Художник — Вильфредо Лам
Умер: 11 сентября 1982 г.
Вильфредо Лам (Wifredo Óscar de la Concepción Lam y Castilla) во многом известен благодаря тому, что впервые взглянул на модернизм через призму афро-кубинского наследия.
Родился в Сагуа-ла-Гранде на Кубе в семье китайского торговца; долгое время носил фамилию своей матери-мулатки (Кастилья). С 1923 занимался в художественной академии Сан-Алехандро в Гаване. В 1923 уехал в Испанию, где участвовал в Гражданской войне 1936–1939 на стороне республиканцев; после победы франкистов нелегально перешел французскую границу. Жил в Париже (где познакомился с П. Пикассо и А. Бретоном, оказавшими на него большое влияние) и на юге Франции, в 1941–1943 – на родине, затем делил время между Парижем, Нью-Йорком, Венесуэлой и Мексикой.
Завоевал известность в 1940-е годы своими графичными, но включающими массу ярких цветовых акцентов полотнами, где неизменно варьируется мотив темной первозданной чащи, наполненной причудливыми «духами леса». Отголоски афро-американских языческих культов сплелись тут с «магической» поэтикой сюрреализма. Среди его характерных вещей – Джунгли (1943, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и Звездная арфа (1944, частное собрание, Брюссель). Как правило, образы художника слагались в многолетние циклы, живописные либо графические (литографские серии Полнолуние, Летучий голландец; обе – 1950-е годы; и др.).
Часто наезжал на Кубу после революции 1959, установив дружеские связи с Ф. Кастро. Ряд картин, в том числе масштабное полотно Третий мир (1965–1966, Музей изящных искусств, Гавана), насытил монументальной политической символикой, близкой по духу к леворадикальной живописи Мексики. В поздние годы жил в основном в Париже.
Вильфред Лам долгое время черпал вдохновение в эзотерических верованиях матери, исповедовавшей сантерию, – своеобразный сплав языческих африканских культов йоруба и искаженной версии католицизма, яростно насаждаемой испанцами.
Согласно сантерии, проводником бога (верней, богов, называемых «ориша») на земле может стать каждый – нужно лишь пройти соответствующий ритуал. Этот ритуал отражен на картине «Без названия» Лама, где сквозь тропическую вязь отчетливо проступает фигура женщины, сжимающей нож.
Умер Лам в Париже.
====================================
Источники:
Обложки изданий (3)
Внутренние иллюстрации изданий (2)
Примечание