fantlab ru

Эрик Фрэнк Рассел «Оса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
907
Моя оценка:
-

подробнее

Оса

Wasp

Другие названия: Диверсант

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 95
Аннотация:

Маленькая оса может уничтожить несколько людей, если её укус произойдет в нужное время и придётся в нужное место. Роль такой осы должны сыграть земляне, посланные, чтобы ускорить конец войны между Землей и Сирианской Империей.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1998 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 


Том 4
1991 г.
Зловещий барьер
1992 г.
Оса
1992 г.
Диверсант
1996 г.
Космический марафон
2001 г.
Часовые Вселенной
2010 г.
Ниточка к сердцу
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Далекие звезды
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Wasp
1957 г.
(английский)
Osa
2021 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

По нынешним временам роман, конечно, наивный донельзя — герой-одиночка под прикрытием успешно водит за нос спецслужбы целой планеты. В нынешних реалиях со всеми нашими камерами, куар-кодами, системами распознавания лиц и прочим его взяли бы уже на второй диверсии.

Но книжка не про это. Она про героизм и самоотверженность землян, которые не сдаются в любых условиях, сражаются дло конца и даже в одиночку способны причинить колоссальный ущерб врагу за счет своей предприимчивости и смекалки.

Ну и она довольно веселая и живая, так что, если ее не препарировать с карандашом в руках с точки зрения офицера внешней разведки, читатель удовольствие вполне получит. Я получил

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В будущем Земля ведет утомительную и разорительную войну с Сирианской империей. Земляне имеют преимущество в технологиях, а сирианцы — в людских ресурсах. В целом ситуация кажется весьма устойчивой, что совсем не устраивает земное командование. И оно решает ускорить свою победу в войне, послав в глубокий тыл противника искусного диверсанта, который должен своими действиями оттянуть с линии фронта значительные ресурсы...

Роман — явная политическая сатира, призванная показать нам изнанку любой войны. В данном случае — с проигрывающей стороны. Несмотря на явную иронию слога, ключевые факты и события «изнанки» показаны точно и конкретно. Мы видим хаос и безумие общества, охваченного военной истерией, слышим истеричные пропагандистские речи, призванные сохранить хорошую мину при плохой игре, ощущаем на себе произвол репрессивных органов, которым власти империи дали полный carte blanche. Психологическая сторона конфликта описана автором очень правдиво, подробно и убедительно. Хотя, на мой взгляд, он несколько переборщил с духом негативизма и упаднической морали. В той же Германии 1945 года, когда СССР имел инициативу и наступал на всех направлениях, пропаганда сумела сделать почти что невозможное, столь высоко подняв боевой дух нации, что на защиту идеалов фашизма поднялись даже несовершеннолетние, вошедшие в состав многочисленных бригад Hitler-Jugend'a. Одного такого юного и оболваненного пропагандой представителя можно увидеть в последнем фильме киноэпопеи «Освобождение» — «Битва за Берлин». Надо сказать, больших хлопот они нашим воинам не доставили, но нервы попортили капитально: ни один истинный воин никогда не будет стрелять в ребенка. Так что своей ироничностью и преувеличенной пессимистичностью царящей на Джеймике атмосферы автор, скорее всего, хотел выразить свое личное неприятие войны как средства разрешения межрасовых противоречий. Зато он очень точно описал все действия настоящего диверсанта — во время чтения постоянно возникает чувство, что ты читаешь своеобразное наставление по диверсионной деятельности. В нем расписаны все возможные ситуации, в которые может попасть агент воюющей державы, а также и выходы из них (или, по крайней мере, разумные контрмеры).

Одно плохо: положительных героев в данном произведении нет. Даже агент Моури, играющий на нашей стороне, не брезгует иногда некорректными приемами, допуская в своих поступках элементы садизма и наплевательского отношения к гуманистической морали. По тексту произведения сложно понять, кем на самом деле являлись сирианцы — инопланетной расой или потомками первых человеческих поселенцев, мутировавших в силу естественных обстоятельств. На людей они были очень похожи, раз агент Земли смог легко внедриться в их общество без специальной маскировки. Но вел он себя с противником явно не по-людски: врал, запугивал и безжалостно убивал, невзирая на пол и возраст. Не думаю, что настоящий литературный герой именно так и должен вести себя. Скорее всего, писатель в мягкой форме хотел довести до нас простую мысль: в войне нет правых и праведных — в ней одинаково виноваты обе стороны, совершающие сходные проступки и преступления. Разница между ними — только в моральной трактовке их поступков: тех, кто сделал первый выстрел, называют агрессорами или захватчиками, а вторую сторону — защитниками или жертвами. Первых нужно всячески порицать, а вторых — наоборот, поддерживать. Но, повторяю, это чистые условности, которые редко кто ныне соблюдает. Поэтому образ главного героя романа положительным назвать никак нельзя. В этом смысле другой герой Рассела из романа «Ближайший родственник», так же вынужденный отправиться в разведку во вражеский тыл, более привлекателен и потому не вызывает особых нареканий со стороны морали. В первую очередь потому, что он был всего лишь наблюдателем и не совершил ни одного преступления против человечности.

