIF, легендарном клубе советской богемы.
Будучи студентом Академии изящных искусств в Варшаве, он публиковал свои черно-белые сатирические карикатуры в ежемесячнике «Polska» и еженедельнике «Szpilki and Kultura».
С 1970 по 1972 год художник жил в Лондоне, где познакомился с выдающимся художником и иллюстратором Феликсом Топольским, который, как говорят, рекомендовал Дудзиньского, ищущего работу, в подпольные журналы. Вскоре после этого Дудзиньский начал работать в «OZ», «Ink», «Frendz» и «Time Out». Художника вдохновляло отсутствие цензуры, моральная свобода и неограниченный доступ к процветающей поп и высокой культуре. Со своими первыми заказами на рисунки Дудзиньский оказался в эпицентре творческой жизни богемного Лондона, который наслаждался достижениями «молодой революции» 1968 года. Он нашел свое место, рисуя карикатуры точным штрихом и сложными психоделическими приёмами, а также черпая вдохновение из арсенала эротических, непристойных или фантастических мотивов поп-арта.
После своего возвращения в Польшу, с некоторой помощью своей жены Магдалены Дыгат, он установил контакт с литературной и художественной элитой Варшавы того времени (включая Йонаша Кофту, кабаре Pod Egidą, Салон Незалежных / Салон Независимых). Вскоре после этого он начал получать заказы на театральные и киноафиши, такие как шекспировское «Укрощение строптивой», поставленное в Театре Розмайтоски в Варшаве, 1976. В то время он реализовал свои художественные таланты одновременно в разных областях искусства. Художник возобновил сотрудничество с сатирическим еженедельником «Szpilkа». На его страницах он создал спорную птицу Дуди — альтер-эго художника-хиппи. Кроме того, Дудзиньский сотрудничал с такими журналами, как «Literatura», «Kulisy», «Ty i Ja» и «Polityka». Позже он начал работать с ежедневными газетами Gazeta Wyborcza и Rzeczpospolita, Literatura, NaGłos, Polityka, Projekt, Przekrój и Radar.
Воображение Дудзиньского уходит корнями в сюрреализм. Оно выражается в гротескном изменении размеров форм, абсурдном чувстве юмора, проявляющемся в переворачивании порядка мира — людей, животных и предметов — с ног на голову за счет удивительных несоответствий и наложений приемов коллажа, рисунка, живописи, а также интуитивное и произвольное использование цвета. Эти черты особенно заметны на первой обложке, созданной художником для журнала «Ty i Ja» (июнь 1970 г.), который сотрудничал с самыми известными польскими графическими дизайнерами. Через несколько лет Дудзиньский снова покинул Польшу и переехал на Запад, сначала в Голландию и Францию (1976), а затем в США. В то время художник снова связался с Роландом Топором, который был большим поклонником птицы Дуди. В 1977 году художник посетил Международную конференцию дизайна, проходившую в Аспене, штат Колорадо, а затем поселился в Нью-Йорке. Там он работал в таких престижных ежедневных газетах и журналах, как «The Atlantic Monthly», «The Boston Globe», «Newsweek», «The New York Times», «Playboy», «Rolling Stone», «Vanity Fair», «The Washington Post», «Time», а также в ряде крупных издательских домах. Одновременно он продолжал публиковать свои работы во многих европейских газетах и журналах. Художник также работал с такими компаниями, как «AT&T», «Condé Nast», «IBM», «Deutsche Telekom» или «Royal Bank of Scotland». В 1981 году Дудзиньскому предложили должность лектора на кафедре иллюстрации в Школе дизайна Парсонса в Нью-Йорке. Он работал в: «The Atlantic Monthly», «The Boston Globe», «Newsweek», «The New York Times», «Playboy», «Rolling Stone», «Vanity Fair», «The Washington Post», «Time», а также ряде других крупных издательств.
Сотрудничество Дудзиньского с «The New York Times» потребовало от него пересмотра своей красочной стилистики в пользу черно-белых иллюстраций. Художник с успехом удовлетворил потребности редакции. Он был известен использованием утонченной метафоры, навыком, который он развил, пытаясь обойти социалистическую цензуру в Польше. Его иллюстрации для «The New York Times» были подписаны «Jan Kowalski» — польский эквивалент Джона Доу — и несли политический и антисоветский подтекст, часто изображая микроскопические силуэты людей, беспомощных перед системой, представленной символической и подавляющей по размеру формой или объект. (Uchodźcy polityczni – sylwetki /Политические беженцы – Профили, «The New York Times», 1981 г.). Многие из этих иллюстраций также были опубликованы в «Nowy Dziennik» — крупнейшей польской газете в США.
