Вечные против вечных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» > Вечные против вечных: "Черепашки"-2007
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вечные против вечных: «Черепашки»-2007

Статья написана 27 октября 2010 г. 01:51
Размещена:


год 2007
страна США, Гонконг
слоган «Raising Shell In 2007»
режиссер Кевин Манро
сценарий Кевин Манро, Питер Лэйрд, Кевин Истмэн
продюсер Майкл Дж. Арнольд, Пол Ванг, Кайл Кларк
оператор Стефен Дж. Ламли
композитор Клаус Бадельт
художник Саймон Мартон, Мон Чун, Ахтам Там
монтаж Джон Дэмиен Райан
жанр боевик, фэнтези, комедия, драма, приключения, мультфильм

Отечественная публика приняла фильм более чем благосклонно. Что, в принципе говоря, немного странновато: у нас его с самого начала позиционировали неправильно — как «ностальгию по детству», «возвращение олдовых героев 90-х», и т.п. Даже само его название перевели не совсем так, как оно звучит в оригинале: TMNT — это не «Черепашки-ниндзя», это, скорее, просто аббревиатура: «ЧН» (подразумевается: «Ну, вы в курсе, что это значит». Как если бы для true-фанов «Властелина Колец» на афишах писали: «ВК от ПиДжея» — ведь тем, кто действительно «в теме», объяснения не нужны.
Ну, короче, вы поняли. Фильм в очень большой степени рассчитан на true-фанов. Многое в нем основано на оригинальных комиксах, тогда еще не столь у нас популярных, как сейчас (Web 2.0 только начинала свое победоносное шествие по планете, и еще не все можно было с такой легкостью скачать в два клика, как сейчас... не говоря уже о том, что интернет-форумы, в т.ч. и фанов ЧН, только зарождались). Например, кто такие клан Фут (в русской озвучке почему-то превращенный в «клан Ноги»???) и его предводительница Карай — будет понятно тем, кто вышеупомянутые комиксы от Mirage читал, но вот поколение 90-х, смотревшее классический сериал — они попросту не поймут, «кто все эти люди».

Кое-что, оставшееся за кадром, зрителю тоже будет непонятно, если он не Ъ-фан: в начале фильма кратко говорится, что Черепашки «когда-то победили своего главного врага (Шреддера)» — и, соответственно, он в фильме не появляется. Когда и как произошла эта победа? Почему мы ничего о ней не знаем?.. Очевидно, потому, что она была или в каком-то из оригинальных комиксов, или в сериале 2003 г., или в одном из live-action фильмов («Новая мутация»? «Секрет изумрудного зелья»?) Т.е., надо всё это знать и помнить, чуть ли не назубок, чтобы вообще «врубиться» в исходную ситуацию фильма (завязка как раз в том и состоит, что после неизвестной нам битвы с ГлавВрагом и победы над ним братство ниндзя распалось — они почувствовали себя ненужными. И весь фильм посвящен, собственно, тому, как они с огромным трудом пытаются восстановить потерянные узы).
Но как воспримет это всё наш, отечественный зритель, для кого «Черепашки» — это не перезапущенная в 2003-м франшиза (вполне себе пользующаяся спросом и собирающая кассу), а смутное воспоминание из детства, от которого, конечно, веет очень большим теплом (как от любимой — говоря без обиняков — сказки), и которое, конечно, уже не помнишь в подробностях... (а тут, как я уже сказал выше, именно подробности и нужно знать для правильного понимания сюжета фильма).
«Как воспримет?» — Да очень просто: будет КАЙФОВАТЬ от того, что ТЕ САМЫЕ герои вернулись, и можно снова видеть их воочию, как когда-то — а о сюжете вообще и задумываться не стоит. Какая разница, чем конкретно заняты Черепашки, главное — вот же они, совсем как живые! Протяни руку к экрану — чуть ли не потрогать можно. И как-то народу «пофигу», что это за герои, «олдовые», «не олдовые», еще какие... Они — герои воспоминаний, вот и всё.
Отзывы на фильм (если, к примеру, на тот же Кинопоиск зайти или любой «Черепаший» фэн-сайт) как раз и будут примерно в этом духе.

Теперь, после этой краткой преамбулы, скажу одну важную вещь: фильм по сюжету — и по жанру — не детский (в отл. от тех «Черепашек», к которым мы привыкли). Здесь есть драки, но не на них делается упор: авторы фильма решили, т. ск., сделать «чуть более вумный фильм, чем обычно» — и вышло в итоге хорошо. В этой истории Черепашки больше всего — характеры, а не «сказочные» герои; в особенности это касается братьев Лео и Рафа. Первый — просто душа-человек (ну, черепах;-)), в команде его оч. любят и признали своим неформальным лидером. (Но те, кто смотрел сериал 2003 г., конечно, помнят: это ему далось дорогой ценой — он очень часто «обжигался», и не всегда безболезненно для команды. И только потом стал... таким, каким стал).

Именно это — житейский опыт Леонардо и его душевные качества — вызывает возмущение у его более горячего по натуре брата — Рафаэля. Кратко его мотивацию можно передать так: «Не то чтобы у меня к тебе, братец, есть какие-то претензии... просто... знаешь, твоя «правильность» уже подзадолбала!» Или — цитируя классика — «Гоните его, не верьте ему, он врёт, он не знает, как надо!»
(Вам это ничего не напоминает? Точно так же рассуждал Мелькор в ЧКА, когда восстал против Эру. Точно так же перумовский Олмер восстал против эльфов — уж СЛИШКОМ они хорошие, «так не бывает».

