Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 апреля 11:53

16.2. Рецензия Павла Дептуха/Paweł Deptuch носит название:

БЕЗ ЛИШНЕЙ ВОДЫ

(Bez zbędnego lania wody)

С космическими эпопеями часто бывает так, что чем больше частей данного сериала создается, тем меньшей популярностью они пользуются. Ибо трудно поддерживать ровный и привлекательный для читателя уровень на протяжении нескольких томов или фрагментов серии. Таковое случилось с «Honor Harrington» Вебера, «Космическим госпиталем» Уайта и даже со «Звездными войнами» Лукаса, но, к счастью, с «Биокосмосисом», третий альбом которого уже доступен на рынке, дело обстоит иначе. Чем дальше в лес, тем толще… э-э-э… интереснее.

Любые ассоциации и сходства с "Дюной" или "Звездными войнами", которые приходят на ум при знакомстве с первыми частями сериала, размываются и забываются. Вселенная, созданная троицей авторов, настолько продумана, сплочена и независима, что сейчас трудно искать в ней какие-либо заимствования. Весьма правдоподобная и разнообразная вселенная оказывает такое сильное воздействие на читателя, что невозможно оторваться от чтения. В “Quiciuq” мы знакомимся с третьим эмонахом. Он прилетает на Альтомерру, которая в будущем станет очагом межгалактической войны, чтобы определить причины приближающейся угрозы и растущей тревоги. Все события — как в предыдущих альбомах, так и этом -- сцепляются, переплетаются и ведут к одной цели. А те ответвления сюжета, которые казались лишними в предыдущих альбомах, обретают немалое значение и отзываются эхом на других планетах.

Многих авторов обвиняют в том, что они создают очередные части своих космических саг через силу, но «Бикосмос» — другое дело. Многое указывает на то, что сериал был тщательно спроектирован. Невооруженным глазом видно, что Волиньский продумал все от А до Я и лить воду в альбомах попросту негде. С другой стороны, ЦАБАЛА и КРЫСИНЬСКИЙ изо всех сил стараются воплотить этот необычный мир в действительность. Делают они это блестяще, используя оригинальное кадрирование, проектируя потрясающие средства передвижения и накладывая идеально подобранную цветовую гамму. Богатство второго и третьего планов попросту потрясает. С чистой совестью заявляю, что это лучший польский научно-фантастический сериал со времён "Экспедиции" и “Фанки Коваля”. Хотелось бы, чтобы он покорил и зарубежные рынки, потому что этого определенно заслуживает. Поднимаю оценку на еще один балл, потому что планка ставится все выше и выше.


Edvin Voliński, Nikodem Cabała, Grzegorz Krysiński “Biocosmosis. Emnisi – Quiciuq”. “ProArte”, 2008 (Эдвин Волиньский, НИКОДЕМ ЦАБАЛА, ГЖЕГОЖ КРЫСИНЬСКИЙ «Биокосмосис. Эмонахи — Квисюк». “ProArte”, 2008)


Статья написана 27 апреля 11:10

16. В рубрике «Рецензии комиксов» размещены два текста

16.1. Рецензия Вальдемара Мяськевича/Waldemar Miaśkiewicz носит название

ВОЗВРАЩЕНИЕ К НЕВИННОСТИ

(Powrót do niewinności)

Материнская тетралогия «В поисках птицы времени», в просторечии называемая в Польше «Пелиссой», привлекла всеобщее внимание поединком между Охотником и Брагоном. История приквела, начатая альбомом «Приятель Джевин», еще не дошла до момента встречи этих двоих, ну да и ладно. Хотя читатель знает судьбу главных героев, авторы комикса умело играют краплеными картами и вводят множество новых второстепенных персонажей, расширяющих знания об акбарской действительности. В качестве туза они оставили в резерве Орден Знака, который вновь сеет фермент брожения среди принцев-колдунов.

