Выживут только любовники


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > "Выживут только любовники": Повседневная жизнь вампиров
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Выживут только любовники»: Повседневная жизнь вампиров

Статья написана 21 мая 2021 г. 00:55

Они давно женаты и до сих пор любят друг друга, но почему-то живут порознь: он в сумрачном Детройте, она в жарком Танжере. Однажды во время видеозвонка она понимает, что он пребывает в глубокой депрессии и, возможно, находится в шаге от самоубийства. Тогда она собирает чемоданы и отправляется в Детройт, где находит его в забитом музыкальными инструментами и грампластинками особняке. Кажется, она успела, и теперь все будет хорошо, но тут в их жизнь врывается ее сестра. Именно из-за нее в какой-то момент все катится к чертям собачьим.

Прочитав предыдущий абзац, не знакомый с «Выживут только любовники» человек решит, что речь пойдет про этакую мелодраму о кризисе семейных отношений. Таких фильмов наснимали великое множество, наверняка, найдется и с похожей коллизией. Но тут надо сделать небольшую поправочку: главные герои – вампиры. Со всеми входящими: спят днем, бодрствуют ночью; пьют кровушку человеческую; им уже столько лет, что они, наверное, с трудом вспомнят свой возраст; и такие кризисы они проходили уже много раз. Зовут их крайне символично: Адам и Ева. Вносит ли все это какие-либо корреляции в восприятие фильма? Скажем так, почти нет. Джим Джармуш всегда любил снимать про неприкаянных маргиналов, в этом отношении вампиры оказываются идеальными его героями. И, конечно, вся эта история про нас с вами, дорогие товарищи люди, а не про бессмертных существ.

Для того, чтобы сейчас говорить о «Выживут только любовники», учитывая, что с момента их мировой премьеры прошло без малого восемь лет, нужно вспомнить ситуацию, сложившуся тогда в массовом кинематографе. А именно – из-за феноменального коммерческого успеха экранизаций романов цикла Стефани Майер «Сумерки» вампиры вновь стали модными киногероями. Было в этой ситуации что-то такое парадоксальное, что даже весь из себя контркультурный и артхаусный Гас Ван Сент, очертя голову, добивался возможности поставить финальные части «Сумерек». Ему, конечно, не дали, возможно, и зря. И вот Джармуш, который точно еще дальше от массового кино, чем Ван Сент, берет и сочиняет историю на модную тему. Зовет на главные роли сплошь звезд: Тома Хиддлстона (Адам), Тильду Суинтон (Ева), Миу Васиковска (Ава, сестра Евы), Антона Ельчина (личный дилер Адама), Джона Хёрта (Кристофер Марло, да-да, тот самый елизаветинский драматург, который сочинил «Доктора Фауста», он оказался вполне себе вампиром), Джеффри Райта (врач, снабжающий Адама отборной кровью). Более того, делает своих вампиров вполне себе современными, они на людей не охотятся, предпочитают кровь из больниц. И как полагается по новой вампирской традиции, строит коллизию вокруг отношений, а не всяких там ужасов. Можно представить себе недоумение тех, кто прибежал в кинотеатры смотреть вампирское кинцо, к тому же с голым Хиддлстоном, но при этом раньше не сталкивался с феноменом Джармуша. Ведь, как и говорилось выше, вампиры для Джармуша оказались прямо-таки типичными героями. Вышел же у него фильм в лучших именно его, Джармуша, традициях. Можно ли это назвать деконструкцией модной темы? Безусловно, никто не запрещает кидаться подобными вердиктами, тем более что и доказательства тому в фильме найдутся. Но говорить все-таки надо скорее о том, что Джармуш продемонстрировал одну простую идею: вампирское кино (как формат) подходит для любого сюжета, сами по себе бессмертные кровососы стали столь универсальным символам, что их можно использовать для любых целей. В данном случае они хорошо срифмовались с темами меланхолии, вековечной тоски, поиска предназначения и, конечно, любви. Причем любви такого уровня, про которую можно сказать именно что словами Шекспира: «Любовь — не кукла жалкая в руках / У времени, стирающего розы / На пламенных устах и на щеках, / И не страшны ей времени угрозы. / А если я не прав и лжет мой стих, / То нет любви — и нет стихов моих!», сонет 116-ый (перевод С. Маршака). А чтобы зритель все понял, Ева читает эти строки, когда летит к Адаму из Танжера в Детройт.

