Формирование читательских


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» > Формирование читательских предподчтений
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Формирование читательских предподчтений

Статья написана 16 сентября 2014 г. 08:08

Литература заинтересовавшая с детства обычно и остается предпочтительной на всю жизнь. В самом раннем детстве детям конечно читают сказки и нравоучительные стихи, а в школе уже начинает формироваться читательский вкус. Для мальчишек это конечно приключения и военные истории. В 50-60-е годы было конечно много юношесткой литературы и фильмов про шпионов и разведчиков. Часто школьники увлекаются рассказами о животных и природе. Во многом влияние оказывает кинематограф, особенно по литературным произведениям. Преподавание в школе классической литературы иногда напрочь отбивает желание её читать. На меня например оказало сильное влияние чтение в детстве периодических изданий и популярной научно-технической литературы. Так я увлекся и научной фантастикой.

В 50-60 годы периодики выбор конечно небольшой, но в журналах «Техника-молодежи»,«Пионер» и «Костер» печатались отличные произведения на разные темы. Не отставал от них по части НФ и «Юный техник». А уж выход в 1961году журнала «Искатель» вообще был знаковым событием.

А такие научно-художественные книги, как М Васильев «Путешествие в Космос»(1959г),  К Гильзин «Путешествие к далеким мирам»(1956г) и П Клушанцев «К другим планетам» так и манили в космические дали. Книги же И Ефремова «Дорога ветров», Эйвельманса «По следам наизвестных животных», Бломберга «В поисках анаконды» и И Акимушкина «Следы невиданных зверей» звали на просторы родной планеты на поиски неизведанного.

Более близкие горизонты открывали: «Страна дремучих трав» Брагина, «Муравей-путешественник» и др. Мариковского и «Пароль скрещенных антенн» Халифмана.  Они предлагали внимательней вглядется в мир насекомых.

Издаваемая с 1959 года Детская Энциклопедия к 12 годам вообще расширила кругозор до детского уровня отечественной науки. Поэтому при чтении научно-фантастической и приключенческой литературы интересовал не только сюжет, но дополнительные знания заключенные в ней.

С великим удовольствием в школе читал, как приключенцев М Зуева-Ордынца, В Обручева, В Иванова, Л Платова, Г Гребнева, А Рыбакова, Г Голубева, Г Чижевского и К Нефедьева, так и исторические романы И Ефремова, В Каверина, А Толстого, М Езерского, А Немировского и В Яна. Ну конечно их  научную фантастику

Посему даже в настоящее время предпочтение отдаю фантастике и научно-популярной литературе. Конечно детективы и мейстримовские вещи иногда читаю. В своих воспоминаниях в основном касаюсь отечественных писателей, потому что переводов литературы для детей и юношества в те годы было маловато.





330
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 сентября 2014 г. 18:21
Ну, а у меня все вышло наоборот:-))) В детстве терпеть не мог фантастику. Даже — стыдно сказать — «Марсианские хроники» не переваривал.
Как-то в основном этот жанр у меня ассоциировался с советской пропагандой, разоблачением капитализма и красным флагом на Луне. Правда, был еще Толкин, но я его не ассоциировал с фантастикой. Сказка — она и есть сказка.
Сказал бы мне кто-нибудь в далеком 89-м, что я буду подвизаться на Фантлабе — в жизни бы не поверил :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2014 г. 08:37
Но ведь были Повести-сказки о Незнайке. Тоже вроде пропаганда, а ведь настоящая фантастика. И это не нравилось?
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2014 г. 09:59
Ну... скажем так: умеренно нравилось.8:-0
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 06:43
Так в 60-е годы было много повестей-сказок своеобразная фэнтези. Так и любовь к НФ воспитывалась.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 11:00
Не знаю; для меня повести-сказки — по определению что-то очень далекое от НФ.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 11:40
Вот например «Последний день туготронов» Гнединой. там действуют роботы и лилипуты, поэтому повесть-сказка
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 13:04
Приключенческая фантастика и НФ — две большие разницы.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 13:44
Однако в советские годы и то и другое называли «научной фантастикой».
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 15:41
Да мало ли как их называли в советские годы;-) Мы-то уже в другое время живем...
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 17:47
Однако мы говорим о том времени.
Кроме того, разве приключенческая фантастика не может быть научной? По всем формальным признакам «Последний день Туготронов» — детская научная фантастика. Есть такой поджанр (надеюсь, ещё есть).
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 18:41

цитата Славич

разве приключенческая фантастика не может быть научной?

Передергиваете, однако...
Антураж «а ля НФ» еще не делает книгу НФ, если отсутствует главное: объяснение ФД с позиций — внезапно! — науки.
Проще говоря, если неважно, на каком топливе летает звездолет, а главное, куда он везет героев, то это обычная сказка. Такой «звездолет» в принципе можно заменить на что угодно (хоть на дракона или ступу бабы-яги).

цитата

детская научная фантастика. Есть такой поджанр (надеюсь, ещё есть).

Дык, я и не спорю, что есть. Я всего лишь говорю, что прочитанные мною в детстве повести-сказки (та же булычевская Алиса) не привили мне любовь к научфанту.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 19:48

цитата glupec

Антураж «а ля НФ» еще не делает книгу НФ, если отсутствует главное: объяснение ФД с позиций — внезапно! — науки.
Знаете, я на Фантлабе уже не первый год, но не устаю удивляться, какие странные представления бытуют среди фэнов. «Научная фантастика» — это лишь устоявшееся название жанра. И большинство произведений этого жанра — внезапно! — содержат положения, противоречащие современной науке несостоятельные в научном отношении.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 20:21
Я где-то хоть словом обмолвился про критерий достоверности?
Разумеется, есть понятие «художественная условность», и все такое.
Но если художественной условности много, а ТТХ космических кораблей мало (или вовсе нет), то это не нф.
Это соц. фант., или космоопера, или фэнтези.

цитата Славич

«Научная фантастика» — это лишь устоявшееся название жанра.

Надо думать, и Стругацкие писали НФ, не социальную фантастику?;-)
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 21:53

цитата glupec

Надо думать, и Стругацкие писали НФ, не социальную фантастику?
Разумеется, братья Стругацкие писали преимущественно социальную научную фантастику. У любого литературоведа спросите.
Поймите, научная фантастика может быть и социальной и философской и приключенческой — это не взаимоисключающие понятия.
Конечно, я мог бы пройти мимо, но надо же кому-то бороться с распространёнными заблуждениями.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 22:04
Не знаю уж, насколько в тему этот пример... Года 3 назад я был в книжном магазине в Кирьят-Бялике. Фантастика\\фэнтези там стояла просто под рубрикой FICTION, без приставки SCIENCE. В т.ч. и такие авторы, как Азимов, например.
Так что, наверно, границы жанров сейчас ...того... размыты несколько; не находите?
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 22:10
Так книгоиздатели не забивают себе голову правильной литературоведческой классификацией. Кстати английское слово «Fiction» само по себе означает «художественная литература».:-)
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2014 г. 22:33

цитата

Кстати английское слово «Fiction» само по себе означает «художественная литература»

Я в курсе, спасибо.8-)
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2014 г. 06:17

цитата glupec

Так что, наверно, границы жанров сейчас

В приличных книжных несмотря на размытость жанров все-таки стараются делить полки на Фантастику, Фэнтези и Ужасы


⇑ Наверх