В очередном эпизоде из юности Брагона и Мары мы можем подглядеть времена, когда они были красивыми и наивными. Брагон совершенствуется в своей воинской профессии. Жажда славы увеличивает его восприимчивость к ловушкам юношеского возраста. И дело не только в том, что он перестает быть девственником, и даже — о чем можно узнать от женщин сомнительной репутации — превращается в постельного жеребца. Мара тоже учится, и, глядя на нее, понимаешь, от кого Пелисса унаследовала красоту и гриву рыжих волос. Мы видим, как вера в отцовскую мудрость и долг по отношению к Мархии постепенно оставляют в ней след, который окажется в будущем разрушительным. Впрочем, каждое действие оставляет след в душах и жизни героев. Это хорошо видно в кадрах и между ними, там, где не хватило слов и образов или они стали излишними. АКУАМРИ, занимавшийся растушевкой эскизов ЛУАЗЕЛЯ, хорошо чувствует линию создателя Акбара. Можно было бы сказать, что он даже улучшил ее. Все кадры изящно скомпонованы, персонажи видны с разных сторон. Камера наезжает на персонажа, но тут же отъезжает, чтобы пленить нас очередным пейзажем Акбара.

Хороший приквел трудно сделать. «Царь Скорпион» не вызвал симпатий у зрителей, потому что все знали, во что он превратился в «Мумии». Новые эпизоды «Звездных войн» также породили смешанные чувства. «Мориганы», комикс-вступление к «Жалобе потерянных земель», пока что убеждает главным образом своей графикой, а «Книга богов» напоминает своей атмосферой видеоклип группы “Enigma” «Return to Innocence», где мы наблюдаем на экране жизнь человека с ее конца. Авторам удалось удержать острое чувство ностальгии, доминирующее в предыдущих альбомах. А как мы знаем, сила этой истории состояла как раз в тоске по старым добрым временам.

Serge La Tendre, Regis Loisel, Mohamed Aquamri “W poszukiwaniu Ptaka Czasu: Księga Bogów”. Tłum. Wojciech Birek. “Egmont”, 2008 (Серж Ла Тендр, РЕЖИС ЛУАЗЕЛЬ, МОХАМЕД АКУАМРИ «В поисках Птицы Времени». Пер. ВОЙЦЕХ БИРЕК. “Egmont”, 2008)


Статья написана 26 апреля 10:46

(ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКУКА – окончание)

История издания двух рассмотренных выше книг Эразма Маевского такова.

Роман “Doktor Muchołapski” впервые напечатан издательством “Geberhner I Wolff” с рисунками ЮЛИАНА МАШИНЬСКОГО в 1890 году

и переиздан этим же издательством в 1892 году.

В 1921 году книга переиздана издательством “Perzyński, Nikiewicz i S-ka”.

В эпоху ПНР книга была издана в 1957 году издательством “Czytelnik”.

И последнее (пока что) издание реализовано издательством “Fundacja Zeszytów Literackich” в 2013 году.

Книга переводилась на чешский язык (Majewski E. “Doktor Mucholapka”, Praga: “P. Šlimaček”, 1901).

На русском языке книга впервые вышла в 1899 году в переводе А. ДОМАНСКОЙ (Э. Маевскiй «Докторъ Мухоловкинъ. Фантастическiя приключенiя въ мipҍ насҍкомыхъ». СПб.: Редакция журнала «Всходы»), в этом же 1899 году книга вышла в переводе Ф. ДОМБРОВСКОГО под другим названием (первой главы) (Еразмъ Маевскiй «Пропавшiй Туристъ. Фантастическiя приключения въ царствҍ насҍкомыхъ». СПб.: «Труд»). Следующие издания: в 1903 году в переводе А. КУРСИНСКОГО (Еразмъ Маевскiй. «Докторъ Мухолапскiй». М.: «Издание И.Д. Сытина»),

в этом же 1903 году состоялось переиздание перевода А. ДОМАНСКОЙ (Э. Маевскiй «Докторъ Мухоловкинъ. Фантастическiя приключенiя въ мipҍ насҍкомыхъ». СПб.: Редакция журнала «Всходы»),

в 1904 году – переиздание перевода Ф. ДОМБРОВСКОГО (Еразмъ Маевскiй «Пропавшiй Туристъ. Фантастическiя приключения въ царствҍ насҍкомыхъ». СПб.: «Труд и польза»).


