Сферический Кауфман в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Paf» > Сферический Кауфман в вакууме.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сферический Кауфман в вакууме.

Статья написана 13 января 2011 г. 01:57

Нью-Йорк, Нью-Йорк/Synecdoche, New York (2008)
Synecdoche, New York

Жанр: Драма, Трагикомедия, Фантасмагория
Режиссёр/Автор сценария: Чарли Кауфман
Продюсеры: Энтони Брегман, Спайк Джоунз, Чарли Кауфман, Сидни Киммел
В главных ролях: Филип Сеймур Хоффман, Кэтрин Кинер, Саманта Мортон, Мишель Уильямс...
Длительность: 124 минуты
Бюджет: $20 млн.
Страна: США
Год: 2008

[Во время репетиции спектакля]:
-Кейдан, когда ты пустишь зрителей?! Мы тут уже 17 лет…

Двери лифта открылись и я увидел какое-то странное межэтажное помещение с низкими потолками. Я согнулся в три погибели и полез за порог. Тут было совершенно неуютно и некомфортно, а присутствующие очень странно на меня поглядывали, как на пришельца. Я зашел в первый попавшийся свободный кабинет, сел на стул и положил ноги на стол. Не знаю почему, но мне захотелось отодвинуть шкаф от стены и посмотреть, что за ним находится. Какая-то странная низкая дверь, очень странно. Более странно было бы открыть её и полезть на четвереньках по темному туннелю на свет, что я и сделал. Наверное, все взрослые дяденьки где-то очень-очень глубоко в душе хотят почувствовать себя кэрроловской Алисой… или просто заработать приключений на одно место.

Оказалось, что этот туннель вел в голову одного из самых абсурдных сценаристов современного Голливуда и несколько лет назад дебютировавшего как режиссер, человека по имени Чарли Кауфман. Этот 50-летний «вундеркинд» дебютировал в большом кино как сценарист фильма «Быть Джоном Малковичем», который снискал определенную популярность и внимание престижных фестивалей. Этой меланхоличной абсурдной дебютной лентой про избитое человеческое желание стать кем-то другим, он сразу же громко заявил о себе как о сценаристе. Потом следовали две менее яркие работы, о которых говорят реже и которые я еще не отважился посмотреть, но «Признания опасного человека» человека все же стоит кратко упомянуть по причине того, что этот фильм стал режиссерским дебютом Джорджа Клуни. Ну вот, я кратко его упомянул, можно продолжать дальше. А что было дальше? Дальше наступил творческий кризис и неспособность адаптировать порученный роман для киноэкрана. Два сценария отвергли и все силы были на исходе, когда в голову пришла гениальная идея – а почему бы не написать сценарий о том, как я, пребывая в творческом кризисе, пытался написать сценарий для адаптации порученного мне романа и пришел к выводу, что лучше всего будет написать сценарий о том, как я пытался написать сценарий для экранизации, пребывая в творческом кризисе, пытаясь…Что-то я начал заговариваться. Режиссеру последний вариант сценария пришелся по вкусу. Так Кауфман чуть не сделал своего вымышленного брата-близнеца со-обладателем приза за лучший сценарий от Британской академии, посвятив фильм его светлой памяти и указав его имя в титрах. Сотрудничество со Спайком Джонзом и в этот раз оказалось очень удачным. «Адаптация» получилась своеобразной драмой не лишенной нестандартного юмора и иронии. Да и Николас Кейдж тут как тут.

Следующий фильм, «Вечное сияние чистого разума», наверное, самое известное творение при участии Кауфмана. Тут и Джим Кэрри проявил себя вновь как отличный драматический актер и сам Кауфман не старался перегрузить зрителей потоком запутанного абсурда (его тут строго отмеренные порции), и режиссер Мишель Гондри, приложивший руку к созданию сценария, получил от этого творческого ансамбля все что нужно для хорошей драмы о любви и отношениях.

К чему такое длинное введение? К чему… У меня на столе лежала какая-то записка в которой говорилось, чтобы я поискал в своем комоде у постели наушник. Я отодвинулся от компьютера, встал со стула, нашарил в комоде наушник и вставил его в ухо. Наушник тут же отозвался незнакомым голосом: «Будешь повторять за мной и делать, что я попрошу. Напиши следующее – «Я вел к режиссерскому дебюту Кауфмана, т.к…»».

