Художник — Язеп Нарцизович Дроздович
Родился: 13 октября 1888 г.
Умер: 15 сентября 1954 г.
Дроздович Язэп Нарцизович— белорусский живописец, график, скульптор, писатель, фольклорист, этнограф и археолог.
Родился на хуторе Пуньки, Десновского повета Виленской губернии (теперь Глубокский район, Витебской области), в семье бедного шляхтича-арендатора. В семье было пятеро детей. Семья рано потеряла отца и вынуждена была сменить немало мест проживания, арендуя чужие земли.
Учился Язэп в Десновской гимназии, а в 1906 г. уехал в Вильно, где поступил в школу российского живописца Ивана Трутнева. Четыре года осваивал азы рисования, из-за нехватки средств на проживание подрабатывал в художественных мастерских. В эти годы он делает первые шаги в искусстве, создает серию графических работ с видами родных мест, делает обложку к первому «Беларскому календарю» (1910), изданному «Нашей Нивой».
В 1910 году призывается в армию. После двух годов службы в Саратове, он оканчивает фельдшерские курсы и работает в амбулатории. Первая Мировая застает его в армии, где он служит в запасном батальоне. Заболевает брюшным тифом и на два месяца попадает в госпиталь, после выздоровления получает семимесячный отпуск, во время которого посещает родные места и возвращается в армию.
В 1917 году, после семи лет службы в армии, возвращается в родные места. Он с оптимизмом поддерживает Первый Всебелорусский конгресс, в своем письме к Антону Гриневичу, высказывает мысль о создании Белорусской Академии художеств. В родных местах создает народную библиотеку, любительский театр.
В 1919 году переезжает в Минск, где преподает рисование в Белорусской высшей женской школе, работает иллюстратором в литературных издательствах и художником-декоратором в Товариществе белорусского искусства и Белорусском государственном театре. Организовывает культурно-просветительское товарищество «Зорянка». Создает серию рисунков исторических мест Минска. Участвует в археологических раскопках на Заславле и в Свири.
После подписания в 1921 году Рижского договора, покидает Советскую Беларусь и перебирается в родные места, отошедшие к Польше. Там организовывает белорусскую школу, которую, через три месяца, закрывают польские власти.
Пробует заниматься литературной деятельностью, пишет исторический роман «Гарадольская Пушча», о временах Полоцкого княжества, который иллюстрирует своими рисунками. В 1923 году издает повесть «Вяликая шишка».
Сотрудничает с Виленским белорусским музеем имени Ивана Луцевича. Для пополнения экспозиций занимается раскопками, записями фольклора, создает зарисовки предметов материальной культуры, архитектуры, и типажей крестьян. В 1926 отправляется в научно-творческую экспедицию на Пинщину, а в следующие годы посещает Троки, Лиду, Новогрудок, Любчу, Мир, практически всю Западную Белорусь.
В второй половине 1920-х годов преподает рисование в Глубокской школе, Новогрудской и Радашковичских гимназиях. С 1926 работает в Виленской белорусской гимназии, при которой создает художественную студию-мастерскую. Сотрудничает с Институтом белорусской культуры в Минске (с 1929 года Академия Наук) и неоднократно награждается премиями Академии. Сотрудничает с сатиреческим журналам «Маланка», с Товариществом белорусской школы. По предложению Товарищества в начале 1930-х годов на Белостокщине, где оформляет сцены любительских театров, сотрудничает с кооперативным издательством «Севба».
В эти годы заинтересовывается темой космоса и в 1931 году издает первую книгу по астрономии на белорусском языке «Нябесные беги», которую проиллюстрировал своими рисунками. Продолжая тему космоса в 31-32гг создает три серии рисунков и полотен : «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне». Пишет литературные произведения на тему космоса: «Алвазія», «Адрыянопаліс», «Аўрыя», Жыццё на Месяцы», «Жыццё на планеце Сатурн», «У мурах Трывежу» и др.»
В 1933 году опять поселяется на Десновщине, у брата Константина, где занимается творчеством.
После объединения Западной Беларуси с БССР в 1939г. проходит курсы учителей и преподает в Глубоком и Лужках. Война прерывает преподавательскую деятельность, но не прерывает творческую, которую продолжает в годы оккупации.
После освобождения Советской Армией, из-за проблем со здоровьем, мало работает. В основном для заработка расписывает ковры, пишет портреты и пейзажи.
Советские чиновники отнеслись к творчеству Дроздовича безразлично, считая его работы незаслуживающими внимания, его не приняли в Союз художников.
Смерть застала Язэпа Дроздовича внезапно. Его, в бессознательном состоянии нашли на дороге, перевезли в больницу, где через несколько часов он скончался. Похоронен в селе Липляны, Глубокского района, Витебской области.
В ЦБ АН Литвы хранятся рукописи его фантастических произведений «Алвазія», «Адрыянопаліс», «Аўрыя», Жыццё на Месяцы», «Жыццё на планеце Сатурн», «У мурах Трывежу» и др.»
Биобиблиографический словарь «Беларускія пісьменнікі», Мн. 1993 г., т.2, с.371.
Страничка автора Язеп Дроздович