Художник — Сергей Васильевич Иванов
Родился: 4 июня 1864 г.
Умер: 3 августа 1910 г.
Сергей Васильевич Иванов — русский художник, мастер русского бытового жанра и исторической картины.
Родился в городке Руза (Московская губерния) 4 (16) июня 1864 в семье чиновника. Художественные наклонности у мальчика проявились рано, отец, однако, считал, что художника из сына не выйдет, разве что «маляр, вывески мазать». Не видя разницы между живописью и черчением, он прочил сына в инженеры и решил отдать его в Константиновский межевой институт. Туда и поступил Иванов в 1875 году после окончания уездного училища. Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, «вечного студента» Академии художеств, Иванов как «вольный посетитель сверх контингента» с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников был И.М.Прянишников. В следующем году он поступает в Училище и оставляет Межевой институт. С 1882 года С. В. Иванов — в Петербургской Академии художеств. К 1883 году относится его первая картина «Слепцы» (Свердловская картинная галерея), которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Очевидно, к этому периоду восходят истоки интереса художника к «переселенческому» быту.
Был членом «Товарищества передвижников» (с 1899), а также одним из основателей «Союза русских художников» (1903). Жил в Москве, а летом в деревне Свистуха неподалеку от Дмитрова.
Неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах (В дороге. Смерть переселенца, 1889, Третьяковская галерея). Выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья – в духе стиля модерн – почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву 17 века, 1901; Поход москвитян. 16 век, 1903; обе – там же). Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции, в том числе в знаменитом Расстреле (1905, Музей революции, Москва).
Плодотворно работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и др. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1910) и Строгановском художественно-промышленном училище (с 1899).
Умер Иванов в деревне Свистуха 3 (16) августа 1910.
Обложки изданий (10)
Внутренние иллюстрации изданий (3)
Примечание