Художник — Валентина Челинцова
Родилась: 28 февраля 1906 г.
Умерла: 18 сентября 1981 г.
Валентина Николаевна Челинцова (Челинцева) (28.02.1906, г. Хвалынск Саратовской губ. – 18.09.1981, Москва) — художник-график, живописец, скульптор, педагог, чл. СХ СССР (1936). Род. в рабочей семье, увлекалась иск-вом с детства (дед – художник-любитель). В 1921–24 училась в пед. техникуме Хвалынска. Участвовала в постановках ученич. спектаклей (статичные композиции на сцене). В 1923 познакомилась с А. Л. Яворской, к-рая через Н. К. Крупскую содействовала поступлению Ч. в Саратовский художеств. техникум (1924). В 1927–31 обучалась в Ленингр. АХ на графич. ф-те. Учителя – Е. Е. Лансере, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин. Факультет был переведен в Моск. полиграф. ин-т, где Ч. и завершила обучение. В 1931 переехала в Чел. по месту работы мужа – арх. М. А. Леженя, проектировавшего производств. корпуса ЧТЗ и жилые кварталы тракторозаводцев. Работала художником-оформителем на ЧТЗ, затем в Чел. книжном изд-ве (ныне ЮУКИ). В 1936 участвовала в создании Союза сов. художников России в Чел., стала одним из первых чл. Чел. СХ. Участвовала в выставках различного ранга, вела студию повышения квалификации в ЧОСХ. Написала совм. с Н. Емельяновой и выполнила рис. к детской кн. “Окся-труженица”. В 1960–70-е гг. сотрудничала со столичным изд-вом “Детская литература” (оформила более 30 книг), в 1930–50-е гг. – со Ср.-Урал. изд-вом в Свердловске. В книжной графике Ч. продолжала традиции своих учителей-мир искусников. Великолепно рисовала, владела различными техниками, тонко чувствовала акварель, гуашь, пастель, темперу. В 1960–70-е гг. мн. экспериментировала в офорте, акватинте, др. печатных техниках, почти ежегодно работая в графич. мастерской академич. дачи “Челюскинская”. Мн. художники Чел. (К. А. Соколов, Н. И. Черкасов, Н. Я. Третьяков, А. А. Соловьёва) были вовлечены Ч. в творч. работу над гравюрой. Художница с юности увлекалась скульптурой, в зрелые годы работала в камне, дереве. Живописное дарование Ч. проявилось и в работах акварелью, маслом (живопись 1950–70-х гг.). Художнице удавались портреты, пейзажи, лирич. и монумент. картины-гобелены, в к-рых отчетливо прослеживается переживание традиций символич. картин-панно В. Э. Борисова-Мусатова, земляка Ч. Последние 20 лет жизни на Юж. Урале вела студию рис. и живописи при Чел. филиале СА. Студия давала не только основы профес. ремесла – Ч. смогла увлечь студийцев проблемами теории и истории иск-в. В процессе подготовки к занятиям обдумывала главы будущей кн. “О симфонизме в композиции картины”, над к-рой работала в 1972–80 в Саратове, переехав туда в 1971 (рукопись хранится в АХ СССР). В 1960 посетила Румынию, в 1962 – Францию, в 1967 побывала в Самарканде, мн. ездила по стране, накапливая впечатления для оформления книг, привозя из каждой поездки рис., акварели, создавая по впечатлениям большие станковые пастели. Прожив в иск-ве более полувека, Ч. явила пример универсализма творчества и вошла в число отеч. художников, создававших образ иск-ва 1930–70-х гг. Ч. оформлено ок. 50 книг. Персон. выставки в ЧОКГ (1961, 1997); в Москве (1963); Хвалынске (1971); Саратове (1972, 1973, 1977); Куйбышеве (1978); в Саратовском гос. художеств. музее им. Радищева (1983).