Гномон Ник


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Гномон", Ник Харкуэй
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Гномон», Ник Харкуэй

Статья написана 12 июля 2020 г. 23:54

Метамодернизм между Оруэллом и Хаксли,

или (анти)утопия цифрового век

«Гномон» Ника Харкуэя прочитал еще месяц или больше назад, но копания в философском нон-фикшине отнимает слишком много времени для создания рецензий и чтения художественной литературы. В принципе, глядя по рецензиям и комментариям, по большей части все о романе, его подтекстах и контекстах, сюжетных ветках и фантастических ходах раскрыли и обнаружили. Попробую вставить пару-тройку небольших пометок от себя. Тем более перерыв между прочтением произведения и написанием очерка по нему может помочь сказать лишь главное и должное, без лишних слов.

«Гномон» — книга метамодернистская. Попытка преодоления иронии и релятивизма интерпретаций постмодерна. Притом методами, инструментами и механизмами самой постмодернистской махины. Ломанное, нелинейное повествование, стог из нескольких, казалось бы, никак не связанных, параллельных историй, вроде бы широкое поле для интерпретаций, целый список отсылок на те или иные произведения литературы современной и классической. Все как в хорошем постмодернистском тексте. Но Ник Харкуэй в романе (как он сам отмечает в послесловии к работе) занимает достаточно ясную и прямую позицию. Делает политический жест, который проходит через всю канву основного сюжета и собирает в самом финале все прочие истории. По сути вся книга — один многослойный манифест в современной литературной форме. Призыв бороться с диктатом в реалиях цифрового капитализма, который в год коронакризиса может и разрастается сильнее, чем раньше... Другое дело, что призыв и вся эта манифестация — красивая, книжная, но, на мой вкус, несколько затянутая — снова негативная. В смысле чистого отрицания, но не предложения. Такие же, как антирасистские выступления в США в недавнем времени, которые мелькают у Харкуэя в описании Англии скоро будущего.

Все сюжетные линии «Гномона» так или иначе обнажены прошлыми комментаторами. И ветка-стержень в виде полицейского расследования Нейт Мьеликки (которая в конце неожиданно перевернется, хотя, думаю, ценители фильмов и книжек с подобными особенностями ближе к финалу хотя бы почувствуют примерную точку кульминации), и первой любви Августина (отсылки на гностиков и мистические пышности поздней античности), и трагичного грека-нарцисса Константина (в истории которой продолжаются неоплатонические оммажи Харкуэя, которые, позволю себе заметить, хоть и красивы, но особой глубины «Гномону» не добавляют; писатель явно читал платоновский «Пир», но его же «Парменид» — вряд ли), и эфиопского художника из эпохи ажурного авангарда и «новых левых» в веке высоких технологий и «новых правых», и... Успели разобрать их имена и связи. Добавлю, что постепенное нарастание взаимности между историями, связности и выдерживание гармонии роста и развития между ними — мой поклон Нику. Отлично сработано. Другое дело, что я опечален историей с «Гномоном». Честно, хотелось *спойлер!* увидеть в фундаменте сюжетных ураганов и цунами, в самой книжной тверди что-то вроде «Города в конце времен» Грега Бир. Черт подери, я обожаю «стэплдианы», самого Стэплдона и особенно этот бировский роман. По моему скромному мнению, одна из лучших книжек о столь далеком будущем, в котором умирает вселенная, технологии давно живут по законам Кларка о магичности, а люди стараются вернуть все на свои места. Очень жаль, что Харкуэй лишь забросил удочку для любителя подобных книг, как я, в аннотацию «Гномона». Какие-то фрагменты истории столь далекого будущего имеются в романе, но для меня их было слишком мало. Кстати, из схожих мест и возможных отсылок на другие произведения мне явно вспомнился Рэй Брэдбери с его классическим и затертым от регулярных цитирований «451...», а также некоторые общие места с классикой телевизионной фантастики 21 века — «В поле зрения». И совсем чуть-чуть увидел что-то общее с «Миром дикого запада». В виде сериала, конечно.