Кхм… да… Я вел к режиссерскому дебюту Кауфмана, т.к. его фильм «Синекдоха, Нью-Йорк» стал квинтэссенцией его прежних работ. Заострял внимание на сотрудничестве со Спайком Джонзом я тоже совершенно не случайно. В первую очередь, кауфманская «Синекдоха, Нью-Йорк» содержит его прошлые достижения на почве сценариста фильмов «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация», снятых вместе со Спайком Джонзом. Отсюда же и проистекает его стиль как режиссера — меланхоличный, депрессивный, порой не лишенный какого-то странного юмора, улыбнувшись от которого, хочется дальше еще сильнее заплакать, угнетаясь бренностью собственного существования. Да, на первый взгляд, демонстрируемый в этом фильме режиссерский стиль, кажется эволюционировавшим стилем Спайка Джонза. Только вот сам Кауфман демонстрирует и более сильные, и уже отточенные сценарные приемы, к которым теперь совершенно невозможно придраться, а его режиссерский стиль является как раз идеальным логичным продолжением его стиля сценарного. Но в конечном итоге трудно сейчас выяснить, что определило в большей степени стиль ранних фильмов Кауфмана с Джонзом в качестве режиссера – то ли сам Кауфман, присутствовавший на съемках, то ли все-таки Джонз. И как следствие, узнать – есть ли в фильме «Синекдоха, Нью-Йорк» следы влияния Джонза или это именно кристально чистый сферический Кауфман со своими идеями в вакууме. Как бы там ни было в конечном итоге, на восприятие фильма сей факт не влияет. Все эти параллели нужны лишь для аналогии и сравнения из которых я для себя уже сделал вывод – тандем Кауфмана-режиссера и Кауфмана-сценариста с отточенным мастерством мне наиболее приятен и интересен. Но зарекаться не стоит…

В оригинале фильм называется «Synecdoche, New York». Эту «невероятную оплошность» создателей фильма решили искоренить на корню наши прокатчики, обозвав фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Не знаю, каких целей они преследовали, так поступая, но греческому слову «синекдоха» нужно уделить немного внимания:

цитата

Синекдоха [греч. synekdochē — соотнесение] — название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот, например «очаг» в значении «дом».

Что напрямую связано с сюжетом и смыслом фильма. К слову будет сказано, что допустим запись «Нью-Йорк, Нью-Йорк», характерная для англоязычных стран, подразумевает под собой город Нью-Йорк в штате Нью-Йорк. Т.е. запись «Синекдоха, Нью-Йорк» подразумевает под собой так же замененный настоящий Нью-Йорк искусственным, который должен в точности, до малейших деталей, был повторять Нью-Йорк настоящий, в самом городе Нью-Йорк. Для тех, кто не смотрел данный фильм, не совсем ясно, про что я говорю. Но я уже движусь в сторону раскрытия фабулы кинопроизведения.

В славном городе Нью-Йорк жил театральный режиссер средних лет. У него была семья, работа, жалкое существование. Он работал над постановкой спектакля по какому-то старому, но известному произведению, с нетерпением ждал премьеры, после которой хотел съездить с семьей в Германию. Жена у этого режиссера была художником, рисующим миниатюрные картины маслом, но без какого-то особого успеха, что её в душе видимо угнетало. Однажды утром, умываясь, нашего режиссера прямым попаданием в голову ударяет оторвавшийся под напором  воды кран. Это выглядит комичным моментом из второсортной американской комедии, до тех пор, пока не начинает течь кровь из разбитой головы. С сего места дан старт разрушению и стремлению к смерти. Герой обращается к доктору, который не может сказать, что с ним случилось, не потому не может нарушить покой пациента, а потому что не знает, что с пациентом случилось и просит пациента обратиться к другому врачу, другой специализации. Таким образом наш герой идет от офтальмолога к невропатологу и далее, до того момента, как все-таки находится врач, сообщающий Кейдану о том, что у того практически перестала выделяться слюна, не выделяются слезы и о куче других проблем. А жена попутно тащит его на сеанс к семейному психологу и рассказывает свой сон, в котором Кейдан умер, а она начала новую жизнь. А пока все это происходит, близится премьера спектакля. Жена Кейдана так и не попадает на премьеру, очень важную для него, потому что занята работой в ночь премьеры, но смотрит постановку позднее, с его родителями вместе. Адель разочарована постановкой мужа, этот спектакль не содержит послания режиссера, он совсем не настоящий, он – всего лишь иллюстрация книги, по которой он поставлен. От Кейдана тут почти ничего нет, это не его творение. Постановка не раскрывает таланта режиссера, если он у него конечно есть. Подозрение, что у мужа напрочь отсутствует талант, скорее всего и является последней каплей в терпении Адель, которая им тяготится. Она решает отправиться в Германию без него.

