Люди и манекены Несколько


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Хоррор, мистика и саспенс» > Люди и манекены. Несколько слов о Томасе Лиготти и его литературных трудах.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Люди и манекены. Несколько слов о Томасе Лиготти и его литературных трудах.

Статья написана 6 марта 2021 г. 20:25
Размещена:
Огромная просьба: поскольку это моя первая (и надеюсь, не последняя) статья в авторской колонке ФЛ, прошу не судить слишком строго за возможные огрехи, кои всегда неизбежны для дебютанта. Будьте снисходительны. Если что-то не так с оформлением, тэгами или чем-то еще — не бейте. Лучше дайте советов мудрых, как сделать правильно

Собственной персоной
Собственной персоной

Кто такой Томас Лиготти? Чаще всего его сравнивают с Эдгаром По и Лавкрафтом. Кто такие в таком случае Эдгар По и Лавкрафт? Штука в том, что четкого ответа на этот вопрос никто не даст. Вроде бы, это два таких писателя, чья страшная проза не укладывается в рамки обычного страшного. Однако, оставаясь при этом эталоном ужаса, намного превосходит представление о нем, преподнося страх как феномен и основу человеческого существования. Страх этих авторов есть нечто, что само по себе трудно и крайне приблизительно описуемо словами. Вспомните, как заламывает руки очередной персонаж Лакврафта в ТЩЕТНОЙ попытке передать тот БОГОМЕРЗКИЙ ужас, что захватывает и парализует человеческий разум, не оставляя места надежде. Ужас странной темной прозы это феномен, слабо поддающийся объяснениям, поскольку не нуждается в таковых. Если вам нужны объяснения — вам в другую дверь. Некоторые вещи существуют сами по себе, без причины. Например, странные шорохи под крышей поздно ночью. Или под половицами. Или еще что похуже.

Однако, кто же все-таки такой Томас Лиготти? Сам себя он однажды назвал Grimscribe, что приблизительно переводится на русский как «Мрачнописец». Весьма красноречивая оценка собственного творчества. При всем изобилии авторов ужасов самого разного пошиба от откровенной бульварщины и желтизны до интеллектуалов, либо на таковое звание претендующих, мало кого в этом жанре можно наверно назвать таким же мрачным и мизантропичным, как Томас Лиготти. Писателей со столь же уникальным видением мира и способностью сообщать это видение читателю можно без преувеличения пересчитать по пальцам одной руки.


Первое, что бросается в глаза человеку, берущемуся за Лиготти это нестандартность его прозы, сухая документальная манера которой сразу отсекает множество плохо подготовленных читателей экзистенциальным шоком, неизбежным при знакомстве со столь радикально отличающимся от мейнстримовых клише автором. И это, в общем, закономерно. Осознание уродства и бессмысленности мира процесс крайне болезненный. Он не проходит даром и заставляет серьезно пересмотреть собственные взгляды на жизнь и многое из того, в чем человек доселе был непоколебимо уверен. И, как часто оказывается, напрасно. Рушится мировоззрение, привычное обретает совсем иные, неожиданно странные очертания. Вернее даже будет сказать, что открывается изнанка обыденности, за которой может скрываться нечто крайне зловещее и труднопредставимое. Знание изнанки бытия смертельный враг целостного обывательского мирка, куда не вмещается ничего кроме обычной рутины и редких радостей жизни. Обыватель не хочет рушить знакомую идиллическую картину мира. Обыватель не привык к неприятной правде, она ему не только не нужна, но и вредна, потому что противоречит тому, что принято называть «здравым смыслом».

В этой связи уместно будет вспомнить Лавкрафта. Говард Филлипс в отличие от Лиготти, цеплялся за здравый смысл всю жизнь. Потому как «здравый смысл» был единственной вещью, помогавшей ему мириться с вечным хаосом изменчивой Вселенной. Украдкой, как перепуганный мальчишка в замочную скважину, наблюдал он за беспредельным ужасом, который открывался ему. И столь же боязливо описывал увиденное. В этом отношении рационализм пришелся ему как нельзя кстати. Доводы «науки и разума» не спасали его героя (то есть его самого) от кощунственной реальности, но всякий раз обеспечивали безопасное укрытие после неизбежного поражения в столкновении с ней. Наивное, чопорное дитя выдуманного викторианского века. Однако, не будем слишком к нему строги. В конце концов, за это мы его и любим. Недостатки Лавкрафта и есть его главные достоинства. Не будь их, не было и самого ГФЛ как великого писателя. И то, что он все-таки был, очень хорошо.