Итак, вернусь к политической жестикуляции Харкуэя. Повторюсь, что «Гномон» не шибко философский и глубокий по содержанию (хоть и любопытный по форме) роман, но рассчитанный на прогрессивного «левого» (в самом широком смысле) читателя из среднего городского класса в Западном мире. Автор рисует в принципе красивый мир «Культуры» Бэнкса на минималках. Капитализм с человеческим лицом и, что самое главное, без беса государства и бюрократии. Все, как по Ленину, казалось бы, стали бюрократами, а значит никто не бюрократ! Электронная демократия пронизывает все уровни общества и решает все вопросы. Но в конце *спойлер!* выясняется, что это далеко не так. И за колоссом эгалитарного равенства в цифре кроется левиафан диктатуры единиц. Ради общего блага, конечно, который позволяет этим ребяткам совершать трепанации и убийства вредоносных для Системы элементов. В конце Ник показывает, что эти злодеи скорее павшие в череду ошибок антигерои, которых можно вернуть на правильный путь. В конце концов за все их «ошибки» главная героиня (настоящая, которая Хантер) никак их не карает, да и вообще суда над ними нет. Как и работу Системы. И все станет хорошо... Но, боюсь, это не так. Такая антиутопия не станет утопией. Это мелкобуржуазный, простите мой лево-французский, рай, который в любой момент может стать чистилищем. Я бы мог сказать про классовый вопрос и прочий «типичный марксизм», от которого, возможно, некоторых уже тошнит в моих рецензиях. Но я скажу другое. Главная героиня, Мьеликки, и многие другие персонажи книги — безмерно одиноки. И второстепенные, и главные герои. Они живут в атомизированном мире лишь с иллюзией всеобщей взаимосвязи. Разорванный мир, который Харкуэй предлагает преодолеть («хватит разрываться», как кричали греческие националисты и монструозный Гномон), не преодолевается, потому что все одиноки и оторваны друг от друга не по собственному желанию, а по объективным причинам. Система одиночек никогда не приобретет человеческое лицо, потому что сами ее атомы-люди расчеловечены. Настоящая общность и адекватное равенство не в виде уравниловки наступит, которая само общество и каждый его участник станут наполнены человечностью — непосредственными связями друг с другом и мировым культурным наследием человечества.

Иначе перед нами предстает электрофизированная оруэлловщина. Система в «Гномоне» это как ленинская формула коммунизма (а точнее только начала пути к нему) из суммы советской власти и электрификации. Здесь же цифровизация и диктатура большинства плюс избранных единиц из него. Тоталитаризм в модернизированным варианте из «1984», такой же децентрализованный, и от того крайне устрашающий. Мир «Гномона» чем-то схож на «техноутопию в отдельно взятой стране» Игана в рассказе «Дискретная машина...», где люди тоже утратили свободу над собой. А свобода утрачена из-за разрывов между людьми и узости трудовой специализации. Так или иначе, оканчивая с подноготной «политотой», которую я осилил разглядеть в романе, книга Ника Харкуэя — неплохой представитель метамодернизма и новой чувственности, которая старается преодолеть каноны жанра оруэлловской антиутопии, но впадает в более развитый, но тоже устаревший антиутопический вариант «О дивного, нового мира» Хаксли. «Атомная бомба» последнего, метафорически выражаясь, в том, что некоторые читатели видят в этой антиутопии совершенно обратное и очень даже утопическое...