Голос из телевизора: «У меня есть тайна, сокрытая от глаз, растущая как незримый вирус раздумий...»


Кейдан получает престижную награду за свою постановку и деньги, для создания новой. Он решается создать что-то поистине настоящее, что-то действительно свое, в чем полностью он сам. Местом для постановки он выбирает большой заброшенный ангар в центре города и начинает обсуждение с труппой. Он высказывает мысли о стремлении к смерти. Об этом он и хочет поставить свой спектакль. А пока мысль развивается, строятся декорации, воссоздающие в подробностях некоторые части Нью-Йорка, в которых происходит действие. Мысль развивается, мысль стремится… Усложняющиеся декорации, напоминающие саму жизнь и актеры, играющие прохожих и актеры, играющие актеров, самого Кейдана, его подручных. Возникают некоторые аналогии с «Адаптацией», но только в этом фильме все гораздо трагичней и абсурдней. Депрессия тихо поглощает при просмотре. Абсурдность и аллегория фильма «Синекдоха, Нью-Йорк» открыто выливается наружу в эпизоде покупки горящего дома одной из героинь. Риэлтор при этом аккуратно замечает: «Выбор собственной смерти – непростое решение». А к моменту активной работы над созданием монументального спектакля, которое прославит имя Кейдана, абсурдность и аллегория запускают свои скользкие щупальца так глубоко в повествование, что вся жизнь главного героя начинает выглядеть трагикомичным спектаклем.

Перед нами вращающаяся сцена и занавес. Кейдан одинок и скучает по дочери. Занавес. Сцена поворачивается. Кейдан уже немного постаревший разговаривает со знакомой и выясняется, что он не осознает течение времени, он вне его – для него прошла неделя, а знакомая уверяет, что прошло четыре года. Но разве такие мелочи могут привести творца в замешательство. Поворот сцены, скрип колёс и шестеренок. Кейдан в Германии, хочет увидеть свою четырехлетнюю дочь, которой в реальной жизни уже лет десять… Поворот сцены. Кейдан снова дома и работает над постановкой, продолжает жить своей жизнью, стремясь к смерти.

Сейчас голос в наушнике мне говорит: «Про меланхолию, скажи про меланхолию». Да, я же не зря вначале упомянул про меланхолию, пронизывающую кинопроизведение. Она же является составляющей жизни нашего Творца и составляющей его творения, которое, по правде сказать, уже неотделимо от его жизни. Подробное толкование этого слова проливает свет на некоторые сопутствующие мелочи повествования и на дух самого фильма.

цитата «Словарь Брокгауза и Ефрона»

Сущность психических изменений при меланхолии заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями.
Вместе с тем в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во многих других случаях на почве этого угнетаемого состояния духа возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства.
<…> больные подвергаются приступам сильнейшей тоски со страхом и двигательным возбуждением, и под влиянием этих приступов иногда впадают в неистовство (raptus melancholicus). Независимо от того меланхолия вообще сопровождается понижением общего питания, как вследствие недостаточного аппетита и отказа от пищи, так и вследствие болезненного изменения процессов усвоения, обмена веществ и кровообращения.

Всё в этом кинопроизведении, как и постепенно умирающий Кейдан, и его постановка – всё стремится к смерти и всё пронизано болезненной меланхолией и страданием. Если фильм раскрывает страдание Творца, то режиссерский стиль лишь усиливает эффект, производимый на зрителя этим страданием… Грустью, тоской, депрессией, обреченностью, страстью к творимому – всё сопутствует.







В фильме присутствует еще одна, так скажем, мысль, которая не выражена никак вербально, но на неё даются визуальные намеки, а упомянутый абсурд и аллегория сюжета лишь подчеркивают эту мысль особыми чернилами для тех, кто её смог заметить. О чем я говорю? Все просто! Это как «13-й этаж». Яйцо в яйце. Кейдан изначально живет в ненастоящем Нью-Йорке, он изначально – действующее лицо какой-то сложной постановки, которой он почти не управляет и чтобы у него была возможность ею управлять, он строит свой Нью-Йорк, в ангаре, который становится почти полностью настоящим. Люди живут и умирают тут, как в жизни. Намеки на искусственность происходящего идут с самого начала повествования: в телевизоре, в адресе присылаемых писем, в заглавии газет… в пролетающем по ночному небу дирижабле. В письмах должно быть написано слово «Нью-Йорк» на месте названия города, но там стоит слово, созвучное слову «Синекдоха». Так же созвучно называется и газета, которую Кейдан читает с утра. По телевизору показывают мультфильмы и рекламные ролики с Кейданом в ролях, в интернете он рекламирует книгу для себя самого, сидящего за компьютером и решившего эту книгу прочитать. Он все это замечает и никак не реагирует. Быть может многое из этого – бред страдающего меланхолией человека, а может – его тайна, которая зреет незримым вирусом раздумий и вырастает в идею создания своего собственного, искусственного Нью-Йорка, где он Творец и никому не подвластен. Что может быть более настоящим, чем искусственный город внутри искусственного города?

Кауфман в этом фильме достиг своего совершенства, создав произведение, которое имеет множество трактовок и которое выворачивает чувства наизнанку. Это не фильм, это невероятно сложная конструкция внутри нашего мира, внутри 35мм-пленки, подобная искусственному Нью-Йорку, который выстроил герой фильма.





580
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 02:07
Блестящий отзыв, полностью согласен со всем вышеизложенным. :beer:
Квинтэссенция сценарного творчества Кауфмана, эдакий Чарли Кауфман как он есть.

P.S Я же говорил, что ты слишком строг к своим отзывам.:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 02:27
Спасибо.
Я просто под большим впечатлением от этого фильма. Шедевр, с большой буквы, не меньше, по-моему. В предыдущих его фильмах не хватало сложности, юмора, чего-то еще жизненно необходимого. Существует конечное культовое «Вечное сияние чистого разума», к которому много кто приложил руку, но есть в нем какие-то вещи, которые притормаживают желание назвать это кино шедевром без оглядки... А в Синекдохе все на столько точно и продуманно, что в её шедевральности просто по-моему ни на секунду нельзя усомниться. Я просто до этого фильма настороженно к фильмам Кауфмана относился — все мне чего-то нехватало после просмотра. А тут чувства через край бьют 8-)
Я, честно говоря, не представляю, что будет теперь делать Кауфман как режиссер и как сценарист. Будет невероятно, если он хоть еще что-то подобное снимет. Ему просто не выделят второй раз денег, потому что снимая такие фильмы он работает в минус, не на аудиторию. Но после такого фильма можно ложиться и помирать — потомки тебя точно не забудут :-D

цитата fox_mulder

P.S Я же говорил, что ты слишком строг к своим отзывам.

Ну предыдущие два отзыва на 12 и на Кочегара были написаны исходя от чувств, без детального разбора и анализа :-) Хотя и тут он не такой уж и детальный. Правда почти весь день я на него потратил :-D Утомительное занятие, все-таки ;-)


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 09:08
Круто!)))
Может, к нам, в кинорецензии? ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 09:30
Спасибо. Я как раз сам хотел предложить :-))):-)))
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 09:32
ну ты постучись через страницу рубрики, я и приму ;-)


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 15:13
Начал, читать, но вскоре сделал вывод, что лучше сделать это после просмотра.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 17:33
Я вроде бы старался не раскрывать полностью все нити и не обламывать весь кайф от просмотра, а только обратить внимание на основные идеи и на некоторые мелочи, которые могут не броситься в глаза при просмотре.
В любом случае — фильм обязателен к просмотру 8-)


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 17:29

цитата valkov

Начал, читать, но вскоре сделал вывод

и перестал читать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:06
И ???


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 18:44
Кауфман, конечно, совершенно невероятный сценарист, не устаю им восхищаться )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:07
Он, оказывается, подавал свой вариант сценария для фильма Помутнение, но его отвергли... Думаю, слишком мутный сценарий оказался :-D
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:09
Кауфман пишет сценарий для экранизации Дика... У меня от одной этой мысли мозг сломался )))


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 18:57
Давно собираюсь посмотреть «Нью-Йорк». Слово «синекдоха» мне , конечно, было знакомо, но прокатчики, пожалуй, поступили правильно убрав его из названия. Кому нужны эти нелепые литературные приёмы, кучке отщепенцев, которые ещё не забыли как выглядят буквы? :-)))
А за рецензию — спасибо. Хорошо. очень хорошо, хотя большую часть текста я пропустил — ибо (см. вводное предложение) давно собираюсь посмотреть «НьюЙорк», Нью-Йорк»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:03
Как посмотришь — отпишись о впечатлениях :-) Ну и дочитай ;-)
PS: Как раз таким отщепенцам фильм и понравится в первую очередь :-)))
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:09
Все мы, собравшиеся здесь — интеллектуальное меньшинство, честно говоря. Было несколько поводов убедиться в этом за последнее время.:-))) Конечно, отпишусь. А что дочитать? Напомни, а то у меня этого недочитанного.
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:11
Вертер де Гёте рано же тебя старческий маразм захватил :-D

цитата Вертер де Гёте

А за рецензию — спасибо. Хорошо. очень хорошо, хотя большую часть текста я пропустил — ибо (см. вводное предложение)

Вот что дочитать ;-)
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:15
Я думал книгу какую-то схожую, о которой на встрече говорил.

цитата Paf

рано же тебя старческий маразм захватил

Возраст уже всё-таки ;-)
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:41

цитата Вертер де Гёте

Я думал книгу какую-то схожую, о которой на встрече говорил.

Самая схожая книга — «Дом в 1000 этажей» Яна Вайса, которую ты мне сам и советовал когда-то :-)))
 


Ссылка на сообщение13 января 2011 г. 19:52
Это отличная книга. Особенно для подростка времён СССР, но и сейчас, думаю, неплохо читается.


Ссылка на сообщение14 января 2011 г. 03:58
Гениальный фильм. И так мне близок... Очень грустно, очень фаталистично.


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 15:36
Отличная статья!
В свое время был в восторге от «Вечного сияния чистого разума», поэтому, эту картину, тем более после таких отзывов, обязательно посмотрю.
Спасибо!:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 15:44
Рад, что моя статья кого-то провоцирует на просмотр 8-)
Буквально на днях посмотрел другой фильм Гондри под названием «Наука сна» и если не пугают бюджетные картины и небольшой артхаус, то этот фильм стоит посмотреть. В чем-то он похож на «Вечное сияние чистого разума» ;-)
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 15:48
Артхаус для меня — не помеха! :-)))
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:17

цитата Paf

Буквально на днях посмотрел другой фильм Гондри под названием «Наука сна»
Дада, отличный фильм )))
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:22
Даешь Кинорецензии на артхаус! :-)))
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:24
На артхаус от SF было бы вообще круто))
Написать чтоли на «Луну 2112» )
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:32
Можно на европейский нф Груз или на отличнейший польско-японский Авалон 8-) Луну-то многие видели и знают ;-)
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:33
ну если тебе Авалон отличный, то ты и пиши ))
я считаю, что ничего кроме красивого визуала там нет )
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:53
Я смотрел его наверное пару лет назад, если не больше и особо критически не подходил 8:-0 Хотя наверное да, ты прав, там кроме брошенных пары намеков на нереальность происходящего и красивых перестрелок — мало что присутствует. Правда вот созданная в фильме атмосфера меня наверное и притянула.
О, есть еще британский фильм Франклин. Он не арт-хаус, но фантастический элемент там есть — у ГГ буйное помешательство в духе «В — значит Вендетта» :-D
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:55

цитата Paf

британский фильм Франклин.
не видел и даже не слышал 8:-0
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 17:13
Барони в свое время присоветовал ;-) Я смотрел раз всего, но впечатления были положительные. Хотя и некоторого пафоса и тут хватает.
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:46

цитата Paf

Луну-то многие видели и знают

Это да, как раз пересмотреть собираюсь. А какая там музыка! Мэнселл молодец, всегда попадает в настроение картин, к которым пишет музыку.


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 18:10
Классная рецензия, спасибо! Сподвигла на просмотр, невзирая на то, что излишняя меланхоличность немного не в моем вкусе:)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 18:22
:beer:
Очень своеобразного юмора тут тоже хватает, правда и он с оттенком грусти :-)


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:44
Посмотрел. Меланхоличный, медитативный фильм. Вроде «Внутренней империи», но не так зловеще. Меня тронуло.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 16:49
Это здорово :beer:


⇑ Наверх