«Выживут только любовники» просто напичкан бесконечным количеством всевозможных культурных аллюзий, но, прежде всего, в глаза лезут литературные. В какой-то момент это кажется полнейшим дурновкусием. Начнем с того, что главных героев зовут Адам и Ева (прозрачней и банальней не придумаешь). Приходя в клинику за донорской кровью, Адам с целью конспирации вешает на медицинский халат бейджик с фамилией Фауст, его поставщика крови зовут Уотсоном. Главные герои для фальшивых паспортов используют исключительно литературоцентричные псевдонимы: у него на имя Стивена Дедала (привет, «Улисс» Джеймса Джойса), у нее на имя Дэйзи Бьюкенен (фанаты «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда радостно встрепенулись). Ну, и так далее. Тут было бы достаточно одной только сцены, в которой Ева перед отъездом в Детройт кладет в чемодан любимые книги. А есть еще аллюзии (в том числе аллюзии Джармуша на собственные фильмы), которые так просто и не заметишь. Но отторжения подобная чрезмерность не вызывает, она компенсируется тонкостью всего остального. Кстати говоря, само название фильма является сложносочиненной аллюзией. Это немного перефразированная цитата из стихотворения Джека Линдсея «Возрожденная Земля». В оригинале выглядит вот так: «…only lovers were left alive…». Соответственно, сам фильм Джармуша называется «Only Lovers Left Alive». Любопытно, что именно так назвал в первой половине 1960-ых свой постапокалиптический роман Дэйв Уоллис. В этом романе по миру прокатывается жуткая волна самоубийств, но с жизнью кончают исключительно взрослые. В какой-то момент на Земле остаются только дети и подростки, им-то и строить новую цивилизацию. В свое время книжка эта наделала такого шума, что за ее экранизацию собирался приняться Николас Рэй, прославившийся «Бунтарем без причины» с Джеймсом Дином. В итоге фильм так и не состоялся (а жаль, могло бы получится по крайней мере любопытно). Во второй половине 1970-ых Джармуш работал ассистентом именно у Рэя. Поэтому название рассматриваемого фильма является не только цитатой из стихотворения Линдсея, но еще и данью уважения учителю. Кстати говоря, контркультурный роман Уоллиса (а в свое время он наделал большого шума, это сейчас такой сюжет является мейнстримом) был тихо и скромно опубликован в России в журнале «Вокруг света» (в 1991 году) с существенными сокращениями и под заголовком «Молодой мир». Полного перевода отечественный читатель так и не получил, переизданий массовым тиражом так и не случилось. Хотя, конечно, сам по себе роман Уоллиса заслуживает большего, хотя бы с точки зрения заполнения культурных лакун.

Но отвлечемся от романа Уоллиса (он заслуживает, конечно, более подробного разговора) и вернемся к фильму Джармуша. Выше уже было сказано, что чрезмерность цитат и аллюзий искупается тонкостью исполнения, пришла пора сказать именно об этом. «Выживут только любовники» стоит на четырех китах. Первый: чарующая ночная атмосфера. Оператор Йорик Ле Со творит подлинное волшебство. Тут много теней, расфокусированного света фонарей, кажется, что при просмотре можно унюхать ночную прохладу. С одной стороны, из несколько игрушечных домов Танжера, а с другой – из заброшенных зданий Детройта строится чарующий призрачный мир, в котором в пустоте бродят неприкаянные бессмертные. Тут нет выкручивания цветов до предела, как модно делать в блокбастерах, тут все неброско и оттого почти нереально. Второй: тщательно продуманная обстановка в домах Адама и Евы. У него – бесконечное количество всевозможных музыкальных инструментов, всякой звукозаписывающей аппаратуры и предметов антиквариата, у нее – почти пустая квартира, в которой в какой-то момент мы обнаруживаем причудливую библиотеку на лестнице. Пространство их домов индивидуально, предельно обжито, не кажется простой декорацией. Порой Джармуш не удерживается от иронии и показывает, что книги у Адама хранятся в самых неподходящих местах, даже в холодильнике. В самом-то деле – зачем еще вампиру холодильник, если кровь он держит в специальных термосах? Третий (возможно, его надо бы назвать первым): чарующий саундтрек. Он по-настоящему ночной и тревожный, но в то же время предельно меланхоличный. Музыка так сшита с картинкой, что и зазора не видать, бритву не просунешь. Звучание и изображение дополняют друг друга, усиливают плотность фильма, не дают от него оторваться. Ну, и очевидный четвертый кит: актерская игра. Из Суинтон и Хиддлстона получились идеальные вампиры. Да, они предельно человечны (Джармуш даже оставил им право на сердцебиение), но при этом они выглядят существами не от мира сего, теми, кто познал глубины времени, прожил столь долго, что пора бы и задуматься, а не тратишь ли ты попусту свою бессмертную жизнь. Остальные актеры выглядят в своих ролях так же убедительно, но, конечно, Суинтон и Хиддлстон тут на первом плане. Все эти компоненты соединяются в алхимическом тигле Джармуша, становясь основой для идеального фильма о вечных существах, обремененных не только бесконечным количеством прожитых дней, но еще и пониманием того, что человечество не достойно великих вещей, все равно либо забудет, либо исказит, либо просто испортит.