В нынешние времена книга переиздана стараниями микротиражников в 2017 (перепечатка 2-го издания издательства «Редакция журнала “Всходы”») (фото Георгия Петрова) и в 2018 годах (перепечатка того же издания).

Существует также электронное издание: Маевский Э. «Доктор Мухоловкин: Фантастические приключения в мире насекомых». Пер. с польск. А. Ф. Даманской. Илл. Ю. Машинского (Приключения в микромире. Том IX). — Б. м.: Salamandra P.V.V., 2021. — 140 с., илл. — (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. СССXCIХ).

Отметим, что тексты переводов адаптированы и несколько сокращены.

Биобиблиографии Эразма Маевского на сайте ФАНТЛАБ нет, а в карточку романа можно заглянуть ЗДЕСЬ

Роман “Profesor Przedpotopowicz” впервые был опубликован в журнале “Wędrowiec” в 1896 году. Книгой роман впервые выпустило издательство “Gebethner I Wolff” в 1898 году, переиздав его в 1905 году.

В 1938 году роман опубликовало под измененным названием “W othlaniach czasu/В безднах времени” издательство “Biblioteka Polska”.

И, наконец, в ПНР роман издало под первоначальным названием “Profesor Przedpotopowicz” в 1957 году издательство “Czytelnik”.

В чешском переводе роман был напечатан в издательстве “Neubert A.” под названием “V hlubinach zemĕ” в 1925 году.

В безымянном переводе на русский книга вышла из печати в 1900 году (Э. Маевскiй «Профессоръ Допотопновъ». Спб.: «Всходы») и (возможно – подтверждения я пока не нашел) была переиздана тем же издательством в 1903 и 1905 годах.

И лишь спустя почти сотню лет она под искаженным названием и ошибочным именем была, наконец, переиздана (Эдуард Маевский «Приключения профессора Браннича». М.: Терра-Книжный клуб, СПб: «Северо-Запад», 2009).

В нынешние времена книгой заинтересовались микротиражники (и малотиражники) и она увидела свет в составе по меньшей мере четырех книг, изданных в 2018 (вроде бы) году (последнее фото Георгия Петрова).

Текст книги издан на русском языке также в электронном виде: Маевский Э. «Профессор Допотопнов: Необыкновенные приключения в недрах Земли». Пер. с польск. (Забытая палеонтологическая фантастика. Том XVI). — Б. м.: Salamandra P.V.V., 2022. — 194 с., илл. — (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. СD). Согласно пометке издателя, текст взят из издания журнала «Всходы», 1905 год.

И таки да – текст не только адаптирован, но и, похоже, изрядно сокращен

– во всяком случае, пассаж о Саре Бернар, эпизод с мемориальной табличкой, посвященной Копернику, и цитируемое завершение романа – аккуратно из него вырезаны.

Да и вообще завершение покорежено (см. прилагаемое оглавление).

Биобиблиографии Эразма Маевского на сайте ФАНТЛАБ (напоминаю) нет, а в карточку романа можно заглянуть ЗДЕСЬ


Статья написана 25 апреля 12:08

(ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКУКА – продолжение)

Полмили в глубь земли, глубже не смогу

Подобный повествовательный прием был использован в продолжении «Доктора Мухоловкина» — романе «Профессор Допотопнов» ("Profesor Przedpotopowicz"), где титульный герой, профессор Оксфорда, вместе со слугой Станиславом и уже известным нам лордом Пакинсом исследуют трещину, образовавшуюся после землетрясения в Боснии.

В ходе исследований землетрясение повторяется, джентльмены оказываются в изолированной обвалом от внешнего мира пещере,

где их охватывают видения путешествия к центру Земли, благодаря чему они возвращаются в доисторические времена и становятся свидетелями эволюции — начиная с первой амебы.

Помимо природоведческих затрагиваются и антропологические темы прямиком из «Первобытной культуры» Эдварда Тайлора – первобытное племя приносит Пакинса в жертву при строительстве хижины.