Вернувшись к цветным иллюстрациям, выполненным, в частности, по заказу The Boston Globe, Дудзиньский в начале 1980-х пришел к формуле, которая и по сей день считается представителем его уникального яркого стиля. Он проявил ее на черной грубой бумаге, выбранной в качестве идеального фона для идей художника, использовавшего масляные мелки швейцарской фирмы Caran d’Ache. Мелки производят эффекты как рисования, так и живописи. При растворении в темпере они легко создают цветовую область. Глубокий черный или темно-синий фон выделял красочные и контрастные мотивы, выразительно подчеркнутые ярким контуром. Такова театральная серия Widzowie / Spectators, созданная для выставки в Национальном театре в Лондоне в 1983 году, или серия иллюстраций для календаря IBM 1992 года.В серии бюстов Widzowie / Spectators Дудзиньский уступил место ироническому и гротескному прочтению человеческого тела, которое он превращает в маску, фантом, голову робота или «человека-птицу». Гротескность этих изображений достигается за счет противопоставления условной позы изображаемой «натурщицы» ряду форм от органических форм до отчетливо вычерченных многогранников и сфер.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов Дудзиньский создал еще одно известное существо: Джонангус Маккей кратко описал Покрака как «шар на ногах с глазами насекомого». Сначала Покрак появился как мотив на картинах художника, однако с 1992 года это существо в течение 6 лет фигурировало в Tygodnik Powszechny, где Дудзиньский еженедельно публиковал сатирическую мини-колонку. Рифмованные тексты, произнесенные Покраком, а со временем и его друзьями, были восхвалены самим Чеславом Милошем, который связал этот чистый бессмысленный юмор с традицией «Зеленого гуся» Константина Ильдефонса Галчиньского. В то время как Станислав Баранчак последовательно называл Покрака Санчо Пансой, а Дуди считался Дон Кихотом на сцене польской культуры.
Помимо сатирических иллюстраций, Дудзиньский создал и другие произведения другого характера. В серии Koperty / Envelopes художник не постеснялся использовать большие желтые конверты. В качестве отправной точки художник использовал стратегию совпадений, или следов, оставленных на конверте во время его пути от отправителя к адресату. Дудзиньский использовал мелок, грунтовку, акриловые краски или графитный карандаш на желтой поверхности. В результате он проявил свой талант как поздний преемник живописи действия или представителей абстракционизма, ценивших живописную фактуру, достигаемую за счет спонтанного использования цветового поля или мазка, а также акцента на чувственных и выразительных качествах краски, цвет и штрих.
С 2002 по 2006 год преподавал в Школе визуальных искусств и новых медиа в Варшаве. В 2002 году он начал работу над серией цифровых изображений.
В 2014 году одним из мероприятий, сопровождавших открытие новой Щецинской филармонии, стала выставка «Музыка на холсте».
Среди публикаций Анджея Дудзиньского: « Долина любопытства» (в соавторстве с Магдой Дыгат; MAW, Варшава, 1997 г.), Superptak Dudi / Dudi, the Superbird (WAiF, Варшава, 1996 г.), Kino Andrzej Dudziński / Andrzej Dudziński’s Cinema (WAiF, Варшава, 1996 г.) , Pokrak (Wydawnictwo Literackie, Краков, 1998), On-Time Photography (WAiF, Варшава, 2001), Little Alphabet of Magda and Andrzej Dudziński (написано в соавторстве с Магдой Дыгат; Wydawnictwo Literackie, Краков, 2009).
Дудзиньский был удостоен многих престижных наград, как в Польше, так и за рубежом: Международной книжной ярмарки в Берлине, Польского общества книгоиздателей, Общества газетного дизайна, Клуба арт-директоров Нью-Йорка, Общества иллюстраторов, Американского института. of Graphic Arts и London Advertising Awards Committee, среди прочих.
Персональные выставки художника прошли в Варшаве, Лодзи, Гданьске, Кракове, Щецине, Легнице, Тарнове, а также в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лондоне, Токио, Гамбурге, Женеве, Праге, Париже, Брюсселе, Берлине и Дюссельдорфе.