А как же сюжет? А сюжет Джармушу не важен. Он фиксирует повседневную жизнь своих героев, не пытается сделать ее напряженной и сенсационной. Все у них тут тихо, по-домашнему. Да, приезд Авы влияет на их образ жизни, но все-таки подобных коллизий они уже насмотрелись. Говорят, что когда Джармуша попросили увеличить в фильме количество экшна, он наоборот взял и вырезал все экшн-сцены, которые на тот момент были отсняты. Было бы, конечно, интересно посмотреть на вырезанный материал.

Ночь, пустынные пространства, неприкаянные души, порой бессодержательные разговоры, немного смешного, чуть больше печального, в кадре разлита почти инфантильная мечтательность – если интересно такое, то вам сюда. За напряженным сюжетом и громким экшном в другие места. Но, думается, почти каждый зритель, если совпадет настроение, может получить от «Выживут только любовники» большое удовольствие. Любители же подобного кино в любом случае останутся в восторге.





1116
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 07:45
Чудный фильм, как и многие у Джармуша. Смотрел давно, как только фильм вышел. Спасибо за рецензию. Захотелось пересмотреть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 11:18
Всегда рад)
Спасибо за добрые слова.


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 08:31
Прекрасный фильм. Смотрел уже раза три. И это не предел...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 11:19
Предел есть только у контроля. Да и то далеко не всегда)
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 11:22
Да, «Контроль» я смотрел пока только два раза. И его я действительно смотрел меньше раз, чем другие фильмы Джармуша. Но всё еще впереди!;-) Он по своему хорош.


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 09:12
Действительно потрясающий фильм, как сон... Актёры просто реальные вампиры. А теперь и Антон Ельчин добавляет печали.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 11:22
Да, в какой-то момент при просмотре поймал себя на мысли, что Ельчин уже мертв. А ещё Джон Хёрт...


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 10:37
Спасибо за рецензию! Вам удаётся передавать атмосферу без вязкого пересказа сюжета. Отличный текст и хорошая манера изложения.
Фильм поставлю в параллели просмотров. Джармуш, если не ошибаюсь, ученик Вендерса, да?:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 11:35
Рад, что рецензия вам понравилась)
Джармуш умудрился и у Вендерса поработать ассистентом. Насколько я понимаю, во время съёмок документального фильма про Николаса Рэя.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 16:24

цитата Igor_k

Насколько я понимаю, во время съёмок документального фильма про Николаса Рэя.

Честно — не помню такого у Вендерса. Вы смотрели, да? Рекомендуете от себя?;-)

Насчёт Вампиров, сегодня вечером посмотрю. А, или такое кино нужно именно в ночь, да? Ну чтоб лучше зацепило / проняло:-D
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 17:36
Фильм Вендерса называется «Молния над водой», вроде бы в его создании принимал участие и сам Николас Рэй.
Да, смотреть «Выживут только любовники» ночью — самое то)
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 17:47

цитата Igor_k

Фильм Вендерса называется «Молния над водой», вроде бы в его создании принимал участие и сам Николас Рэй.

Спасибо! Вендерса очень люблю и стараюсь по нему собирать максимальное количество материала.

цитата Igor_k

Да, смотреть «Выживут только любовники» ночью — самое то)

Ок! Завтра в Вашей АК искренне поделюсь свежими впечатлениями:-)


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 19:10
Спасибо, фильм превосходный, один из любимейших у Джармуша (помимо Пса-призрака). Периодически пересматриваю.
И текст отличный
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 23:29
Рад, что рецензия понравилась)


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 19:49
В своё время пропустил, во многом из-за названия и «Сумерек». После Вашей статьи посмотрю!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 23:30
И может быть ещё и свою рецензию напишите)
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 05:32
Igor_k
Может быть! Сейчас ресурс уходит на другое творчество ;)
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 13:23
Надеюсь, что другое творчество идет хорошо)))
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 15:59
Igor_k
И Вам того же )


Ссылка на сообщение22 мая 2021 г. 18:48
Насчёт Джармуша / его Любовников уже после просмотра. Мне показалась его манера изложения слишком эклектичной и очень бедные диалоги по сравнению с картинами Вендерса. Главная героиня читает стихи — похоже на пасхалку Кроненберга / Космополис.
Джармуш великолепно обыгрывает средневековье и наше время + отличная операторская работа. Но он вторичен, честное слово. В сегменте артхауса, как минимум.

Хотя, безусловно, это не обесценивает Вашу статью. Спасибо за обзор и рекомендации:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2021 г. 01:32
А вы до этого фильмы Джармуша не смотрели?
Я вот не стал бы именно что категорически сравнивать Вендерса и Джармуша. А то, что последний поработал вместе с первым, еще не означает, что последнего надо считать чуть ли не духовным наследником первого (у вас в комментарии такого не было написано, потому считайте это просто мыслями в клавиатуру).
Получается, вам фильм не зашел. Ну, тут все просто: фломастеры у нас у всех разные, что-то совпадает, а что-то нет)))
 


Ссылка на сообщение23 мая 2021 г. 12:56

цитата Igor_k

вы до этого фильмы Джармуша не смотрели?

Если честно — нет. Но много наслышана (позитивные отклики) о его творчестве.

цитата Igor_k

Я вот не стал бы именно что категорически сравнивать Вендерса и Джармуша.

Нет, я не категорически. И если честно, аллюзия на Кроненберга ударила сильнее. Насчёт этой конкретно картины — она невероятно красиво сделана именно технически + великолепный кастинг типажей. Но мне показалось, что фильм ни о чем. И мне показалось, что здесь идёт не вполне удачное заигрывание с эклектикой что ли.
Причём заигрывание, «спекулятивно» растянутое на два часа. Досматривала, признаться, из любви к такому сегменту кино. И да, музыкальные фишки очень классно в тему подобраны. Атмосферно и тяжеловесно вышло.
Но метафоры, которыми пользуется Джармуш — люди / зомби — ну очень бородатые, честное слово. Я изюминки в его сценарии не увидела.

цитата Igor_k

Получается, вам фильм не зашел. Ну, тут все просто: фломастеры у нас у всех разные, что-то совпадает, а что-то нет)))

Нет, почему — зашёл:-) Я просто вряд ли его буду пересматривать. Но безотносительно очень красивое кино.

А Вам что ещё от этого режиссёра понравилось в своё время?:-)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2021 г. 13:55
Я не сильно много смотрел у Джармуша (как и у Вендерса). Видел до этого три фильма: «Отпуск без конца», «Вне закона» и «Кофе и сигареты». Как раз «Кофе и сигареты» на тот момент больше всего понравились. «Вне закона» как-то совсем были мимо кассы, но я тогда сам был студентом восемнадцатилетним, так что можно списать на когнитивные возрастные искажения восприятия. «Отпуск без конца» взял атмосферой полного безделья и какой-то запущенности пространства.
Если же говорить об этом фильме, то в самой рецензии я упоминал прямолинейность и избыточность аллюзий всяких. Метафору про людей-зомби можно отнести в то же множество, хотя она мне как раз пришлась по душе. Но вся эта избыточность, вся эта прямолинейность искупаются светом фонарей, танцем Суинтон и множество других прекрасных вещей. Главная же идея тут, наверное, в том, что как бы мы себя ни убеждали в том, что цивилизация сделала нас лучше и вытравила из нас все инстинктивное и зверское, стоит копнуть... Ну, финал в этом смысле крайне красноречив. В конце концов, если приспичит, и мы, даже если считаем себя убежденными веганами, сожрем кусок мяса. Да, идея не нова, понятное дело, но — в самом деле — новых идей уж и не найдешь, а то, что актуально, не грех и повторить.
Сейчас посмотрел на «Кинопоиске». Да, «Космополис» вышел раньше, не так уж и значительно. Кто его знает, была ли эта аллюзия сознательной. Или там все случайно вышло.
 