Наследует ли Лиготти литературной традиции Лавкрафта? Отчасти это так, и все уподобления Говарду Филлипсу на обложках его книг содержат некоторую долю правды. Однако, родство это не прямое, а скорее по боковой линии, или говоря по-русски двоюродное. Этакий внучатый племянник, если хотите. От дедушки унаследовал нелюдимый чудаковатый нрав и способность заглядывать за тонкую завесу реальности. Правда, пошел в этой фамильной способности гораздо дальше. Ибо мучительный страх дальнего пращура ему совсем не ведом. И свои миры он наблюдает и фиксирует без всякого страха и судорожной рефлексии. Метод передачи ужаса в прозе Лиготти это констатация его, как незыблемого экзистенциального факта. Единственно существующего и наличного, куда его обезличенные герои проваливаются вновь и вновь, и падению этому нет конца. Мертвые гипсовые слепки лиц, личин и масок чередуются с безликими манекенами и насмешливыми марионетками, свисающими на тонких лесках из ниоткуда. Конечности кукол ходульно двигаются, жесты подчеркнуто театральны и гротескны. Лица оторваны от силуэтов, силуэты не отбрасывают теней, а тени меняют очертания, повинуясь сиюсекундным причудам хаоса, беснующегося и ревущего под тонкой поверхностью карнавальных масок. Материалистический ядерный хаос – ну как тут не вспомнить Азатота? – единственное подлинное божество Лиготти и есть его главный оммаж великому Провиденциалисту из Провиденса. Неименуемое с тысячью имен, Безликое с тысячью лиц. Не хотите ли поклониться Азатоту а потом исчезнуть в лунном свете? Нечто странное промелькнуло в окне заброшенной лечебницы, а потом оно превратило в сумасшедшего меня. А может, это и был я, там, в окне? Но кто же тогда меня увидел?

Персонаж Лиготти это человек без свойств. Порой с подчеркнуто казенным, неправдоподобным именем. Иногда комичным, на манер Акакия Акакиевича. Но чаще сухим и беззвучным, как шелест старой газетной бумаги. С фальшивыми эмоциями и воспоминаниями. Которые потом, скорее всего, окажутся чужими или вовсе наведенными. Черты внешности у него отсутствуют. Никакого намека на облик, персонажам Лиготти в этом категорически отказано. Разве у манекена может быть облик? Из скудного бэкграунда, который дается самим писателем, мы лишь понимаем, что перед нами личность крайне усталая и изможденная. И ничего удивительного в этом нет. Побудьте целую вечность манекеном, вам тоже надоест.

Впрочем, своим манекенам Лиготти скучать не дает. Они беспрестанно разыгрывают диковинные представления. Повинуясь абсолютной непостижимой воле, оживляющей их целлулоидные тела, манекены кривляются, шутовски скачут, выплясывают замысловатые коленца, достойные самых гротескных представлений дель арте. Юмор и гротеск неотъемлемая часть фарсов, разыгрываемых Томасом Лиготти, на страницах своих произведений. Этот, на первый взгляд, мрачнейший фаталист при более внимательном рассмотрении предстает настоящим мастером разящей, искрометной сатиры и иронии. Обращена она против жалких людей-манекенов, чьи безрезультатные потуги существовать Лиготти безжалостно высмеивает. Фокус его насмешки само бытие человека, а вернее убежденность человека в своем бытии, которого на самом деле нет, потому что оно невозможно. Нет никаких людей – только манекены. И вот это самое осознание потрясает читателя Лиготти сильнее всего, до самых основ «Я». Но как же так, ведь Я есть? Как выясняется, нет. Нелегко смириться с собственным несуществованием, это мучительно. Тем не менее, поневоле приходится, ибо доказательства убийственно неопровержимы.

Однако, оставим метафизику. Не Хаосом единым жив читатель Лиготти. В его рассказах есть место не только запредельному кошмару, но и интригующему оригинальному сюжету. По этой части он выдающийся мастер. Умение создавать необычные сюжеты, пожалуй, визитная карточка этого писателя, который очень изобретателен и самую простую, типовую фабулу рассказа умеет подать в невероятно ярких и напряженных тонах. При этом не важно, кто или что олицетворяет то самое зло, что совершается само собою – люди или демоны – у Лиготти в избытке представлены и те и другие. Важно мрачное торжественное упоение потусторонним ужасом и страшной подноготной мира, которая оказывается его подлинным лицом, сокрытым до времени в тени.