Автор также делает много язвительных намеков на современные ему времена, например наблюдение за доисторическим крокодилом заканчивается выводом о том, что одна из величайших актрис того периода, «Сара Бернар пришла бы в восторг, если бы смогла водить нечто подобное за собой на поводке» (элегантные дамы, владеющие экзотическими животными, пользовались успехом в салонах на рубеже веков).

Однако, в отличие от приключений Мухоловкина, Допотопнов в своем путешествии переносится еще и в будущее, в 11895 год (т.е. 1200-й год «господства всеобщей взаимной любви»). Это видение умеренно оптимистично, ибо согласно ему «желтая раса стерла с лица земли белую, но не сумела подняться на нужные высоты и получила за это возмездие от самой природы. Суровые зимы и связанные с ними бедствия начали в 5-м тысячелетии опустошать села и города. В 6-м и 7-м тысячелетиях снег и льды на многие века заковали все северные и умеренные страны. (...) Еще позже произошли сильные наводнения, эпидемии и климатические катастрофы». Однако результат оказался положительным, поскольку во всем и повсюду господствует теперь «любовь к ближнему, доходящая до самопожертвования», повсеместно практикуется вегетарианство (кроме того, принятие пищи считается «грубой потребностью и совершается в уединении»), и вследствие соблюдения этой возвышенной любви «одухотворенные, кроткие лица жителей сияют лучистым светом». Жители эти, добавим, бесполы — они уже не придают значения такой незначительной вещи, как пол, что очень удивляет профессора Допотопнова, которого директор (директриса?) водит по Музею северных древностей. В этом музее профессор с умилением обнаруживает мемориальную доску от памятника Копернику в Варшаве. Испытанный подъем патриотических чувств вырывает его из забытья, но, очнувшись, он чувствует себя уже другим человеком. Роман заканчивается самокритикой: «Я недостаточно верно служил обществу. Я работал на чужую нацию, на богатую зарубежную литературу, забывая, что мне надо отдать святой долг своей, бедной».


Вот как природа разными путями ведет к одним и тем же целям

Следует отметить, что образ будущего из «Профессора Допотопнова» был повторением научных взглядов Маевского, изложенных в небольшой книге «Конец Света. Обзор событий, которые могут принести Земле разрушение» (“Koniec Świata. Przegląd wypadków, jakie mogą sprowadzić zagladę na ziemie”, 1887), где обсуждались теории о приходе «такого времени, когда земля, которую мы чувствуем под ногами, прекратит свое существование, рассеявшись, словно туман».

Уже оглавление звучит пугающе: «Падение Земли на Солнце» — «Сгорание в Солнце» — «Падение Луны на Землю» — «Земля как бомба, начиненная динамитом» — «Будет ли новый потоп?»

Однако книга имеет позитивный (и, конечно, позитивистский) финал, с эволюционизмом и христианством на заднем плане; перед тем, как наступит конец света, «человечество несомненно достигнет таких усовершенствований, которые мы сегодня даже понять не можем, человек будет все больше и больше дифференцировать свои способности и деятельность (...) воителей лишат их оружия (...) унизительная борьба за существование, погоня за тривиальными удовольствиями может быть заменена тяжелейшей, но благородной борьбой с дурными наклонностями». Сопоставление этого пророчества с окружающей действительностью приводит к размышлению о том, что массовые читатели дидактических романов с фантастикой на заднем плане не воспринимали их послания всерьез — лень, войны и тому подобное продолжают распространяться.

