Художник — Зиновий Шендерович Толкачев
Родился: 23 февраля 1903 г.
Умер: 30 августа 1977 г.
Зиновий Шендерович Толкачев (23 февраля 1903, местечко Щедрин, ныне Гомельская область — 30 августа 1977, Киев) — график и живописец.
После окончания ремесленного отделения Киевского казенного училища Зиновий Толкачев полгода учился в художественной школе, которую вынужден был оставить в связи с тяжелым материальным положением.
Принимал участие в гражданской войне, работал в политотделе 14-й армии.
В 1919–1920 гг. учился в Москве во ВХУТЕМАСе у П. Кончаловского и А. Осмёркина.
В 1920 году вернулся в Киев, был заведующим политпросветом Подольского, а затем Шулявского райкомов комсомола. В 1923 году его направили учиться в Коммунистический университет имени Артема в Харькове. Там он много рисовал («Товарищ с книжкой», «Портрет Гастева», «К. Либкнехт»), оформлял сборники стихов М. Голодного (1903–1949), М. Светлова.
В 1925–1927 гг. служил в Красной армии; на армейских впечатлениях основаны отличающиеся поэтичностью и пластической выразительностью литографии «Пулеметчик», «Товарищ с маузером» (обе — 1927), «Жажда», «Нежность» (обе — 1928).
В 1928–1930 гг. учился на полиграфическом факультете Киевского художественного института у Ф. Кричевского.
В 1930-е гг. занимался книжной графикой, создал иллюстрации к широко известным литературным произведениям (в том числе «Мать» М. Горького, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка), а также цикл литографий «Трипольская трагедия» (1937) и др.
В 1940 году стал профессором Киевского художественного института.
Находясь в 1941–1945 гг. в рядах Красной армии, Толкачев продолжал рисовать и создал графические циклы «Оккупанты» (1941–1943; выставки — Пятигорск, Армавир, Мары, Уфа, Москва).
Осенью 1944 года в составе действующей армии оказался в Польше, в местечке Соколув вблизи Майданека, а в конце января 1945 года Толкачев был прикомандирован к воинской комиссии по расследованию преступлений в концлагере Аушлиц.
Он прибыл в этот лагерь буквально через несколько часов после того, как туда вошли части Красной Армии. Художник стремится немедленно запечатлеть увиденное и записать голоса жертв. Когда у Зиновия Толкачева закончилась бумага, в одном из штабных помещений он нашел официальные бланки на которых черной типографской краской было написано: «Комендант концлагеря Аушлиц». Художник рисует на них.
Альбомы «Местечко» (1945), «Майданек» (1944–1945), «Цветы Освенцима» (1945) были изданы в Варшаве в 1945–1946 гг. В те же годы антинацистские циклы (рисунки и пастели) были выставлены в Люблине, Жешуве, Кракове, Катовицах, Лодзи, Варшаве и вызвали огромный общественный и политический резонанс.
Альбомы «Майданек» и «Цветы Освенцима» от имени польского правительства были разосланы главам четырех великих держав антигитлеровской коалиции, министрам союзных государств, военачальникам. В послевоенном Советском Союзе эти яркие, эмоциональные свидетельства величайшей трагедии (в особенности страдания детей — «Цветы Освенцима») и Катастрофы европейского еврейства («Христос в Майданеке») не только не были выставлены, но и вызвали травлю в период кампании против «космополитов».
В последующие годы Толкачев выполнил серию портретов украинских писателей, иллюстрировал книги (Б. Брехт «Мамаша Кураж и ее дети», 1965, тушь), продолжал работать над серией «Местечко». В 1961–1963 гг. он вернулся к теме лагерей смерти; в 1965 году в Киеве вышел альбом «Освенцим» (26 листов, предисловие Л. Первомайского) в расширенном издании — М., 1969 (80 листов, предисловие А. Борщаговского (1913–2006)). Скупые экспрессивные карандашные рисунки, выполненные на бланках комендатуры Освенцима и освенцимского отделения концерна «И.Г. Фарбениндустри», составляют единое целое с прежними антинацистскими циклами.
©