Художник — Джеймс Барри
Родился: 11 октября 1741 г.
Умер: 22 февраля 1806 г.
Джеймс Барри (James Barry) — ирландский художник, трудился в основном в Англии. Известен своей серией картин под названием «Прогресс человеческой культуры» (1777-83) в Большом зале Королевского общества искусств.
Джеймс Барри родился в Ирландии. Его отец был строителем. В школе мальчика считали вундеркиндом. В возрасте семнадцати лет он впервые попытался написать картину маслом. В 22 года Барри впервые приехал в Дублин с несколькими работами. Это были копии с картин, которые украшали дом его отца.
В 1763 году в Дублине Барри познакомился с государственным деятелем Эдмундом Берком, который предложил юноше переехать в Лондон.
Работы Барри «Высадка святого Патрика на морское побережье» и «Baptism of the King of Cashel» были выставлены в Лондоне в 1762 или 1763 годах.
Во второй половине 1765 года Берк профинансировал длительное путешествие Барри на континент.
1766-1771 годы художник провел в Европе. Барри побывал в Париже, затем посетил Рим, где оставался свыше трех лет.
Художник посетил Флоренцию и Болонью, а возвращаясь домой, заехал в Венецию. Художник был восхищен работами великих мастеров эпохи Возрождения, о чем писал в письмах Берку.
Вскоре после возвращения в Англию, в 1771 году Барри написал Венеру, которая была вдохновлена «Галатеей» Рафаэля и «Венерой» Тициана, а в 1773 году выставил картину «Юпитер и Юнона на горе Ида». Любовь художника к греческому костюму стала причиной нежелания рисовать портреты заказчиков в современных нарядах. По этой же причине Барри забросил портрет Эдмунда Берка, что вызвало недоразумение и ссору с его покровителем. Но разрыв с Берком был связан, как пишут искусствоведы, с тем, что Берк подружился с Джошуа Рейнолдсом, что вызывало ревность Барри к славе и богатству своего соперника. Хотя надо отметить, что Барри единственный из британских художников последовательно придерживался идей Рейнолдса относительно парадного стиля исторической живописи.
Примерно в это же время художник написал пару картин на классические сюжеты – «Меркурий, изобретающий лиру», «Нарцисс», тему которого предложил ему Берк, и еще несколько полотен на мифологические сюжеты.
В 1773 году Барри было предложено украсить интерьер собора святого Павла, но проект не был выполнен, поскольку не было получено согласия главных заказчиков — епископа Лондона и архиепископ Кентерберийский.
В 1774 году многим художникам, в том числе Джошуа Рейнольдсу, Бенджамину Уэсту, Киприани и Барри, было предложено украсить интерьер Общества поощрения художеств, ремесел и торговли (в настоящее время Королевское общество искусств), но практически все отказались.
В 1777 году Барри вторично предлагают этот заказ, при условии, что он сам выбирает помощников, и что Общество оплачивает расходы на холст, краски и моделей. Это предложение художником было принято.
Барри посвятил работе «Прогресс человеческой культуры» 7 лет, показывал картины на двух выставках, получил Золотую медаль и 250 гиней гонорара. Барри регулярно возвращался к этой серии картин, внося изменения. Такая крупная работа явилась бы грандиозным достижением для любого художника британской школы, но слабый рисунок не позволил назвать это произведение гениальным.
Хотя критик Эндрю Грэхем-Диксон назвал «Прогресс человеческой культуры» Барри «поздним ответом Великобритании Сикстинской капелле».
Амбиции художника значительно опережали его талант.
В автопортретах и портретах Барри присутствует намек на его агрессивный характер, что вызывало постоянные трения с товарищами по Королевской академии. Автор Оксфордской энциклопедии искусств Ян Чилверс пишет еще откровенней: «Склочный нрав и бескомпромиссная вера художника в собственную гениальность проглядывают в его многочисленных автопортретах».
После возвращения из Италии Барри был избран членом Королевской Академии художеств, а в 1782 году стал профессором живописи в Академии. Но в 1799 году Барри был исключен из Академии за создание клеветнических нападок на своих коллег. Искусствоведы пишут, что Барри страдал манией преследования. Барри оставался единственным академиком, когда-либо исключенным из Академии до июля 2004 года, пока «его подвиг» не повторил профессор Брендан Нейланд. Потеряв должность и зарплату, он обратился к графу Бьюкену с просьбой помочь, чтобы закончить картину «Пандора».
Граф выделил 1000 фунтов стерлингов, но 6 февраля 1806 года Барри заболел и через две недели умер.
Как достаточно уважаемый художник Барри 4 марта был похоронен в соборе Святого Павла в Лондоне. Британские художники следующего поколения считали его своего рода героем своего времени. Только выставка в Галерее Тейт в Лондоне в 1983 году стала поводом к пересмотру жизни и творчества этой «заведомо воюющей личности». Барри был назван одним из самых главных ирландских художников — неоклассицистов. Барри также оказал глубокое влияние на Уильяма Блейка.
Обложки изданий (3)
Издания не на русском языке (2)
Примечание