«Проказник» — традиционная история про маньяка, «Les Fleurs» — о декадентском поклонении цветам, «Последнее приключение Алисы» — о детской писательнице, с которой стали твориться странности. Любителям сновидческих кошмаров придется по душе «Ангел миссис Ринальди», где мир снов соприкасается с реальностью почти как у Лавкрафта, только лучше. Поклонники вампирской тематики оценят по достоинству «Утерянное искусство сумерек». Любителям философии понравится «Чистота». Для Лиготти нет неудобных или трудных сюжетов. Его писательский талант очень разносторонен и нет такой темы, которую он не смог бы раскрыть. При этом ловко уходя от жанровых клише и придавая новизну старым, давно отжившим свое сюжетным приемам и ходам. Его странная насыщенная абсурдом и иррациональным страхом проза настоящий пир для искушенного хоррормана. Здесь вы найдете зло всех форм и обликов, на любой вкус. И никаких вульгарных страшилок, где каждый абзац, да что там абзац – каждая буква до боли предсказуема, у Лиготти такого не встретишь. Он исследователь ночных кошмаров. А они редко бывают предсказуемыми.


Впервые статья была опубликована в онлайн-журнале DARKER 20 ноября 2020 года.




1051
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 20:48
Поздравляю. Старт хороший. Аж перечитать потянуло. Это я про Лиготти:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 20:50
Большое спасибо за поздравление)


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 22:53
Молодец! Всё у вас хорошо! Даже не думайте переживать.:beer:


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 23:04
Лиготти пока сама нечитала, но со статьей ознакомилась с интересом.
Ждём новых обзоров ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 10:05
С Лиготти вообще лучше не торопиться. Я сам дозрел до его понимания через двенадцать лет после первого прочтения его рассказов. И только приобретя очень солидный читательский опыт, понял и оценил по достоинству.


Ссылка на сообщение6 марта 2021 г. 23:32
Интеллигентный хоррор. Изящный ужас. Еще одно открытие( помимо Нэвилла).


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 03:51
Большое спасибо!
Интересная статья! Продолжайте в том же духе!
А я уже сегодня буду знакомиться с творчеством Лиготти! :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 09:55
Отлично!


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 10:02

цитата

Доводы «науки и разума» не спасали его героя (то есть его самого) от кощунственной реальности, но всякий раз обеспечивали безопасное укрытие

Сделать ГГ человека «науки и разума» было абсолютно точным решением. Именно мировоззрение и скепсис такого человека создают максимальное правдоподобие наблюдаемой им истории. Безопасным такое укрытие назвать никак нельзя. После того, как явление космического ужаса становится неопровержимым фактом, рушится вся парадигма подобного персонажа. Мир для него уже никогда не становится прежним. И это, несомненно, куда более драматично , чем происходящее с персонажем Лиготти, который, вообще, то ли существует, то ли нет.

цитата

Однако, не будем слишком к нему строги ( к ГФЛ )... И то, что он все-таки был, очень хорошо.

Подобное снисходительное высокомерие уместно где-нибудь в роликах на ютубе.

цитата

Наследует ли Лиготти литературной традиции Лавкрафта?

Нет, они не похожи совсем. И рассказ, написанный Лиготти как стилизация под ГФЛ, неудачен. На мой взгляд, не стоило писать статью, отталкиваясь от их сравнения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 21:24

цитата brokenmen

снисходительное высокомерие


Это про ваш комментарий, а не про мою статью.


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 20:56

цитата

Вспомните, как заламывает руки очередной персонаж Лакврафта в ТЩЕТНОЙ попытке передать тот БОГОМЕРЗКИЙ ужас

Да ладно, кто там что заламывает — они сразу в обморок любят бухаться. :-D

цитата

Однако, не будем слишком к нему строги.

Действительно, не будем. ГФЛ был сам к себе слишком строг, поэтому при его жизни не один его сборник рассказов не вышел. :-(((


Спасибо за статью! :beer:

Читал пару рассказов Лиготти: то здесь, то там. Особого впечатления он на меня не произвёл, но и отторжения не вызвал. Теперь определённо ознакомлюсь с его творчеством поподробней, благо есть его электронный сборничек из серии «Мастера Ужасов».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 21:20

цитата Death Mage

Особого впечатления он на меня не произвёл, но и отторжения не вызвал.


