Сто лет тому


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Сто лет тому вперед"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Сто лет тому вперед»

Статья написана 25 апреля 10:33

Это хорошо, но хотелось бы лучше :)

Прочел довольно много обиженных равно и благожелательных рецензий. В интернете знатно полыхало уже от трейлера :)

Довольных и недовольных зрителей можно поделить на две довольно четкие группы:

— одна желает воплощения духа старой повести/сериала и её участники в гробу видели новые поделия;

— вторая принимает фильм, как продукт нового времени и ей интересно про нынешнее поколение или про то, как сегодня видят будущее.

И в данном конкретном случае я согласен со вторыми.

Есть вещи, в которых автор обращается к современному для него обществу, погружается в него, но и выводы делает на его основе. Потому очень сложно оторвать "Ревизора" от николаевской России, хотя казалось бы история универсальная. А уж "Мастера и Маргариту" отрезать от Москвы 1930-х штука почти немыслимая...

А есть вещи, в которых важнее контраст между "нынешним" и "другим временем". Потому история о прыжках на сто или хотя бы на двадцать пять лет требует разницы между современностью и прошлым/будущим. Если чудом воскресить сериал 80-х, то это будет история не про современных подростков (что уже многие и отметили), а про юношей-девушек из прошлого, которые будут путешествовать в будущее, причем в это будущее мы сейчас очень уж мало верим. Отсутствует точка опоры, или же совпадение с современными зрителями.

Поэтому главная претензия "верните мне сериал про Алису" — мимо кассы.

.

Что в фильме получилось?

— полноценный сюжет и его грамотное развитие. То есть рассказана история, в ней присутствует интрига, неожиданные повороты, кульминация, развязка, все что нужно;

— на экране удалось создать нескольких живых персонажей и дать им некие взаимные отношения. Читаются характеры и дана куча прозрачных намеков, которые позволяют заглянуть в историю отношений. Да, это янг-эдалт со всеми замашками и нереализованными намеками янг-эдалта;

— очень хорошо получилось показать развилку между будущей относительной утопией и совершеннейшей антиутопией;

— по поводу утопии и антиутопии — авторы явно в теме того шлейфа сетевых публикаций, который вырос у сериала 80-х. "Типа, была ядерная война". И с этой темой играют. Плюс есть пара шуточек, которые адресуют зрителя к совершенно другому сетевому контексту: "А разговоров-то было" — попадание :);

— с одной стороны уступили моде на сильных героинь, с другой — хотя молодой человек не выглядит бойцом, он не выглядит трусом, да и часть мужских персонажей себя показывает (Весельчак У получился, хотя поначалу вызывал недоумение);

— в российском кино есть вполне осознаваемая проблема — ограниченность по кадрам. Не Голливуд и не Китай. И каждый раз, когда выводятся на большой экран новые лица, то удачный выбор приносит фильму дополнительные бонусы. Тут выбор актрисы на главную роль вполне удачен;

— наконец, картинка. Множество приятных глазу визуальных решений.

.

Что мне не зашло:

— уважаемые дизайнеры, может вы уберете лишние референсы из своих заготовок? Чтобы визуальный ряд стал более оригинальным. Потому что я когда смотрел, то мог бы в тетрадку записывать, что где подрезали. Скажем, робот Вертер прилетел практически из фильма "Vesper", только с поправкой на утопизм. К авторам сценария это тоже относится. Модель поведения робота целиком перепилена с типажей "фамильяров", которые еще у Диснея отработаны. "Импортозамещение" — это немного другое :))) Ведь могли бы показать не современную колонку "Алиса", только летающую, а полноценный ИИ. Да, это потребовало бы немного напрячь воображалку и серьезно пообщаться с продюсерами. Не вытянули;

— взлом "четвертой стены" — в середине фильма он был оправдан и даже хорош, но поначалу дисгармонирует, его слишком много;

— хитроумие молодого человека, который запудрил мозги опытному манипулятору и отчасти телепату, скажем так, нуждается в дополнительном обосновании. В формате сказки такой прием играет, но только там. А фильм не совсем сказка;

— киноформат есть киноформат, и недомолвок очень уж много.

Итого: целостная фантастическая история. Подростковая. Хорошо снята. Не прорыв в кинематографе. Но яркое зрелище с нормальной моралью.

.

П.С. А есть вещи, которые одновременно играют на погружение в современную эпоху и на контрасте времен/мест? Поэтому их трудно снять через двадцать лет? Да. "Кин-дза-дза". Контраст между планетой Плюк и благонамеренными советскими людьми. Поэтому когда в 2012 сняли новый мультфильм, контраст очень сильно просел, вокруг этого Плюка и так хватает.





1259
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение3 мая 19:12
цитата skravec679
Все оставить в прошлом и никак не трогать — значит фактически больше не работать с прошлым, а только созерцать.


В искусствоведении для этого есть название «эпигонство». Создание имеющую низкую художественную ценность произведений с использованием уже затёртых от многократного использования сюжетов, персонажей и приёмов, при полном отсутствии творчества. По сути близко к графомании. В качестве иллюстрации можно припомнить Козьму Пруткова.