Одним словом, аргументация Рафаэля... нет, ну не то чтобы вовсе шита белыми нитками — она как раз обладает достаточной убедительностью (ведь удалось же ему побить брата в поединке? Кстати, это одна из самых сильных — именно психологически, а не в смысле «трах-бах-тарарах» сцен фильма: мы видим, что Раф откровенно неправ, что у него ничего не выйдет на деле, брат его отлупит как следует, и на этом все кончится. А после этого — ему дан шанс победить. Вот только нам почему-то от такой победы\правоты совсем не радостно. Хоть и сочувствуешь).

Гордый, непонятый братом и «доведенный» своим одиночеством герой в итоге ломается. «Наступает на горло собственной песне»,  перестает за свое достоинство бороться. «Задушивает» себя как личность. И — в итоге помогает своим. (Мораль в духе современной американской поп-культуры: «один ты ничто, вместе мы — сила». Но, если так разобраться, создатели фильма все-таки сказали больше, чем эта примитивная мораль. Они показали, что и Раф, и Лео по-своему правы... а зритель может симпатизировать кому захочет. Я, например, поведение Рафа не принимаю — но я его понимаю, и он — со всеми своими закидонами, комплексами и метаниями из стороны в сторону — мне интересен гораздо больше, чем его «почти безупречный» брат. При том, что я бы никогда себя так не повёл).

Нет, мир спасать — это всё-таки дело десятое; «спасали, знаем». Важно — родных людей не потерять (даже если это черепахи и крыса. По сути — чем и неплох именно этот фильм, и чего, кстати, не было во всех предыдущих — они люди). А то, если их не будет, так ничего вовсе не будет.

...Ну, и теперь — об этом самом «спасении мира».
Все очень просто, даже предсказуемо. Бессмертный король-воин, доживший и до наших дней, собирает всю свою королевскую рать, чтобы открыть какие-то там врата и всем вместе кануть в небытие. Он, видите ли, раскаялся и не хочет больше злодействовать. Но войско-то его не раскаялось, и потому — начинает своему командиру усиленно мешать. Борьба за то, чтобы план бывшего злыдня сбылся без особых афронтов, как раз и составляет миссию Черепах в этом м\ф.
Как видим — линия совершенно неинтересная (кстати, визуально тоже не очень — чёрные, серые и ярко-красные тона, в которых изображены Йоатль и его войско, временами удручают своей холодной тусклостью); потому-то она и не занимает центральное место в фильме, в отл. от конфликта Лео — Раф. А сам этот конфликт — тоже часть другого, большего: нужны ли ещё зелёные ниндзя в Нью-Йорке, или пора уже «в отставку»?

...Очевидно, когда-нибудь время «отставки» таки придет. Я, конечно, преувеличил (и весьма сильно), когда назвал Четвёрку в заголовке этой рецензии — «вечными». Любой, даже самый хороший фильм, со временем устаревает (если только он — не классика на манер Феллини и Ф. Ф. Копполы; но боюсь, что и они вечными не будут — просто для них нужен больший срок, чтобы «месседж» исчерпал себя: не одно и не два столетия. Что уж говорить о детской — или подростковой — сказке, которая существует лишь пока мы не повзрослеем). Но, пока ещё живы те, кто выпрашивал у родителей (в голодные 90-е) последние деньги, чтоб купить фигурки «НИНЗЕЙ» (именно так оно и писалось на ценнике), и потом горько плакал оттого, что это оказалась не польская даже — родная совковская по(д)делка... наверное, они ещё какое-то время всё-таки просуществуют. Несмотря, что в этом фильме экшн довольно-таки скучный; несмотря, что финал откровенно «скомкали»; несмотря, что (как я уже сказал вначале) нужно знать хотя бы парочку других фильмов\комиксов, чтобы правильно понять этот. «Римейком» того классического сериала НЕ является — и не претендует. «НИНЗИ всякие нужны, НИНЗИ всякие важны». Фильм вышел; он отнюдь не шедеврален; есть в нем хорошее, есть и неудачное. Просим любить и жаловать.:-)

Примечание. Рецензия написана не для хардкорных фанов, а, т. ск., для “простых смертных”. Отсюда некоторые неизбежные недочёты, как то: ряд упрощений, невозможность осветить в тексте всё, о чём хотелось бы сказать подробно, и т.п. И да – ничего нового я в принципе не сказал, просто постарался подытожить всё то, что уже звучало по этому поводу в Сети.
Кроме того – в 1 оч. рецензия рассчитана на тех, кто уже смотрел фильм, поэтому потенциальные спойлеры я убирать не стал
.





519
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 11:38
Я смотрел. Мне понравилось:beer: Жаль было только, что Эйприл «уже не та»:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 13:41
Ну, по сравнению вот с этой —

— она всё-таки на что-то похожа8-)


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 13:51
на «что-то», кроме Эйприл:-D


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 14:46

цитата

Фильм вышел; он отнюдь не шедеврален;

Хе-хо! Моим детям так не кажется :) Кино отличное, музыка здоровская.
И вот еще что — может и личное просто — рисованные черепашки «играют» получше многих «настоящих» актеров. Никто не заметил? :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 14:55

цитата gamayunov

рисованные черепашки «играют» получше многих «настоящих» актеров. Никто не заметил? :)

Пожалуй, да :)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 16:34
:beer::beer::beer:
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 13:11
черепашки — это было первое, что я научился нормально рисовать ))) Эх, детство.


Ссылка на сообщение1 ноября 2010 г. 11:25

цитата TOTOIIIUr

черепашки — это было первое, что я научился нормально рисовать )))

Кстати да. Они очень легко рисовались в отличии от Шреддера и Эйприл)


⇑ Наверх