"Гномон" на фантлабе





1370
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 июля 2020 г. 10:27
Спасибо за великолепную рецензию!:beer:
Главную беду современного метамодернизма (на мой скромный взгляд — самую прогрессивное и лучшее направление в современной западной литературе) вы указали совершенно точно. Для современных авторов-леваков Запада научный коммунизм — это суровейшее табу. Их с детского сада учат боятся самого этого слова, что уж говорить о методах. Поэтому никакой позитивной программы они и не могут выдвинуть. Они даже не могут адекватно понять и описать ситуацию, в коей оказалось западное общество. Куда уж тут предлагать какой-то внятный конструктив!
И зря вы сетуете — мол, наверное, марксизм вам надоел! Ну, вот у этих авторов его и близко нет. И что — им это сильно помогает писать глубокие и ясные книги? Хотя ведь есть вполне себе прогрессивный и адаптированный под менталитет обществ «центра» мир-системный анализ Валлерстайна. Можно сказать передовой край социально-политических наук. Но они его боятся — ведь это неомарксизм, это низ-зя. Будем лучше защищать лесбиянок и вымирающих калифорнийских тараканов, это же так по-левацки!
Вот и остается даже самым талантливым авторам галлюцинировать яркими образами и связывать их более менее связный сюжет И если автор достаточно талантлив какие-то тенденции и проблемы общества он сумеет хоть как-нибудь внятно отобразить.
Но и опять же. Такие образы и метасюжеты размывают важные мысли и «разматывают» проблемные узлы. А у современного потребителя культуры и так голова кружится от обилия и напора мультимедийных потоков. Так что подобные талантливые «прогрессивные» авторы только вредят своей потенциальной прогрессивной ЦА. Приходится выполнять большую дополнительную работу по отделению зерен насущных истин, от плевел авторских псевдолевацких загонок и шелухи коммерческой оболочки.
А так да — книга клевая, «агонь», зачет и все такое прочее.
Так что ваша статья отличная и крайне полезная!:cool!: Обязательно нужно продолжать! Не оставляйте свои философскии штудии в собственной кубышке. А направив луч знания на объекты культуры, делитесь со всеми радостными и важными открытиями.:beer:
Кстати ,если еще не брались, крайне рекомендую раннего метамодерниста Томаса Пинчона (он ни разу не ПОСТмодернист). Прочтите последовательно «Лот 49», «Радугу гравитации» и «Винланд». Прямо с тех позиций, что вы в статье изложили, под этим углом зрения. Гарантирую вам целую сокровищницу «открытий чудных»:-)
А ваша статья сразу отправляется в МОЮ личную сокровищницу:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июля 2020 г. 01:27
vfvfhm, как всегда спасибо! Не сразу ответил, но восполняю пробелы. Со всем согласен и подписываюсь — к сожалению, сейчас понимаю, что 99 процентов всего, что называется и даже подлинно есть левое — в том числе и в творчестве — стало реакционным или во всяком случае не прогрессивным. И в основном вредит тому, что можно назвать прогрессом со стороны марксизма — т.е. все те лении и элементы, из которых может развертываться коммунистическое сообщество. И чтобы этому делу помочь, надо все это — все современные тенденции во всем — изучать, ращвивать должным, заполнять пространство искусства и теории им, бороться оружием критики с недолжным... в общем работы много!)
 


Ссылка на сообщение19 июля 2020 г. 02:16
:beer:
Крайне ободрен вашим оптимистичным настроем и зарядом на творческий оптимизм.
такие как вы молодые люди должны формировать будущее человечество, а не услужливые Молчалины из конторок финансовой олигархии! Так что моя светящаяся частичка Ноосферы всецело с вами:-) Если ,как говорится придет нужда, то и «служить готов суворовский солдат!»
А к Нику Харкуэю даже при первом приближении (уже после вашей статьи) у меня отношение изменилось в лучшую сторону, когда узнал, что он сын Джона Ле Карре.
Если у такого реакционера, фашиста и расиста с единственной мыслью в голове, да и то заимствованной — «правь, Британия, морями!», — вырос хоть сколько-то вменяемый, с адаптивной психикой и готовой к позитивным переменам сын, то будущее человечества и впрямь небезнадежно (кто б сомневался;-)). Шансы на успех и новые прорывы крайне велики!. Эксельсиор!:-)


⇑ Наверх