Люди обычно ходят в Лувр созерцать Мону Лизу, а не приносят с собой краски и не пытаются её перекрасить и тем улучшить. На таких новаторов смотрят как на странных личностей и на всякий случай прячут от них картину под бронестеклом.

цитата skravec679
уважаемые дизайнеры, может вы уберете лишние референсы из своих заготовок? Чтобы визуальный ряд стал более оригинальным.


Визуальный ряд в картине совсем не оригинален. Её и переозвучить не помешало бы, пригласить профессиональных актеров дубляжа. Алису превосходно озвучивает в радиопостановках Елена Чебатуркина.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 мая 19:20
цитата nigol
Люди обычно ходят в Лувр созерцать Мону Лизу, а не приносят с собой краски и не пытаются её перекрасить и тем улучшить. На таких новаторов смотрят как на странных личностей и на всякий случай прячут от них картину под бронестеклом
А вот шекспир не стестнялся переписывать старые сюжеты. И?
 


Ссылка на сообщение3 мая 19:31
цитата просточитатель
А вот шекспир не стестнялся переписывать старые сюжеты. И?


Могу только ответить словами актрисы Зиночки. «Блондин — это Молчановский! А Якин — он... талантливый!»

Эпигоны пытаются подражать гениям, не имея никаких талантов. В этом их отличие от Шекспира. СЛТВ подражание уже на уровне литературного источника, кинодеятели только усугубили.
 


Ссылка на сообщение3 мая 19:56
цитата nigol
Эпигоны пытаются подражать гениям, не имея никаких талантов. В этом их отличие от Шекспира. СЛТВ подражание уже на уровне литературного источника, кинодеятели только усугубили.
Я о том что неважно экранизация чего важен талант. Или его отсутствие... Как я говорил это просто не Алиса.Замените имена и ничего не изменится
 


Ссылка на сообщение4 мая 09:19
Да, это не Алиса :)


Она и не Верещагина, а минская фотомодель Даша Рудяк.

Вот её анкета
https://fotomodeli.by/...
там есть и ссылка на страницу ВКонтакте.
 


Ссылка на сообщение3 мая 21:48
«Люди обычно ходят в Лувр созерцать Мону Лизу, а не приносят с собой краски и не пытаются её перекрасить и тем улучшить. «

Тут у вас легкое передергивание: саму картину не красят, но существуют тысячи вариаций похожих сюжетов и тысячи вариаций различных доработок самой Моны Лизы, самого разного качества.
Не всем леонардескам хватало таланта мастера, но традиция живописи той эпохи — вполне существует :)
 


Ссылка на сообщение4 мая 09:23
Посмотрите на фото. Как-то Алису Селезневу доработали странно :)
 


Ссылка на сообщение4 мая 09:51
Если фото — не кадр из фильма, то у вас снова передергивание
 


Ссылка на сообщение4 мая 11:19
Почему? Атмосферу фильма кадр передаёт идеально. Кроме фильма есть ещё допники, куда это можно было бы включить. Представьте себе, что с Весельчаком У сражается не Кира, а такая Алиса. Это была бы находка, чего в СЛТВ так не хватает. Битва рыжего и белого клоунов, как Арлекина и Пьеро в «Приключениях Буратино».

При подборе актеров пробовали разные сцены, включая первую встречу Коли с Алисой. Сначала Коля сталкивается с инопланетянином, пугается его и обращается к Алисе, которая посчитала это нападением и мгновенно применила болевой прием. Даша вспомнила своё милицейское образование в Минске и едва не сломала Марку руку. Её этому учили и довели такие приёмы до автоматизма. Внешность в комиксах значения не имеет, Убивашка выглядит вполне безобидно, но по сравнению с Кирой играет убедительнее.

Если внимательно почитать новеллизацию, то ясно, что удачные пары Коля — Кира и Весельчак У — Алиса зачем-то перетасовали и тем испортили фильм. Петров на это намекает. Тема кефира не раскрыта. Романтику в картину привнести было несложно, Софа играет сразу две роли, Настю Алтухину и Алису. Как и Марк, Колю и инопланетянина, который учится вместе с Алисой и пытается с ней подружиться. Никакого будущего нет. Реальный сюжет отношений Коли с Настей после отравления Коли космионом превращается в фантомный сюжет, существующий только в галлюцинациях Коли, где его компьютерная игра смешивается с реальными событиями.

Не передёргивание, а более удачная вариация. Чтобы следовать традиции, авторам надо культурку подтянуть, не объявлять всех звёздами заранее :) .
 


Ссылка на сообщение4 мая 11:36
Как много слов и нет ответа на совершенно простой довод: актриса в другой роли может выглядеть совершенно иначе.
Механический перенос одного образа актрисы на другой — это недобросовестный прием в дискуссии.
«А еще она проститутку играла».
Плоховато у вас с аргументами.
 


Ссылка на сообщение5 мая 06:37
цитата skravec679
«А еще она проститутку играла».


Это вовсе не приём. Могу привести множество примеров, когда и такая роль вызовет у зрителей сочувствие к персонажу. Сонечка Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Нана в одноименном произведении Эмиля Золя. Лаума Гулбис в «Бескрылых птицах» Вилиса Лациса. «Пышка» Ги де Мопассана.