У меня поначалу тоже вообще никаких эмоций не вызвал, кроме недоумения. Первым рассказом, который я прочел была «Чистота». Было это наверно лет тринадцать назад. Я не мог понять о чем это и для чего написано. Потом, лет десять спустя, когда уже литературного опыта изрядно поднабрался, понял, насколько он великолепен.

цитата Death Mage

электронный сборничек из серии «Мастера Ужасов».


Если не секрет — покупали или на просторах интернета безвозмездно скачали?
 


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 21:27

цитата Бедлам

Если не секрет — покупали или на просторах интернета безвозмездно скачали?

Безвозмездно скачал (смайлик, размахивающий пиратским флагом).

Но если сборник понравится, то постараюсь обязательно купить его в бумажном варианте.
 


Ссылка на сообщение7 марта 2021 г. 21:35
Надеюсь, что понравится) Именно для этого статью писал. Ну взгляд на вещи он конечно переворачивает здорово. Если всерьез воспринимать его, а не просто как изощренные литературные упражнения в мизантропии)


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 11:25
спасибо за статью. У Лиготти читал несколько вещей, были посредственные, были удачные.

цитата

Говард Филлипс в отличие от Лиготти, цеплялся за здравый смысл всю жизнь. Потому как «здравый смысл» был единственной вещью, помогавшей ему мириться с вечным хаосом
изменчивой Вселенной.


Не могу согласиться. Если ГФЛ за что и «цеплялся», так это за мир своих снов и фантазий, а никак не за здравый смысл, который он, скорее считал лодкой с пробоиной в днище. Отличие Лиготти, как мне кажется, в том, что тот мизантроп без примеси лавкрафтовского эскапизма. Ну и конечно талантливее как писатель. Лавкрафт фантазировал хорошо, а писал плохо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 23:15

цитата Borogove

Ну и конечно талантливее как писатель.

Ну, конечно. Поэтому его и любят десять с половиной человек, а Лавкрафт плохой имеет культовый статус. Сегодня только на ветке Хоррора два человека плевались от него. Этого Лиготти и покупают ( я в том числе ) только потому, что на российском рынке в этом сегменте нет более-менее современных писателей. Совсем.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 06:52
Ну, все правильно — «культовый» статус получают писатели «не для всех». Можете считать, что я из решивших не вступать в культ ) (Прочел все три тома классических вещей ГФЛ).
Ну и чтобы это не было вкусовщиной — если не считать ранних подражаний Дансени Лавкрафт, на мой взгляд, всю жизнь писал две книги
1) Глупые смертные по своей неосторожности или ведомые самоубийственным инстинктом познания вскрывают безразлично-враждебные пласты бытия.
2) Зарисовки на тему, как хорошо одинокому мечтателю в мире своих грез.
Маловато идей для трех томов, как по мне.

Заметьте, я не говорю, что посмертная слава ГФЛ не заслужена. Заслужена. Он встал на свое место в пантеоне.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 18:05

цитата Borogove

я из решивших

Такие вещи делаются не волевым решением )

цитата Borogove

Лавкрафт, на мой взгляд, всю жизнь писал две книги

Неверная претензия. Вопрос ни о чем писал и сколько тем поднимал — а как это делал. Толкину достаточно было одну книгу написать для жизни вечной )

цитата Borogove

если не считать ранних подражаний Дансени

цитата Borogove

как хорошо одинокому мечтателю в мире своих грез

Здесь я совсем перестал вас понимать. Оба пункта, насколько можно судить, относятся к сновидескому циклу. Что касается «подражаний», то ГФЛ писал в этом ключе не хуже. И в России многие ( я в том числе ) узнали о Дансени только знакомясь, кто был предтечей ГФЛ.
Что касается «как хорошо». Ну кроме «Кадата» это направление отнюдь не веет идиллией, судьба мечтателя довольно печальна.

Не буду больше перебивать тему. Все-таки статья писалась для фанатов Лиготти. Приятного общения, господа :beer:
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 18:57

цитата Borogove

Если ГФЛ за что и «цеплялся», так это за мир своих снов и фантазий

Ну, по мне так ровно наоборот, он только там и находил убежище после очередного крушения своих фантазий от столкновения с действительностью. Которая часто его идеализированному здравому смыслу противоречила. Ну впрочем, это мое видение, возможно, что и неверное.


