Работы художника Н Самокиша

Художник — Николай (Микола) Семенович Самокиш

Н. Самокиша
Родился: 13 октября 1860 г.
Умер: 18 января 1944 г.

Николай (Микола) Семенович Самокиш — живописец, график, педагог.

Родился в Нежине Черниговской губернии.

Жена — Елена Павловна Самокиш-Судковская (урожд. Бенард) — русская художница.

Первоначальные художественные навыки получил в нежинской гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского, у которого также брал частные уроки живописи. С 1878 учился в Императорской Академии художеств — сначала как вольнослушатель, а в 1879 стал постоянным учеником. Занимался под руководством П. М. Шамшина, В. П. Верещагина, К. Б. Венига, В. Д. Орловского, М. К. Клодта, В. И. Якоби, а также в мастерской батальной живописи у Б. П. Виллевальде. Пользовался советами Ю. Ю. Клевера. С начала 1880-х осваивал технику офорта под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. За ученические работы был награжден пятью серебряными и двумя золотыми медалями. В 1883 за картину «Перед ярмаркой» получил первую премию графа Строганова на ежегодном конкурсе Общества поощрения художеств. В 1885 за картину «Возвращение русской кавалерии после атаки при Аустерлице в 1805 году» удостоен большой золотой медали, выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.

В 1886–1889 как пенсионер ИАХ жил в Париже, где совершенствовал свое мастерство в студии известного художника-баталиста Э. Детайля. Совершил путешествие по Германии, Бельгии, Италии, Греции, Испании.

Жил в Петербурге (Петрограде). С 1887 прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. С 1890 (до 1917) преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1890 за картину «Табун белых рысистых маток на водопое» избран академиком. В том же году экспонировал свои офорты на выставке Blanc et noir в Петербурге.

В 1887–1889 вместе с И. К. Айвазовским, Ф. А. Рубо и А. Д. Кившенко написал несколько панно для военно-исторического музея «Храм Славы» в Тифлисе. Вместе с С. И. Василевским расписал здание Полтавского губернского земства. По заказам коннозаводчиков выполнял изображения лошадей. Много работал в области книжной и журнальной графики. С 1896 в числе прочих художников создавал иллюстрации к книге Н. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (Спб., 1896–1914, т. 1–4).

Во время Русско-японской войны являлся фронтовым корреспондентом, издал альбом «1904–1905. Война: из дневника художника» (СПб., 1905).

В 1911 выполнил панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Тогда же был приглашен в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, где в 1913 занял пост профессора — руководителя батальной мастерской. В 1913 избран действительным членом ИАХ.

Во время Первой мировой войны как корреспондент выезжал на места боевых действий, его фронтовые зарисовки публиковались в журналах «Нива», «Солнце России», «Лукоморье» и других.

После Октябрьской революции 1917 жил в Евпатории, с 1922 — в Симферополе. Принимал участие в создании художественных студий и музея в Евпатории. С 1923 вел уроки рисования в школах, собственной мастерской, а также в студии при Доме Красной Армии. Параллельно в 1924–1930 работал преподавателем в Художественном техникуме. В 1923 и 1926 экспонировал свои работы на выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1938 руководил батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа».

В 1935 в Симферополе состоялась первая персональная выставка мастера, за ней последовали выставки в Харькове и Киеве (обе — 1940) и Москве (1941). В 1937 художник был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1941 — Сталинской премии.

Ретроспективные выставки произведений Самокиша прошли в Москве (1946) и, Симферополе (1956).

В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист. В ранний период (1880-е — 1890-е) создавал картины и офорты, близкие по духу передвижникам. В дальнейшем выработал собственную манеру, в которой черты академического искусства органично сочетались с некоторыми импрессионистическими приемами, например свободной манерой письма широкой кистью.

Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художественном музее и других.

РГБ. Статья доцента кафедры истории России МПГУ Г. В. Аксеновой «Книжное творчество Н. С. Самокиша» (стр. 73).

© Масловка - городок художников.



Обложки изданий (15)

1891

Въ потемкахъ
1891 г.
1900

Атаманская памятка: 1775-1900
1900 г.
1901

Похождения Чичикова, или Мертвые души
1901 г.
1908

Похождения Чичикова, или Мертвые души
1908 г.
1914

Детский мир № 18, сентябрь 1914 г.
1914 г.
1927

Красная панорама, № 44
1927 г.
Красная панорама 1927`34
1927 г.
1928

Красная панорама 1928`11
1928 г.
2006

Бег
2006 г.
2007

Приключения бригадира Жерара
2007 г.
Савва Сторожевский
2007 г.
2012

В 1812-м грозовом
2012 г.
2013

Бег
2013 г.
2015

Белая гвардия. Бег
2015 г.
Каменное море
2015 г.

Внутренние иллюстрации изданий (6)

1901

Похождения Чичикова, или Мертвые души
1901 г.
Васильки
1901 г.
1914

Аргус 1914 № 22
1914 г.
Солнце Россiи № 236 (33)-237 (34). Августъ 1914 г.
1914 г.
1944

Огонёк №5-6, 1944 год
1944 г.
2017

Чёрный автомобиль
2017 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх