fantlab ru

Борис Акунин «Счастливая Россия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
138
Моя оценка:
-

подробнее

Счастливая Россия

Роман, год; цикл «Семейный альбом»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Название романа — «Счастливая Россия» — интригует само по себе, а то, что действие при этом происходит в 1937 году, только добавляет ожиданий.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 252

Активный словарный запас: высокий (3156 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)

Счастливая Россия
2017 г.

Аудиокниги:

Счастливая Россия
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

НЕсчястливая Россия

Сколько лет я жую вместо хлеба

Сырую любовь.

Сколько жизней плюет мне в висок вороненным стволом

Долгожданная даль.

Третья часть «Семейного альбома» — эпопеи, для которой автор, верный принципу «развлекая, обучать»: излагать свои взгляды на мироустройство и возможные пути дальнейшего оптимального развития посредством увлекательных историй в одном из мейнстримных жанров (детектив, фантастика, триллер, исторический роман) — выбрал формат семейной саги.

Время действия «Счастливой России» — 37 год, пик второй волны репрессий, ставший именем нарицательным для отечественного культурного пространства. На уровне повествования со сквозными героями, Антон Клобуков счастливо женат на Мирре, успевшей стать талантливым и востребованным пластическим хирургом, карьера обоих идет в гору. У них двое детей, десятилетний Рэм и малышка Ада, у девочки тяжелая форма аутизма. Но в целом гармоничная и удивительно счастливая жизнь, ему ли не понимать-ценить это после всего, что довелось пройти в юности.

Панкрата Рогачева репрессировали и расстреляли, но его порученец Филипп сумел выкрутиться, вовремя ушел из под начала пламенного революционера, вовремя дал на суде идеологически выдержанные показания, изобличающие бывшего благодетеля, остался в органах. Выявляет заговоры вредителей и врагов народа, о которых товарищ Сталин неустанно предупреждает (нужно же как-то объяснять людям, почему в счастливой стране, где «жить стало лучше, жить стало веселее» все так хреново). Внезапно предоставляется возможность раскрыть не фиктивный заговор, участники которого планируют прорыть туннель в Японию, а большинство было именно такими, но реальную антисоветскую организацию.

На самом деле, члены этого кружка регулярно собираются, чтобы обсудить и высказать предположения «как нам обустроить Россию». Но для времени, когда неосторожное слово, анекдот или пятиминутное опоздание на работу могли стать причиной тюремного срока, такие собрания были смертным приговором для участников и Клондайком для сталинской опричнины. Возможностью разоблачить не выдуманную, а реально существующую организацию.

В той части книги, которая «трактат», Акунин тезисно излагает то, о чем подробно и развернуто будет говорить в «Истории Российского государства». Думаю имеет смысл дать краткий конспект восьми его генетически-ордынских признаков. 1. Предельно жесткая централизация, все значимые решения принимаются в ханской ставке. 2.Фигура властителя сакральна, даже церковь повинуется хану. 3. Воля правителя выше любого закона, на деле законодательная, исполнительная и судебная власти склоняются перед ней и не могут оспорить ханского решения. 4. Ордынское государство военизировано, приказы не обсуждаются, а выполняются, коллегиальность минимальна или отсутствует. 5. Высшей целью государства является само государство, не государство обслуживает нужды народа. а народ обслуживает его нужды. 6. Вместо системы личных прав — система личных привилегий, права даны изначально и никто не может их у тебя отнять, в то время, как привилегии пожалованы властителем и в любой момент могут быть отозваны, благополучие зависит от лояльности. 7. Гипертрофированная важность тайной полиции, разнообразные по уровню жесткости на разных этапах фискальные службы, призванные устрашать население. 8. Государство немыслимо без ощущения высшей цели, сакральность власти должна оправдываться особым путем, миссиональностью, добровольной жертвенностью, бенефициарием которой становятся другие народы и страны.

Роман блестяще иллюстрирует максиму о невозможности построить островок счастья посреди океана всеобщего горя, и тщетности надежд на то, что политика оставит тебя в покое, если ты будешь держаться от нее подальше. Бонусом можно считать скорую и относительно безболезненную смерть. А возможность прихватить с собой кого-то из мучителей становится просто бесценной.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Жаль только – жить в эту пору прекрасную.

Уж не придется – ни мне, ни тебе»

Н.А. Некрасов, «Железная дорога»

Третий роман цикла несколько отличается от двух предыдущих. Во-первых, на роль главного героя выведен чекист Бляхин, цепляющийся за жизнь в набирающем обороты механизме репрессий. Подлость, хитрость, какая то животная сущность Бляхина предстали с новым размахом. Но это не столь важно, с ним то все уже понятно. Если не потрясла, то все же окунула меня (не знаю куда... в грязь, помои, холодную отрезвляющую воду, в «правду жизни») книга, приоткрыв двери в кабинеты службы по борьбе с врагами народа. Вот они то оказались по-настоящему страшными, автор представляет нам галерею уродов, абсолютных циников, карьеристов, маньяков, движимых не то что какой то идеей, но, создается впечатление, что своими садистскими, примитивными желаниями власти, наслаждением от унижения беззащитного, культивированием бесстыдства. Механизм работает, и пусть нет настоящих врагов, — это совсем не значит, что «дело сделано». Наоборот, как известно из трудов товарища Сталина, по мере строительства социализма нарастает противодействие ему со стороны внешних и внутренних сил, а это значит, что органы не должны терять бдительности, поэтому прекраснодушная маниловщина идеалистов «Счастливой России» ни более, ни менее, а суть террористическая, реакционная, вредительская деятельность сродни боевому крылу партии эсеров, наводящая ужас на простых советских граждан.

Второе отличие этого романа заключается в том, что из нее пропали размышления «из клетчатой тетради». Да и вообще, Антона мне здесь совершенно не хватало. Да и то, что было с ним, с Миррой, с детьми…Очень – очень жаль, что все сложилось именно так. На смену клетчатой тетради пришло научно-фантастическое повествование из материалов следствия. Произведение это, как принято говорить – «теплое», «ламповое», напоминает чем то Стругацких, в нем есть детективная история, ощущается смутное предчувствие какой то беды, видны тучи, сгустившиеся над безоблачным миром. Это произведение я тоже прочел бы с удовольствием, жаль, что оно внезапно обрывается, тем более, его автор заверяет Бляхина, что у него очень много идей и сюжетных ходов для развития. Было бы интересно.

Наверное, стоит сказать про центральную идею романа – идею о том, какая она, счастливая Россия, хотя сам я ответить на этот вопрос не могу. Понятно, на чьей стороне симпатии автора. Для него Россия – мир несвободы, существующий только посредством раболепия, страха, насилия. Думаю, что во-многом, в рассуждениях автора об ордынском влиянии на политическую культуру, о характере петровских реформ и т.п. не лишены здравого смысла. Я тоже согласен, что такой личности как Клобуков (хотел сказать о его интеллигентности, честности, совестливости, но вспомнил, что автор предложил нам более ёмкое понятия – аристономической личности) непросто. Но, видимо, зачем то устроил Господь этот мир таким, что такой человек рождается в этой экстремальной среде. И сам автор, да и другие наши «инженеры человеческих душ» — Достоевский, Толстой, Булгаков, да практически все сильные авторы прошли через эту среду. Не знаю, я встречал журналистские, правозащитные обсуждения проблем с правами личности в тех самых странах Запада, но более глубокого, художественного или даже духовно-философского осмысления этой проблемы «с той стороны» мне не попадалось. Опять же, вполне возможно, и даже скорее всего, это не случилось просто потому, что я не слишком интересуюсь этой темой. Вообще, есть ли подобного рода поиск «счастливой» Америки, Великобритании, старушки Европы и т.д.? Или же некий идеал западными странами найден и дело только в его техническом воплощении? Тот самый кантианский проект просвещенной Европы, может быть? Или же гармония этого либерального рая покоится на армии заокеанского Левиафана? Сложно дать ответ на этот вопрос.

Подводя итог, у меня возникло ощущение, что история Антона рассказана и в дальнейшем нас ждет встреча с его сыном. Надеюсь ошибиться, хотелось бы, чтобы Антон еще оказался нужным и полезным Истории. Ему, как человеку долга, аристоному, необходимо придать своей жизни высокий смысл. Немного завышаю оценку роману, но понимаю, что воспринимать роман нужно в контексте всей семейной саги, а она пока, и очень надеюсь, что и дальше, – великолепна! От меня 9!

П.С. Очень надеюсь, что Иннокентий Бах встретит финал своего земного пути по-христиански, смиренно и спокойно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В третьем томе сюжет сбился с магистральной линии. Повествование в романе идёт не об Антоне и Бляхине, как двух сторонах одной монеты, принципиальном и беспринципном людях, а только о Бляхине.

Октябрь 37-го. Самая мрачная година. Филипп Бляхин по поручению очередного своего Патрона из ЦК служит в НКВД, роет под капитана госбезопасности. И тут Патрон получает обширный инсульт, и Бляхин остаётся без высочайшего покровительства.

Капитан, карикатурный, но жуткий Соломон Акимович Шванц, или, как он сам себя называет, Шлоновый Хер поручает Бляхину расследование деятельности контрреволюционной организации «Счастливая Россия». Счастливороссы это не «лепнина» и не «липняк», а действщий кружок прекраснодушных прожектёров-мечтателй, рассуждавший, как обустроить Россию в далёком будущем. Бляхину в руки попадают материалы по делу — несколько работ, исполненных в совершенно разных жанрах.

И если в предыдущих романах «трактатные» части были всё-таки второстепенны по отношению к сюжету, то в «Счастливой России» сюжет по большому счёту служит необязательной подводкой к докладам членов «Счастливой России».

Доклад «НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ» читал взахлёб, как, наверное, современники Кампанеллы читали его «Город Солнца». Понятно, что ничего особо нового Акунин устами Историка не предложил: федеративность и децентрализация, уход от ордынского наследия, меритократия. Всё с оглядкой на опыт США и Швейцарии. Понятно, что гладко было на бумаге... но как же хочется на минутку представить себе такую страну!

Бичевать пороки российской государственности получилось у автора убедительней. Он разворачивает перед нами восемь «родовых травм» российско-ордынской государственности:

1. «Ордынская» держава предельно жестко централизована.

2. Фигура носителя верховной власти сакральна.

3. Воля правителя выше любых законов.

4. «Ордынское» государство всегда военизировано.

5. Высшей ценностью государства является само государство.

6. Вместо системы личных прав существует иерархия личных привилегий.

7. Гипертрофированную важность имеет тайная полиция.

8. Государство немыслимо без ощущения некоей высшей цели.

Перечитав тезисы, понимаю, что почти все пункты относятся к любой абсолютной монархии.

Сюжетная линия о кружке ярко напомнила мне быковского «Остромова» с историей масонского кружка.

Оба автора либералы, оба пишут увлекательно, читать их всегда интересно. Но у Быкова романы выходят существенно реже, и, как мне кажется, относится он к ним серьёзней что ли. Не в обиду Акунину — вещи Быкова глубже, атмосферней и драматичней. «Счастливая Россия» —прекрасный роман написанный о темных годах советской истории, но мощи и послевкусия в нём намного меньше, чем в том же «Остромове» или «Орфографии».

Труд Дипломата посвящён мягкому империализму, культурной экспансии и тому, что хорошего может дать Россия миру.

Потом НКВДэшник Бляхин добирается до следующего материала по делу — фантастической повести «Без ветра». Чистый восторг! Повесть, занимающая минимум половину романа, является ярким образчиком стилизации под ретрофутуризм. Такое мог бы написать Беляев, слетав в будущее.

Прекрасная Россия будущего, созидающая Общая Идея, все тезисы Историка воплощены: меритократия, ареопаг Старейшин, детей воспитывают в пансионах гениальные педагоги, каждому — совместимая с ним пара и работа, к которой максимально подходишь. Внешние конфликты исчерпаны, внутренние тем более. Преступления забыты. Главный герой — директор ФСБ. Натурально Федеральная Служба Безопасности. В подчинении порядка восемнадцати человек, за всем следят компьютеры. И тут происходит убийство в раю. Автор не только нарисовал идеальное по его мнению будущее, но и указал на проблемы. Главная из них — если всё решает машина, царём станет программист. Потом сюжет встроенной повести резко сворачивает в экшн, а затем и историю о Контакте. Контакте с высокоразвитой цивилизацией из параллельного измерения. Там всё то же — десять заповедей, облачённых в неуклюжую наукообразную форму. Иные предостерегают главного героя о вреде встроенного в человека личного ассистента — если во всём будут делать выбор за тебя, способность делать выбор атрофируется и цивилизация раньше или позже угаснет. А проект «Ангел», возможная очередная Национальная Идея, как раз детище нечистого на руку действующего регулятора (президента) Евразийского Союза. «Исторические диктатуры Земли выглядят непривлекательно, потому что они были варварскими и эксплуататорскими. Но еще опаснее тоталитаризм добрый и благонамеренный, ибо он не вызывает протеста. А именно такое общество в перспективе создаст «Ангел», разработанный добрым и благонамеренным Ножиком…

– Он не благонамеренный! – воскликнул Ветер...»

В а реальности Бляхин походя становится причиной и свидетелем смерти жены Антона Клобукова, Мирры Носик, в застенках НКВД. Резкие переходы из прекрасной России будущего к мерзостям и ужасам кровавой гэбни реально шокируют.

Глупый и недалёкий Бляхин из раза в раз показывает невероятные навыки психолога-профайлера.

Завершается трактатная часть романа размышлением о будущем церкви:

»...Церковь откажется от всякого поощрения воинственности, перестанет благословлять армии и солдат, кропить святой водой новые пушки и броненосцы. Думаю, это станет первым шагом к отказу от войн как способа решения межгосударственных споров.»

Сюжетная же часть остроумно показывает нам, что и капитанов госбезапасности может свалить обычный зэка. И Шванц пойдёт на тот же кровавый фарш.

А мерзавец Бляхин решает спустя двадцать лет службы на всевозможных Больших Людей (Сыскаря из Охранки, Революционера, Партработника, Капитана НКВД), наконец-то стать хозяином собственной жизни и зажить счастливо.

Отличный роман! Осталось только «Трезориум» прочесть!

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга цикла «Семейный альбом» слегка отличается от двух предыдущих. Поскольку две первые книги сделаны, в общем-то, по одной и той же схеме: историко-художественная часть перемежается главами философского характера, дополняя при этом и разъясняя, так сказать, теоретическую основу примерами из практики жизни.

Третий роман состоит уже из трёх содержательных и смысловых слоёв.

Мы по-прежнему встречаемся со старыми знакомцами из двух предыдущих книг

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Антоном Клобуковым и Филиппом Бляхиным — в тех романах эти персонажи являлись главными героями — Антон в большей степени, а Филипп чуть сзади сбоку. В «счастливой России» уже Филипп выходит на первый план, да оно и понятно — на дворе 1937 год и кого, как не тов. Бляхина с его прошлым охранно-ГПУшным опытом, выводить на службу в органы НКВД. Ну, люди, хоть немного сведущие в истории СССР, знают, что это были за времена и что за нравы, и потому вот это погружение в недра, так сказать, самого карательного аппарата Советской власти, интересно вдвойне. И в особенности ещё и потому, что Акунин-Чхартишвили сразу берёт быка за рога и мы вместе с Филиппом и другими славными чекистами оказываемся на острие расследования деятельности контрреволюционной организации «Счастливая Россия».

Вторым смысловым и содержательным слоем романа как раз стали

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
материалы дела этой организации. Мы вместе с тов. Бляхиным и его начальством читаем протоколы допросов членов организации и изучаем что-то типа конспектов выступлений «подпольщиков-контрреволюционеров» на их собраниях. И вся их контрреволюционность и враждебность состоит только лишь в том, что эти образованные и морально-нравственно развитые люди мечтают о будущем. Но мечтают не абстрактно и бесформенно, а стараются представить себе конкретные черты этого самого вожделенного счастливого Будущего. А поскольку в этих мечтаниях нет никакой советско-партийно-коммунистической риторики — разве они не враги!

И третьей частью нашего романа-матрёшки стала

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
повесть одного из этих контрреволюционерствующих (хотел написать «контрреволюционирующих»...) — довольно оригинальная и своеобразная с элементами социальной фантастики (этакая смесь братьев Стругацких + Сергей Снегов + Иван Ефремов) повесть-мечта, повесть-фантазия, повесть-полёт. В принципе, даже если выдернуть эту повесть из романа и издать её самостоятельно, то получилась бы вполне себе читабельная книга, так что такой вкладыш в роман изрядно его разнообразит и литературно украшает.

Весь этот триптих читается (в моём случае — слушается в формате аудио, и тут хочется написать слова благодарности и признательности начитывающему эту книгу Александру Клюквину и издательскому дому «Союз») на одном дыхании, все части взаимоувязаны между собой в стройный узор и общее впечатление остаётся очень мощное, на все пять баллов.

И двойной смысл названия третьего романа трилогии «читается» совершенно отчётливо, и хотя судьбы многих персонажей обозначены уже до предела, однако остаётся смутное ощущение, что будет впереди ещё книга четвёртая...

Как, Григорий Шалвович, будет?

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Синкретическое произведение, в цикле, по структуре несколько напоминающее предшествующий ему “Другой путь”. Параллельное развитие линии романа, вместе с публицистикой. Обе темы Акунин выбрал куда острее прежних.

Сюжет романа ведёт нас по тяжёлой драме, лихих бериевско-ежовских 30-х. Публицистика то же исследует отнюдь не абстрактные темы, как прежние благородство и любовь, а “как реорганизовать Россию”, не больше и не меньше. Здесь Григорий Шалвович, разумеется, знакомит нас со своими мыслями.

Вскоре, в публицистических рамках, автору становится тесно, и мы получаем третью линию – НФ утопию, по поводу будущего России. Детектив в российской утопии, написанной наивным, но умным персонажем конца 30-х. Это не сколько Полдень Стругацких, сколько конгломерат из Вадима Шефнера (“Девушка у обрыва”), и “Гравилёта Цесаревича.” Впрочем, побродив по дебрям сюжета, и понатыкаясь на человеческий фактор, Акунин приходит к идее Полдня – необходимости новой системы образования. Иначе никак.

Линия романа увлекательна и трагична, в рамках выбранного жанра. Известные нам герои цикла перемалываются в колёсах НКВД. Кто совсем, а кто частично. Сцены захватывающие, персонажи живы и динамичны.

Финал условно положителен, можно сказать. Всё же главный герой, он же и главная сволочь.

Роман, не смотря на обилие рассуждений, прочёлся легко, с удовольствием, на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таких романов у Акунина мне еще не попадалось. Захватывающая жесткая детективная интрига в сочетании с интересными философскими отступлениями и мыслями о путях развития России. Оторваться очень трудно, напряжение высочайшее, финал — блеск.

Конечно, книга страшная. Тем, кто уверен, что «органы зря не сажают», не рекомендуется. Тем, кто пугается чрезмерного натурализма, тоже.

Но тем, кто любит хорошую литературу, а также настроен мысленно поспорить с автором по многим вопросам — стоит прочитать.

Заставляет думать и тянет сразу по окончании — перечитать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочла с трудом: написана несколько натужно (и я имею в виду не «философские» рассуждения, а собственно беллетристическую составляющую). Но отчасти простила за финал — и вправду хорош!

Не стала бы упрекать автора в излишнем натурализме — сейчас и покруче пишут.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценки нет.

Книга талантливого автора. Остальное — на вкус и цвет...

Условная тема «Как нам обустроить Россию» мне не интересна, соответственно, и многостраничные монологи об этом. Тысячный сюжет, пусть и в талантливом исполнении, о реалиях 1937 года, тоже.

Если кто-то ищет такие темы — не пожалеете, чтение доставит удовольствие.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх