Художник — Александр Александрович Поманский
Родился: 21 февраля 1906 г.
Умер: 1967 г.
Александр Александрович Поманский родился в Москве в 1906 году в семье крупного банковского служащего. Талант художника проявился уже в детстве, когда мальчик с большим усердием и старательностью рисовал и писал вполне узнаваемые портреты своих родных и близких.
В семье дети и взрослые свободно разговаривали на русском и на немецком языках. Часто в доме звучала русская музыка, а гостями дома становились артисты, музыканты, например, дирижёр Большого театра Н.С.Голованов, художники, в том числе дядя художника, известный в те годы живописец Н.Н. Поманский (1887-1935).
Однако, этому счастью суждено было продлиться недолго. К сожалению, А.А. Поманский принадлежал к поколению опалённому не только революцией и Отечественной войной, но и драматической борьбой большевиков со своим народом за “построение светлого будущего”. И эти события во многом определили его судьбу, жизненный и творческий путь.
После революции, лишённого работы, а значит, и средств к существованию, отца художника арестовывают и отправляют в ссылку на каторжные работы. Александр, будучи старшим в семье берёт на себя обязанности содержать четырёх своих младших братьев и сестёр.
С этих пор нужда и постоянные поиски заработка становятся его роковой судьбой. Вместе с тем художник решает продолжить профессиональное образование.
Первым его учителем становится Владимир Всеволодович Всеволожский, известный московский художник и педагог, затем А.А. Поманский посещает художественную студию Михаила Варфоломеевича Леблана, живописца группы “Бубновый валет”, а с 1920 по 1923 годы с большим интересом занимается у Станислава Юлиановича Жуковского, одного из представителей “Союза русских художников”. В 1924 году Александр становится учащимся частной школы Ильи Ивановича Машкова, яркого представителя группы “Бубновый валет”, преобразованной в 1926 году в центральные курсы АХР, которые он успешно заканчивает в 1929 году.
Педагоги Александра Александровича Поманского, представители почти всех ведущих творческих течений России тех лет, дали ему широкое профессиональное образование, глубокое понимание современной ему художественной мысли, прекрасные знания истории русского и мирового изобразительного искусства, подготовив тем самым его к самостоятельному творчеству, каждодневному и неустанному труду.
С 1926 года молодой художник активно включается в художественную жизнь Москвы, участвует в XI выставке АХР “Искусство в массы”, в тематических, отчётных, групповых и коллективных выставках ОМАХР и объединения “Всекохудожника”. В 1929 году А.А. Поманский вступает в члены Рабис, а в 1933 году становится членом Московского союза художников.
В 1920- 1930-е годы художник сотрудничает со многими издательствами и журналами: “Детгиз”, “Огиз”, “Молодая гвардия”, “Советский писатель», “Красная нива”, “Правда“, иллюстрирует книги, создаёт плакаты.
В эти годы большое место в жизни Александра Поманского занимает дружба с поэтом В.В. Маяковским. Творчество В.В. Маяковского, его неординарная личность чрезвычайно привлекали художника, написавшего с натуры, а в последствии по памяти, серию портретов революционного поэта и его сестры Л.В. Маяковской.
В 1938 году, по доносу, Александр Александрович Поманский был арестован и репрессирован, но вскоре, по воле случая, амнистирован.
В годы Великой Отечественной войны художник воевал на разных фронтах в составе войск противо-химической обороны. В 1943 году, будучи на лечении в Центральном военном госпитале в Лефортово, расписал большой плафон центрального зала и создал несколько панно.
На войне, в походном вещмешке художника всегда находилось место карандашам, кусочкам грифеля, угля, обрывкам бумаги и картона, и где только предоставлялась возможность отдыха, передышки, Александр Александрович Поманский принимался за любимое дело, писал портреты солдат и офицеров, мирных жителей освобождённых сёл и городов, пленных немцев, пейзажи опалённых войной, разрушенных и опустошённых домов и деревень. В 1945 году по заказу одного из штабов Западной группы войск художник создаёт картину “Переправа через Одер, в районе крепости Кюстрин”.
После войны Александр Александрович продолжает работу над портретами героев и рядовых участников событий военных лет. Однако, судьба готовила новое испытание для художника. В 1948 году живописец по заказу создаёт полотно “Ведут немцев», документально точное и образное, по собственным впечатлениям военных лет. Реалистическое изображение образа врага в виде усталых и испуганных немецких солдат, вызвало негативную реакцию у тогдашнего руководства творческого союза. В результате, А.А. Поманский был исключён из МОСХа, а картина сослана в отдалённый сельский клуб, где через некоторое время погибла. Лишь в 1951 году художник был восстановлен в членстве Союза.
В последний годы жизни А.А. Поманский много и плодотворно работал, часто ездил по стране: Калмыкия, Прибалтика, Крым, Кавказ, написал серию портретов известных людей Калмыкии, портретную галерею детских образов. В этот период он особенно активно обращается к пейзажу и натюрморту.
К сожалению, судьба не была благосклонна к художнику. Прожив всю свою жизнь в искусстве и оставшись верным своему делу до конца, А.А. Поманский так и не дождался ни одной сколь-нибудь достойной выставки своего творчества при жизни. Такая выставка состоялась лишь спустя 5 лет после смерти художника в 1972 году, в Выставочном зале на улице Вавилова. Тогда же был впервые издан каталог произведений художника.