Работы художника Н Самокиша

Художник — Николай (Микола) Семенович Самокиш

Н. Самокиша
Родился: 13 октября 1860 г.
Умер: 18 января 1944 г.

Николай (Микола) Семенович Самокиш — живописец, график, педагог.

Родился в Нежине Черниговской губернии.

Жена — Елена Павловна Самокиш-Судковская (урожд. Бенард) — русская художница.

Первоначальные художественные навыки получил в нежинской гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского, у которого также брал частные уроки живописи. С 1878 учился в Императорской Академии художеств — сначала как вольнослушатель, а в 1879 стал постоянным учеником. Занимался под руководством П. М. Шамшина, В. П. Верещагина, К. Б. Венига, В. Д. Орловского, М. К. Клодта, В. И. Якоби, а также в мастерской батальной живописи у Б. П. Виллевальде. Пользовался советами Ю. Ю. Клевера. С начала 1880-х осваивал технику офорта под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. За ученические работы был награжден пятью серебряными и двумя золотыми медалями. В 1883 за картину «Перед ярмаркой» получил первую премию графа Строганова на ежегодном конкурсе Общества поощрения художеств. В 1885 за картину «Возвращение русской кавалерии после атаки при Аустерлице в 1805 году» удостоен большой золотой медали, выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.

В 1886–1889 как пенсионер ИАХ жил в Париже, где совершенствовал свое мастерство в студии известного художника-баталиста Э. Детайля. Совершил путешествие по Германии, Бельгии, Италии, Греции, Испании.

Жил в Петербурге (Петрограде). С 1887 прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. С 1890 (до 1917) преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1890 за картину «Табун белых рысистых маток на водопое» избран академиком. В том же году экспонировал свои офорты на выставке Blanc et noir в Петербурге.

В 1887–1889 вместе с И. К. Айвазовским, Ф. А. Рубо и А. Д. Кившенко написал несколько панно для военно-исторического музея «Храм Славы» в Тифлисе. Вместе с С. И. Василевским расписал здание Полтавского губернского земства. По заказам коннозаводчиков выполнял изображения лошадей. Много работал в области книжной и журнальной графики. С 1896 в числе прочих художников создавал иллюстрации к книге Н. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (Спб., 1896–1914, т. 1–4).

Во время Русско-японской войны являлся фронтовым корреспондентом, издал альбом «1904–1905. Война: из дневника художника» (СПб., 1905).

В 1911 выполнил панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Тогда же был приглашен в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, где в 1913 занял пост профессора — руководителя батальной мастерской. В 1913 избран действительным членом ИАХ.

Во время Первой мировой войны как корреспондент выезжал на места боевых действий, его фронтовые зарисовки публиковались в журналах «Нива», «Солнце России», «Лукоморье» и других.

После Октябрьской революции 1917 жил в Евпатории, с 1922 — в Симферополе. Принимал участие в создании художественных студий и музея в Евпатории. С 1923 вел уроки рисования в школах, собственной мастерской, а также в студии при Доме Красной Армии. Параллельно в 1924–1930 работал преподавателем в Художественном техникуме. В 1923 и 1926 экспонировал свои работы на выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1938 руководил батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа».

В 1935 в Симферополе состоялась первая персональная выставка мастера, за ней последовали выставки в Харькове и Киеве (обе — 1940) и Москве (1941). В 1937 художник был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1941 — Сталинской премии.

Ретроспективные выставки произведений Самокиша прошли в Москве (1946) и, Симферополе (1956).

В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист. В ранний период (1880-е — 1890-е) создавал картины и офорты, близкие по духу передвижникам. В дальнейшем выработал собственную манеру, в которой черты академического искусства органично сочетались с некоторыми импрессионистическими приемами, например свободной манерой письма широкой кистью.

Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художественном музее и других.

РГБ. Статья доцента кафедры истории России МПГУ Г. В. Аксеновой «Книжное творчество Н. С. Самокиша» (стр. 73).

© Масловка - городок художников.



Обложки изданий (19)

1891

Въ потемкахъ
1891 г.
1900

Атаманская памятка: 1775-1900
1900 г.
1901

Похождения Чичикова, или Мертвые души
1901 г.
1908

Похождения Чичикова, или Мертвые души
1908 г.
1914

Детский мир № 18, сентябрь 1914 г.
1914 г.
Лукоморье № 20, 26 сентября 1914 г.
1914 г.
1915

Лукоморье № 2, 10 января 1915 г.
1915 г.
Лукоморье № 17, 25 апреля 1915 г.
1915 г.
1927

Красная панорама, № 44
1927 г.
Красная панорама 1927`34
1927 г.
1928

Красная панорама 1928`11
1928 г.
2006

Бег
2006 г.
2007

Приключения бригадира Жерара
2007 г.
Савва Сторожевский
2007 г.
2012

В 1812-м грозовом
2012 г.
2013

Бег
2013 г.
2015

Белая гвардия. Бег
2015 г.
Каменное море
2015 г.
2025

Тихий Дон. Шедевр мировой литературы в одном томе
2025 г.

Внутренние иллюстрации изданий (13)

1901

Похождения Чичикова, или Мертвые души
1901 г.
Васильки
1901 г.
1914

Аргус 1914 № 22
1914 г.
Солнце Россiи № 236 (33)-237 (34). Августъ 1914 г.
1914 г.
Лукоморье № 19, 19 сентября 1914 г.
1914 г.
Лукоморье № 20, 26 сентября 1914 г.
1914 г.
Лукоморье № 21, 3 октября 1914 г.
1914 г.
1915

Лукоморье № 5, 31 января 1915 г.
1915 г.
Лукоморье № 16, 18 апреля 1915 г.
1915 г.
Лукоморье № 27, 4 июля 1915 г.
1915 г.
Лукоморье № 42, 17 октября 1915 г.
1915 г.
1944

Огонёк №5-6, 1944 год
1944 г.
2017

Чёрный автомобиль
2017 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх