Тимур Вермеш Он снова


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Тимур Вермеш «Он снова здесь»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тимур Вермеш «Он снова здесь»

Статья написана 1 августа 2017 г. 20:44

Аннотация:

На задах спортивной площадки в мундире, от которого разит бензином, открывает глаза после долгого сна ОН. ОН, чье имя стало нарицательным и проклятым на многие столетия вперед, не может потеряться в мире, где главенствуют равнодушие, толерантность, кривотолкование понятий и незнание истории. И вот общество, поставившее выше морали и чести ценности из количества просмотров на «Ютьюбе» и лайков интернет-страниц, с интересом смотрит на того, кто смело говорит им, во что оно превратилось.

Ему не нужно даже скрывать свои мысли. И тот, кого еще вчера воспринимали как шута, сегодня слушают как пророка.




Известное крылатое выражение Гегеля гласит, что "история повторяется дважды — один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса". Именно нарочитым фарсом и начинается сатирико-политический роман "Он снова здесь" Тимура Вермеша, где в 2011-ом году одним прекрасным летним днем на берлинском пустыре внезапно просыпается Адольф Гитлер. Его принимают за чудаковатого оригинала-комика, приглашают на телевидение, устраивают на развлекательную передачу. Однако с каждым днем происходящее утрачивает юмористический подтекст и обретает все более трагичный окрас, поскольку вернувшийся Гитлер неумолимо пробивается к вершине власти. Но почему же современная демократическая Германия у Вермеша оказалась беззащитной и беспомощной перед вторым пришествием Адольфа?

Казалось бы, свободы мнений и слова, равенства перед законом, отлаженных гражданских институтов достаточно, чтобы поддерживать установившееся положение дел в стране и выдавливать радикалов на периферию общественной жизни. Однако если реальные проблемы социума замалчиваются, недовольство подавляется прессом негласных правил — установками на показной плюрализм мнений и искусственное равенство, то будущий диктатор-маньяк крайне легко сыграет на подспудном ропоте и затаенном раздражении. Хватит лишь несколько раз назвать вещи своими именами, чтобы завоевать любовь публики, а затем уже мало кто будет пристально анализировать, куда клонит новоявленный лидер. Именно так очутившийся в Берлине Адольф начинает, как рядовой комик с пятью минутами в чужом шоу, а затем получает отдельную передачу, заводит канал на ютубе и входит в серьезную политику.

Первое, что стоит отметить, обсуждая впечатления от романа, это убедительная и тщательная реконструкция образа Гитлера, выполненная автором. Вплетенные в текст цитаты из реальных выступления фюрера смотрятся вполне органично и естественно на фоне других диалогов и монологов. Вообще, образ Адольфа здесь является ключевым — ведь именно через призму его искаженного ненавистью мышления Вермеш демонстрирует слабые и сильные стороны современного мира. И становится понятнее, как Гитлер сумел стать фюрером — фанатичная убежденность помноженная на ореол лидера и чеканную псевдологику, которая отлично действует на взбудораженную толпу. Бывший диктатор крайне тонко действует в тактическом плане, чутко импровизируя и остроумно находя решение в сложной ситуации, но стратегически он чудовищно упрям и близорук в своей ненависти ко всему инакомыслящему и не немецкому.

Второй важной составляющей книги является смесь социальной и политической сатиры с комическими зарисовками. Поначалу многое выглядит забавным и безобидным, нестандартный взгляд со стороны на современную архитектуру, попытки Гитлера истрактовать новые обычаи и нормы. Но зловещие нотки становятся все слышней с каждой страницей. Гитлер ничуть не изменился, по-прежнему идет к однажды поставленной цели. Медийная развлекательная жвачка и ритуальное обессмысливание свободы слова и мнений создали прекрасную почву для яркого лидера, который предлагает действовать, сражаться во имя благоденствия нации. Людям нужна идея, чтобы выплеснуть энергию, и бывший диктатор дает им такую возможность. Прагматичная акула-бизнеса оказывается одинаково полезной для Гитлера, как и юная, легко увлекающаяся секретарь. И вот уже сотрудники телекомпании радостно вскидывают руки. Смешно? Отнюдь. Ведь в финале Адольф выносит на свои агитационные плакаты циничный и наглый слоган: "Не все было плохо!" Хотя точнее бы звучало так: "Плохо было не всем!"

Итог: остроумная, хлесткая и пугающая реконструкция мышления Гитлера в современном мире.

Моя оценка: 9/10





1733
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 августа 2017 г. 21:28
Наслышаны, да. Громкая вышла книга.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 08:45
Жаль, что среди любителей фантастики она прошла как-то незаметно. Хотя отличная вещь. Я немного опасался боллитровской раскрутки — но нет, обошлось без диктата формы над содержанием.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 13:34
Ну, не совсем незаметно.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 13:54
ИМХО, книга заслуживала много большего. А так — была ровно год назад рецензия от osipdark на главной, конечно — но вот особого ажиотажа, обсуждения, рекомендаций не припомню. Ни на форуме, ни в авторских колонках.
Я поэтому сперва и воспринял по чужим мнениям этот роман, как потенциально занятную литературную игру-упражнение, но и только.


Ссылка на сообщение1 августа 2017 г. 23:02
По ней, случайно. сериал не снимали?
Видел на ютубе нарезку эпизодов из картины, где сюжет был схож.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 00:28
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 00:37
Точно, оно, спасибо.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 08:47
Выше уже ответили — да, роман получил экранизацию два года назад. Фильм пока что я не смотрел, лишь недавно — весной — прочитал книгу. Надо будет сравнить, конечно.


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 09:55
Спасибо большое за рецензию, заинтересовали. Попробую найти и почитать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 11:02
Пожалуйста! :beer:
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 14:44
Спасибо, надо будет найти и почитать. :)
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 16:21
Надеюсь, понравится:)


Ссылка на сообщение14 сентября 2017 г. 07:45
Такую бы про Троцкого.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2017 г. 08:20
Хо-хо!
У Арабова, кстати, получился в «Столкновении с бабочкой» очень колоритный Троцкий. Наверное, он бы и Троцкого среди нас вообразил.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2017 г. 08:39
Троцкий и у Щепетнева в «Седьмой части тьмы» колоритный. Ибо персонаж такой.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2017 г. 08:43
Ну дык!
Я вообще озвучивал в ЖЖ-Берлоге идею, чтобы кто-то написал книгу, где в наше время возродились бы все лидеры Второй Мировой войны — https://green-bear-den.li...
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2017 г. 09:15
Ай, у меня ЖЖ сегодня не открывается никак, забавно.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2017 г. 09:16
Не вопрос.

«Завершая размышления о книге Вермеша, озвучу еще одно соображение. Вот бы кто-то написал роман о том, как все ключевые политические лидеры Второй Мировой войны очнулись в современном мире. Гитлер, Муссолини, Хирохито — со стороны Оси. Сталин, Черчиль, Рузвельт — со стороны союзников. Каждый из них оказывается в своей стране, обнаруживает, что жизнь далеко ушла вперед, их поступки искажены, оправданы, осуждены... Но теперь у каждого есть второй шанс.

Гитлер у Вермеша сделал карьеру комика и медийной персоны. Муссолини явно бы тоже отправился «в народ». Сложнее всего со Сталиным. Первой реакцией — если бы его перенесло из 45-ого — был бы шок. Ибо триколор на госучреждениях, капитализм во все поля. А вот затем... самый широкий спектр действий. От визита в ФСБ до создания своей партии или боевого крыла. Черчиль точно возмутится, куда подевался британский флот и колонии, хе-хе. А Рузвельт сделает фейс-палм, обнаружив бардак во внутренней политике.

Жаль, что остроумно и хладнокровно за такое вряд ли кто возьмется, чтобы без клюквы и/или штампов.»


Комментарии тоже были небезынтересны, но сойдет и так.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2017 г. 09:29
ок!


⇑ Наверх