Карел Яромир Эрбен из цикла


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Карел Яромир Эрбен: из цикла "Как издавали хоррор в СССР. Выпуск 7
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Карел Яромир Эрбен: из цикла «Как издавали хоррор в СССР. Выпуск 7

Статья написана 4 июля 2019 г. 15:47

Во второй половине 40-х гг. прошлого века, когда Восточная Европа после Войны вошла в сферу влияния Советского Союза, в новых социалистических государствах начали активно издавать советских авторов. Но культурное влияние было взаимным: в СССР в гораздо большем объёме стали издаваться классики национальной литературы восточноевропейских стран. В 1948 году в «Гослитиздате» подготовили первый русский сборник выдающегося чешского писателя, поэта-романтика и фольклориста

Карела Яромира Эрбена (1811-1870).

сопроводительный текст

Книга вышла тиражом 20000 экземпляров и сейчас, можно сказать, стала уже библиографической редкостью. Лет десять назад купил через Интернет относительно недорого и в хорошем состоянии. Наткнулся на книгу случайно, но к тому времени я уже знал, кто такой Эрбен и высоко его ценил. Издание очень хорошее, конечно: тканевый переплёт, неплохая бумага, прекрасные графические заставки известного иллюстратора детских книг Виктора Таубера к каждому произведению, вводная статья, примечания, портрет автора на мелованной вклейке. Книга состоит из трёх разделов: сборник баллад «Букет из народных преданий», прочая избранная поэзия и сказки.

Эрбен всю жизнь собирал чешский (и вообще — славянский) фольклор и его работа, как и работа таких же энтузиастов, помогла сохранить культуру и язык Чехии, находившейся тогда в составе Австрийской империи. Будучи сторонником славянского единства (у него даже есть стихотворение «Будь Москва то, будь то Прага, наша родина — одна...»), Эрбен перевёл на чешский «Повесть временных лет», Задонщину» и «Слово о полку Игореве», издал антологию Sto prostonarodnich pohadek a povesti slovanskych v narečich puvodnich («Сто славянских народных сказок и повестей в подлиннике»), где сказки славянских народов приводились без перевода на чешский, а титульных листа было два — на чешском и на русском.

Среди 15 народных сказок в обработке Эрбена, вошедших в сборник 1948 года, есть три, на которые я хотел бы обратить особое внимание — это сказки о нечистой силе — «Водяной», «Домовые», — с подробным описанием примет этих существ и методов борьбы с ними; жестокая сказка о мести «Загадка». Плюс сказка «Лесовички» — о лесных обитательницах, крадущих глаза у заснувших в лесу людей.

цитата "Водяной»
рис. В. Таубера
рис. В. Таубера

Днём он развешивал на водой красивые красные ленты: только какой ребенок до них дотронется, так сейчас же упадёт в воду и утонет. Перевозчики знали это и говорили дома:

— Опять показались ленты. Пусть дети не подходят к воде!

Ходил Водяной и на ярмарки, и там его хорошо знали. На нём был всегда зелёный сюртук, с левой полы его капало, на левой руке у него не хватало одного пальца, и он гнусавил. Торговцы на ярмарке были очень довольны, когда видели его, — особенно сапожники, — и зазывали его сделать почин. Ему первому они охотнее всего продавали, потому что после этого торговля шла бойко. Вечером водяной шёл в трактир — пить пиво, и тут все шинкарки радовались:

— Идёт зелёный барин, теперь будет пропасть народу.

Куда он приходил, там всегда собиралось очень много народу, но всегда в полночь затевалась драка и кого-нибудь убивали.

сопроводительный текст

цитата "Домовые»
Тут ей пришло в голову, что надо позвать того человека, что принёс домового, заплатить ему и попросить его убрать Шетека. Человек пришёл, велел всюду в доме насыпать муки и начал заговаривать домового. Шетек вопил так, что слушать было страшно, не хотелось ему уходить, но пришлось. На муке были видны следы, словно собачьи лапы, это Шетек шёл из комнаты через сени, по лестнице, на чердак до печной трубы.

цитата "Домовые»
И куму Пискачку захотелось разбогатеть без трудов. Он решил, что заведёт в доме домового, и тот будет носить ему деньги. Вот он взял яйцо от чёрной курицы, зашил его в рубаху под левой рукой и ходил с ним девять дней, не мылся, не чесался, не молился и каждый день переходил девять межей. На девятый день из яйца вылупился домовой.<...>

На другой день утром Пискачек поехал на базар, и когда к полдню вернулся домой, жена выбежала ему навстречу, плача и ломая руки: Шетек загрыз их младшего сына в колыбельке.<...>

Пискачек обещал большие деньги тому, кто избавит его от домового. Наконец вызвалась одна старая баба. Она пришла, стала перед Шетеком, очертила, вокруг себя освященным мелом круг и начала заговаривать домового. Шетек надулся, шерсть у него встала дыбом, и он начал перечислять все старухи­ны грехи с самых юных лет. Баба со стыда не знала, куда деться, и убежала.

Сказка «Чурбашка» превращена известным чешским кинорежиссёром Шванкмайером в социальный хоррор «Полено» (2000).

«Полено»
Полено
Otesánek
анимационный, 2000, Чехия, Япония, Великобритания
мультфильм, фэнтези, триллер, драма, комедия
режиссёр: Ян Шванкмайер, сценарий: Ян Шванкмайер
в ролях: Вероника Жилкова, Ян Гартль, Ярослава Кречмерова, Павел Новы, Кристина Адамцова, Дагмар Стршибрна, Зденек Козак, Густав Вондрачек, Arnost Goldflam, Йитка Смутна

Один из лидеров кинематографического сюрреализма переложил на язык кино чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). Бездетная пара взяла себе вместо ребенка из леса обрубок дерева, который принялся пожирать все на своем пути.


Но magnum opus Эрбена — сборник романтических баллад «Букет», созданный на основе народных преданий. Баллад, надо сказать, страшных. Так в «Свадебных рубашках» (Svatební košile, 1843) используется столь любимый романтиками («Ленора» Бюргера, Жуковский, Катенин, Мицкевич) архетип «жениха-мертвеца». В социалистической Чехословакии по этой балладе ещё в 1978 году сняли одноимённый «хорроровый» мультфильм (режиссёр Йозеф Кабрт).

Svatební košile, 1978
Svatební košile, 1978
Svatební košile, 1978
Svatební košile, 1978
Svatební košile, 1978
Svatební košile, 1978
.

В балладе «Полудница» (Polednice, 1840) основным источником ужаса является «ведьма-полудница», дух жаркого полдня, крадущий детей. Жуткие истории рассказаны в балладах «Водяной», «Верба». Герой баллады «Загоржево ложе» должен совершить путешествие в Ад, а гадание в «Сочельнике» сулит смерть.

В 2000 году состоялась премьера грандиозного чешского кинопроекта — «Букет» по семи балладам сборника, в котором заняты чуть ли все ведущие чешские актёры: Анна Гейслерова, Стелла Зазворкова, сделавший успешную карьеру в Голливуде («Рок-н-ролльщик», Распутин в «Хеллбое») Карел Роден, Болек Поливка, Карел Добры, Иржи Шмицер...

«Букет»
2000, Чехия
ужасы, сказка, драма, мелодрама
режиссёр: Франтишек Брабец, сценарий: Франтишек Брабец, Деана Хорватова, Милош Мацоурек
в ролях: Линда Рыбова, Анна Гейслерова, Яна Швандова, Карел Роден, Дан Барта, Болек Поливка, Иржи Шмитцер, Стелла Зазворкова, Клара Седлачкова, Сюзана Быджовска, Нина Дивишкова, Карел Добры

Фильм, состоящий из 7 баллад-сказок по мотивам произведений чешского фольклориста Карела Яромира Эрбена. Все они о любви и страсти, которые не подвластны времени. Невесты и жёны встречаются с водяными духами, князьями, колдуньями.


Фильм стал одних из самых больших успехов чешского кинематографа на рубеже веков, не в последнюю очередь благодаря визуальной красоте — прекрасной операторской работе, костюмам, цветовой гамме.

сопроводительный текст

сопроводительный текст

сопроводительный текст

сопроводительный текст

«Букет» до сих пор продолжает вдохновлять любителей хоррора в Чехии. Фильм «Полдень» (2016) формально снят по «Полуднице», хотя связь здесь только косвенная. В главной роли — Анна Гейслерова, ранее снимавшаяся в «Букете».

Страшные истории «Букета» неоднократно адаптировались в виде комиксов. В 2016 году вышел сборник хоррор-комиксов «Komiksová Kytice» (художники Kateřina Bažantová, Karel Cettl, Delarock, Jan Gruml, Petr Holman, Longiy, Dominik Miklušák, Tomáš Motal, Marek Rubec, Vladimír Strejček, Marco Turini, Vojtěch Velický).

©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»
©«Komiksová Kytice»

«Букет» был опубликован в издании 1948 года в переводе Н. Асеева.

После этого в СССР изредка издавались лишь сказки Эрбена. Относительно безобидные. Интересна судьба советских изданий самой известной сказки автора — «Златовласка». В СССР она издавалась значительно чаще других, но обычно не в оригинальной версии, а в пересказе Паустовского. В целом — близко к оригиналу, но есть отличия. В отзыве на сказку я писал об этом:

цитата

Эрбен слишком ценил народное слово и старался свести литературную обработку к минимуму. Паустовский, несомненно, оживил немного суховатый оригинальный текст, при этом его версия близка к оригиналу. Небольшие отличия, конечно, есть. В пересказе Паустовского (1947) и в переводе Т. Аксель («Царевна-Золотоволоска», 1948) главный герой Иржик съедает кусочек волшебной рыбы, мясо которой даёт возможность понимать язык животных, а в оригинале это не рыба, а змея (had). И это неспроста — в примечании к сказке Эрбен поясняет, что во многих славянских языках слова «змея» и «говорить» близки по произношению. Существуют древние поверья о доступных змеям тайных знаниях. В переводе Г. Лифшиц-Артемьевой справедливость восстановлена — здесь «змея». Король у Паустовского стал ещё более жадным и противным, а Иржик — более правильным. Иржик убивает своего коня, чтобы накормить воронят и Паустовский даже пытается найти моральное оправдание поступку главного героя — конь, оказывается, был старый и больной и только мучился.

«Букет» с тех пор в СССР не переиздавался.

Лишь в последние несколько лет он был переиздан почти полностью в новом переводе Лившиц-Артемьевой.



©А. Грибанов (Вертер де Гёте)

сопроводительный текст





1071
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 июля 2019 г. 19:45

цитата Эрбен

Ходил Водяной и на ярмарки, и там его хорошо знали. На нём был всегда зелёный сюртук, с левой полы его капало, на левой руке у него не хватало одного пальца, и он гнусавил.


Открываем сборник «Русалочьи сказки» Алексея Толстого и находим там тоже сказку про Водяного...

цитата Толстой

Лежит на возу мужик, трубочку посасывает — продает черного козла. А народу на ярмарке — труба нетолченая.
Подходит к мужику седой старец, кафтан на нем новый, а полы мокрешеньки.
— Ишь, угораздило тебя на сухом месте измочиться,- сказал мужик.
Поглядел старец из-под косматых бровей и спрашивает:
— А ты пустяки не говори; продажный козел-то?
— Не для себя же я козла привел; продажный.
Сторговались за три рубля, старик увел козла, а мужик принялся в кисет деньги совать и видит — вместе трешницы лягушиная шкурка.
— Держите его, православные! — закричал мужик.- Водяной по ярмарке ходит!


Знаком был Алексей Николаевич с работами Эрбена-то... знаком.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2019 г. 13:53
Если и знаком, то, скорее всего, — через исследования других фольклористов. Эрбена начали переводить на русский ещё в 19 веке, но переводили очень мало. Скорее, это общие черты славянской «низовой мифологии».
 


Ссылка на сообщение6 июля 2019 г. 17:10

цитата Вертер де Гёте

Скорее, это общие черты славянской «низовой мифологии».


Э, нет. В русской низовой мифологии «водяной» — это существо вне воды живущее очень недолго, быстро высыхающее и становящееся сплюснутым слоем водорослей. Одежда у него — лишь его собственные заросли тины и водорослей по всему телу.
В 8-м томе Библиотеки Русской фантастики https://fantlab.ru/edition29381 как раз есть сборник Никифоровского «Нечистики», подробно описывающий мифологический бестиарий. Он вышел в 1902 году, так что описания бесов и прочих потусторонностей там, можно сказать, современны Эрбену. Но вот водяные у чехов и у ветвей русских по своей «биологии-морфологии» разнятся.
Скорее всего, Алексей Толстой намеренно вводил в «Русалочьи сказки» новаторские элементы из мифологии соседей, чтобы не выглядеть очередным эпигоном.
 


Ссылка на сообщение7 июля 2019 г. 12:11
Интересное наблюдение. Спасибо. 8-й том БРФ у меня есть, почитал про водяников. (Полный скан «Нечистиков» доступен, кстати, на сайте Ленинской библиотеки).
В энциклопедии «Мифы народов мира» (1987) о Водяном сказано кратко и обобщённо, как о злом духе славянской мифологии, нет четкого разделения на мифы разных народов:
«С левой полы В. постоянно капает вода» , «водяные соотносятся с чёрным цветом, им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха».


⇑ Наверх