Российские кинематографисты давно объяснили зрителю, что важнее не кто ты, а какой


Видимо, гуманизм этот идёт ещё от новозаветной традиции, где так трактуют образ Марии Магдалины. Русские всегда заступались за униженных и оскорбленных. И это замечательно.

Наталья Гусева отказалась от роли неформалки-старшеклассниц ы в фильме «Авария — дочь мента». Почему-то её отказ трактовали, будто актриса заботилась о своей репутации. В «Гостье из будущего» режиссёр и сценарист иногда слишком злоупотребляли её старанием идеально сыграть роль Алисы и пытались заставить её сделать весьма сомнительные вещи. Роль Валерии полностью из такого состояла.

А в СЛТВ Даша согласилась на такую роль и не справилась с нею. Как говорил один ералашевский персонаж «Джульетту я, может, и сыграю, но с Огурцовым целоваться не буду». Романтическая линия её смущает, тем более, что она незамужем и такого опыта не имела, а вот Колю Алиса вместе с Настей Алтухиной колотили с огромным удовольствием, не имитировали драку, а били его по-настоящему и сделали четыре дубля.

По модной сейчас тик-токерной терминологии в данном треугольнике участвуют тюбик и две альтушки :) В такой конфигурации Коля просто обязан притягивать к себе все неприятности, спасти его могла бы только милфа. Все тик-токерные типажи и архетипы в картине присутствуют.
 


Ссылка на сообщение5 мая 09:11
Вот видите — один ваш неудачный аргумент, а нужны страницы текста, чтобы подвести под него хоть какую-то базу и в этих страницах тоже весьма рискованные обобщения :)
«Русские всегда заступались за униженных и оскорбленных»
Значит вы делаете вывод, что бабки у подъездов, которые шипят вслед «Этот наркоман, а эта проститутка» — не русские :)
Обобщения логически уязвимы :)))

Примеры, которые вы приводите, не отменяют дыр в ваших построениях.

Рискну предположить:
— у вас есть некий идеальный образ Алисы из будущего (или вы считаете советский сериал неким идеалом)
— новая постановка ему категорически не соответствует
— идея, что через сорок лет смогут снять еще одну Алису, и хорошо, что складывается хоть какая-то традиция рефлексии будущего, вам в голову не приходит. И вы не жалеете самых черных красок для нынешней постановки.

Давайте так: вы свою позицию высказали, я — тоже.
На этом поставим точку.
Если хотите, дальше пишите в своей авторской колонке :)
-
 


Ссылка на сообщение5 мая 10:08
Сергей Игоревич, у нас с вами наступил когнитивный диссонанс :( . Давайте возьмём тайм-аут на некоторое время, а потом вернёмся к этой теме. У меня собралось уже много материала, кое в чём разобрался, но требуется время на осмысление и формулировку более чёткой картины. Я сообщу вам, как буду готов продолжить и ответить на ваши вопросы.

На ведение авторской колонки пока нет времени, надо закончить свои проекты, продвигать дальше российский кинематограф и помогать таким многообещающим молодым режиссерам как Саша Андрющенко. При первой же возможности последую вашему совету, пока же воспользуюсь вашим гостеприимством и любезно предоставленной вами площадкой для обсуждения. От себя и от коллег искренний поклон вам за великолепные рецензии и интерес к нашей профессии. Не прощаюсь :)


Ссылка на сообщение4 мая 13:30
цитата skravec679
актриса в другой роли может выглядеть совершенно иначе.


Это большая редкость, чаще бывает не так. Типаж наигрывается многими годами репетиций, и преодолеть его почти невозможно.

Дашу мы скоро увидим в сериале «Фурия», другая роль, Ника Чайкина, в другой вселенной, близкой к «Майору Грому». Если напишете по сериалу рецензию, когда он выйдет, то сами убедитесь, что ничего не изменилось.

Главная героиня будет играть другое, но основная идея останется та же самая. Ника потеряла семью и теперь желает отомстить тем, кого считает виноватым. Снова отрицательный персонаж, вокруг которого атмосфера зла, и Ника только это зло усугубляет.

Подождём премьеры. Пока не с чем сравнивать, кроме театральных постановок. Дашу в образе Китти, младшей сестры жены брата Анны Карениной зритель так и не увидел. Как бы она смогла бы сыграть эту роль, совершенно не представляю. Китти её прямая противоположность. Она положительно настроена к этому миру, во всех людях старается видеть только хорошее и очень страдает, когда Вронский её обманывает и предпочитает Анну. Не стесняется прямо высказать, когда ей что-то не нравится, а потом обвиняет себя за несдержанность. Хорошо образованная и музыкальная, спортсменка, умеет на коньках кататься.

Что можно сказать о «Фурии»? Опять оригинальный сюжет комикса искалечат, чтобы подстроить под актрису. На презентации это открыто объявили. Очень жаль, что кино заполонили люди, не любящие кино и не умеющие его снимать. Ждать очередного провала недолго.
Страницы: 12

⇑ Наверх