Ссылка на сообщение23 мая 2021 г. 14:29

цитата Igor_k

Сейчас посмотрел на «Кинопоиске». Да, «Космополис» вышел раньше, не так уж и значительно. Кто его знает, была ли эта аллюзия сознательной. Или там все случайно вышло.

Знаете, тут такой момент интересный — Кроненберг, при всей мой любви к этому режиссёру, мог быть не первым с этим приёмом. Ну обыграть красиво и встроить в канву фильма — это ведь тоже талант. У Джармуша он есть безусловно. И почерк свой авторский есть. Я Вендерса много смотрела. Нет, Джармуш теплее снимает. Возможно, дело в игре светотени — но его подача более мягкая и масляная что ли. И Вендерс свою философию подаёт зрителю что называется в лоб. Джармуш работает с большим изяществом что ли.

цитата Igor_k

Да, идея не нова, понятное дело, но — в самом деле — новых идей уж и не найдешь, а то, что актуально, не грех и повторить.

Согласна! В эпоху постмодерна всё, так или иначе, вторично / состоит из заимствований.

цитата Igor_k

Метафору про людей-зомби можно отнести в то же множество, хотя она мне как раз пришлась по душе

Будете смеяться, наверное8:-0 Вне вампирской саги мне Милла Йовович / Обитель зла вспомнилась в первую очередь
Уж не знаю почему — давно смотрела:-)

цитата Igor_k

Как раз «Кофе и сигареты» на тот момент больше всего понравились.

Красивое и вкусное название — подкупает очень на подсознании8-) Летом так тянет на «бездумный» отдых. Меньше читаю — больше смотрю. Сегодня обязательно вечером гляну. Можно потом сюда в колонку впечатления свои отпишу?:-)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2021 г. 20:04
Разумеется, можно:beer:
 


Ссылка на сообщение24 мая 2021 г. 00:38
Спасибо! За рекомендации в том числе:beer:
Кофе и сигареты очень понравился. Не банальная стильная комедия в стиле альманаха. Очень красивый монохром с великолепными типажами / известными артистами. Мизансцены разыграны очень круто. Реально зацепило.
А Вы не писали на этот фильм? Прошу прощения, не всё помню в этой АК8:-0
 


Ссылка на сообщение24 мая 2021 г. 01:16
Рад, что фильм понравился. Про него не писал, «Выживут только любовники» — это первый фильм Джармуша, на который я сделал рецензию.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 08:12
Что-то ещё по нему планируете, да?:-)

Кстати, у Джармуша «Мертвец» один из самых известных фильмов. Входит эта картина в Вашу личную ротацию?
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 13:22
«Мертвеца» странным образом не смотрел, хотя его вокруг меня все хвалили где-то с 2001 года.
Вообще, думаю, еще что-нибудь Джармуша посмотреть, но не в ближайшее время. Сейчас планы иные.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 14:47
Поняла Вас предельно ясно:-)

Если выгорит, на Кофе и сигареты напишем. Или сама / или в соавторстве с талантливыми ребятами — очень удобный формат условных «треков» / новелл8-) Вообще вот эта работа Джармуша Очень зацепила! Редкий случай того, как многолетняя сборка из компиляции различных впечатлений отлично обыграна и гармонично встроена в канву полнометражки.
Спасибо за Ваши рекомендации ещё раз:beer:
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 14:50
Если у вас выгорит с «Кофе и сигаретами», почитаем)))
 


Ссылка на сообщение25 мая 2021 г. 14:53
Спасибо за Вдохновение в который раз8-)

Летом, да, тянет на кинематограф. Книжки читаются медленней8:-0


⇑ Наверх