(Окончание следует)


Статья написана 24 апреля 11:41

(ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКУКА – продолжение)

Ах, комарик, куманек мой милый

Самым популярным автором романов, содержащих природоведческую информацию, дидактические наставления и элементы фантастики, был Эразм Маевский (Erazm Majewski, 22 июня 1858 -- 14 ноября 1922),

который, помимо исследований мира растений и животных, занимался также археологией, этнологией и даже социологией и экономикой. И хотя к его достижениям относятся такие монументальные произведения, как «Наука о цивилизации»,

«Словарь польских зоологических и ботанических наименований в 2-х томах»,

«Кукушка в языке, песне и понятиях нашего народа», «Аист в языке и понятиях нашего народа»,

«Змея в языке и понятиях преимущественно польского народа», «Народные названия картофеля и их словоформы», «Растение и слово хмель, их происхождение и доисторическое значение»,

прославился он двумя романами для юношества: «Доктор Мухоловкин» (“Doktor Muchołapski”, 1890) и «Профессор Допотопнов» (“Profesor Przedpotopowicz”, 1898), описывавшими опасности, которым подвергаются ученые в ходе научных экспедиций. Однако тот, кто раскроет эти книги Маевского в предвкушении ужасающих рассказов о невзгодах, претерпеваемых исследователем в полевой работе, почувствует себя обманутым; это главным образом ужасно скучные научные лекции, не способные конкурировать с худшими даже произведениями Жюля Верна.

«Доктор Мухоловкин» рассказывает о великом польском диптерологе Яне Мухоловкине, «докторе Ягеллонского университета и почетном докторе университетов Оксфорда, Гейдельберга и Йены, деятельном члене всех зоологических и энтомологических обществ, а вместе с тем корреспонденте множества специальных изданий». Сей ученый муж «обнародовал по своей специальности несколько обширных исследований. Одно из них – о ктырях, написанное им еще в молодости – доставило ему европейскую известность…» Будучи беззаветно увлеченным научным поиском натуралистом, он готов был даже бросить невесту у церковного алтаря, чтобы погнаться за «редким экземпляром хищной мухи».

Однажды Мухоловкин обнаружил на принесенной ему в подарок мухе странное, микроскопических размеров, письмо, прикрепленное к «бедру левой ножки второй ножной пары». Тут же выяснилось, что письмо это написал лорд Пакинс (Puckins), президент английского Клуба чудаков. Этому человеку во всем сопутствовала удача; за что бы он не брался, все получалось наилучшим образом и без промедления. Это ранило его извращенную душу, и он хотел любой ценой хоть в чем-нибудь потерпеть фиаско. С этой целью он провоцировал судьбу в ходе своих многочисленных путешествий, пока наконец не добился желаемого; подаренный Пакинсу в Индии местным мудрецом эликсир, который должен был открыть ему разум и принести великое просветление, оказался своеобразным орудием мести британским колонизаторам.

Поскольку, помимо Индии — как известно всем горцам, — самой красивой местностью для путешественников являются польские Татры, Пакинс, очарованный их пейзажами, выбирает именно это место для достижения интеллектуальной нирваны. Он выпивает немного эликсира, но вместо того, чтобы объять умом вселенную, сжимается до размеров насекомого.

К счастью для него, вместе с ним сжимаются и одежда, и те канцелярские принадлежности, которые он носит с собой, поэтому Пакинс берет ручку и пишет письмо, отправляя его «с посланцем, каким еще никто не пользовался для почтовых услуг: с мухой, вышедшей на моих глазах из куколки». Мухоловкин, конечно же, решает спасти бедолагу. Он находит в его доме остатки индийского препарата, отправляется в Татры, уменьшается в размерах и отправляется в поисковую микроэкспедицию.

Уменьшение не вызывает у учёного особого удивления: «я очутился в совершенно другом мире, хоть и оставался на прежнем месте. <…> Я не узнавал самых простых и близких мне предметов. Листья, например, перестали быть для меня листьями, а казались мне огромными лоскутами с шероховатой поверхностью, усеянной бесчисленными щетинками».

После многих приключений, перемежающихся длинными лекциями о жизни маленьких обитателей Татр, Мухоловкин находит англичанина, а затем даже вызывает его на дуэль, обвиняя в том, что он принес гибель обитателям одного из муравейников.

Все, впрочем, заканчивается лучше некуда — случившееся оказывается выдуманным Мухоловкиным на отдыхе в горах, чтобы пробудить в молодом человеке страсть к научным исследованиям.

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 89

⇑ Наверх