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 16:59

цитата brokenmen

Поэтому его и любят десять с половиной человек, а Лавкрафт плохой имеет культовый статус. Сегодня только на ветке Хоррора два человека плевались от него.

И поэтому сборник Лиготти на момент выхода стал лучшим по результатам голосования на фантлабе. А те, кто плюются, это одни и те же люди в основном, у них просто выработался рефлекс при каждом упоминание Лиготти писать в 100500й как их тошнит, отрицательные эмоции сильнее, чем положительные, вот они их и выплевывают постоянно. А те, кто к Лиготти относится положительно, просто не пишут постоянно, как он хорош. Да и Лиготти, насколько я понимаю, уже имеет культовый статус.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 17:42
Вы не правы. Если бы автор писал только о Лиготти, то я бы ничего не писал бы в комментариях. Но раз было сравнение с моим любимым автором не в пользу оного, то я выразил обратное мнение. Заметьте, что это вы употребляете такие слова как «тошнит», «выплевывают» и прочее. Я не позволял себе подобных уничижительных выпадов в сторону автора, который кому-то тоже нравится. Почему все должны со всеми соглашаться или находиться на одной волне ? Мне вот, наоборот, страннее люди, которые Лиготти не читали, но при этом хвалят эту статью. Может она, действительно, точно описывает творчество Л, но они то откуда это могли понять ?

цитата qwerty616

отрицательные эмоции сильнее, чем положительные,

Если вы обо мне, то я отзываюсь и о понравившемся и нет. Что касается именно Лиготти, то тут сказались завышенные ожидания, после похвальбы Джоши в его сторону.

цитата qwerty616

кто к Лиготти относится положительно, просто не пишут

Вообще, не обсуждают его творчество. Кто любит ГФЛ, Кинга, Толкина, Стругацких, хоть кого — от случая к случаю обсуждают почему-то.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 19:02

цитата brokenmen

Сегодня только на ветке Хоррора два человека плевались от него.

цитата brokenmen

Заметьте, что это вы употребляете такие слова как «тошнит», «выплевывают» и прочее. Я не позволял себе подобных уничижительных выпадов в сторону автора, который кому-то тоже нравится.

Вы как аргумент приводите мнение каких-то людей с форума, я вам про них и отвечаю, что это в основном одни и те же, по много раз выражающие своё мнение — «тошнит», так и пишут. Никаких выпадов в сторону каких-либо авторов я не делал, читайте внимательнее.

цитата brokenmen

Этого Лиготти и покупают ( я в том числе ) только потому, что на российском рынке в этом сегменте нет более-менее современных писателей.

Статистики кто и почему покупает Лиготти у вас нет, не надо судить по себе. Даже если почитать форум хоррора, многие пишут, что покупают в серии МУ далеко не всё, а только то, что нравится.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 19:06

цитата brokenmen

Лиготти не читали, но при этом хвалят эту статью.


Им просто понравилась статья, вот и хвалят. Что здесь, простите, такого? Это ж не преступление. Некоторые статьи сами по себе имеют определенную литературную ценность как самостоятельное произведение. Ну и если она кого-то сподвигнет Лиготти прочесть и понять, тем более хорошо. Для того и написана.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 20:38
Вот невозможно возразить не одному слову )


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 22:49
Спасибо за статью! Очень заинтриговали, буду пробовать читать, хотя не люблю жанр ужасов. А вот Лавкрафта очень люблю, просто как автора интересных историй с ярким индивидуальным стилем, а не за то, что он страху нагоняет:-)
Судя по вашей статье, с точки зрения содержания, Лиготти — это Набоков после тяжелого многодневного запоя... Или Филип Дик, выучившийся писать у Набокова в Корнелле.
В общем, нужно все самому разведать!;-)
Успехов вашей колонке!:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2021 г. 12:57

цитата vfvfhm

Судя по вашей статье, с точки зрения содержания, Лиготти — это Набоков после тяжелого многодневного запоя...

Ну нечто схожее пожалуй есть, его раннее творчество принято с Набоковым сравнивать. Поздний и средний периоды это уже такой вирд-хоррор с сильным абсурдистским влиянием. Местами вообще чуть ли не Зощенко с Хармсом напоминает. Ну и да, очень тяжел для неподготовленного читателя.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2021 г. 22:42
Спасибо! Я филолог, некогда крайне чтящий модернизм. Так что с подготовкой все норм.
Любимый писатель — Томас Пинчон.:-)


⇑ Наверх