Если говорить о возрастном цензе, то, с одной стороны, читать его можно даже подросткам, ибо в произведении нет акцентированных сцен насилия. С другой стороны, сама атмосфера вражды и ненависти может столь негативно повлиять на растущий ум, что сделает его нигилистом и социопатом. Так что in ut vitentur я бы лично не посоветовал читать сие творение Рассела молодым людям.

-----------

РЕЗЮМЕ: явно сатиричный роман, рассказывающий о нелегкой и грязной работе военного диверсанта, заброшенного в глубокий тыл противника.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень наивная и безнадёжно устаревшая книжка про диверсанта-землянина, внедрённого к инопланетчикам. Но, с другой стороны, желания бросить чтение не возникает, так, регулярно улыбаешься подвигам главгероя, которые в современном мире уже неактуальны и весьма стремительно привели бы к провалу. С третьей стороны, если абстрагироваться от архаики предметов материального мира, то читать очень даже приятно: книга написана с юмором, динамично и занимательно.

Классика фантастики, которую приятно почитать, надо только сделать скидку на год написания романа.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Текст вызывает недоумение не тем, что в нём есть, а тем, чего там нет. Да человек ли это писал, не T-800 какой-нибудь? Если и человек, то заперший свою сексуальность в чулане; даже T-800 в одной из серий женился (пускай и не секса ради).

Итак, кто такие сирианцы? Судя по подготовке агента-землянина ко внедрению (уши пришить да ноги скривить), отличия их от людей являются, в основном, косметическими. И как же они тогда размножаются? Видим ли мы хоть одного ребёнка на недонаселённой планете, находящейся (в начале повествования) в глубоком тылу?

Наш герой — мужчина, умеющий легко менять внешность и с неограниченным запасом денег. Он идёт в городской парк для распространения подрывных слухов. И кого же он там видит? Играющая детвора, как было сказано, отсутствует. Где прогуливающиеся мамаши с грудными детьми (или как это надо называть для сирианцев)? Где просто жёны (а то и вдовы) солдат, отправленных на фронт? Если имеются, то почему бы смазливому толстосуму было не обратить на них внимание хотя бы для распространения тех же слухов? А если их искать не следует, то автор должен был бы нам объяснить: по такой-то и такой-то причине агент счёл, что общаться надо лишь со старыми непривлекательными ворчунами.

И весь роман, вместо отсутствующих женщин и детей, мелькают перед нами какие-то громилы, лесорубы, асексуальные старики, грузчики в порту, клерки, матросы и им подобные персонажи.

Русофобия? Да ну — не слушайте параноидальных патриотов. Никак особенно об СССР, похоже, Расселл не думал; в виду могли иметься и Японская империя, и оккупированная немцами Франция, и Северный Вьетнам, и какая-нибудь латиноамериканская диктатура (типа семьи Сомоса в Никарагуа), да и вообще всякая страна с репрессивным режимом за исключением разве что КНДР, где (в 1950-х) во владельце пачки банкнот стоимостью в 100 000 сразу опознали бы инопланетянина. То же, что в романе _есть_, читается как разнузданная бравада «подвигами» Управления специальных операций (которое SOE) во времена Второй мировой войны. Да, и ещё: сцена занудного установления межпланетной связи, нарушаемой помехами, проливает свет на прошлое Расселла как радиста Королевских ВВС. Похоже, лишь в этом месте он писал о чём-то, в чём смыслил.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Месяцами мы с триумфом отступаем перед деморализованным противником, наступающим в полном беспорядке».

Приведенная выше цитата, пожалуй, сама лучшая строчка за всю книгу.

В детстве мне очень нравился этот роман, но сейчас я уже не могу точно вспомнить за что. Он порой напоминает затянувшийся анекдот про (американского) Штирлица, в котором не хватает характерной анекдотам же абсурдности. Для фантастики тут всё чересчур понятное и узнаваемое, для сатиры — слишком прямо играется и серьезно к себе относится, для шпионского боевика — как-то просто всё выходит у главного героя и в целом немного даже по-детски.

Идея с «Осой», которая в одиночку может привлечь на себя внимание правительства враждебной страны и устроить беспорядки, которые создадут иллюзию присутствия целой подпольной сети — любопытная, но крайне сомнительная. Вместе с тем чувствуется в этой идее какой-то характерный американский индивидуализм (что в общем-то удивительно, учитывая, что автор — британец).

В начале романа приводят пример с осой, залетевшей в машину и устроившую аварию, вот только на каждую такую осу приходится тысячи и больше насекомых, которые повлияют на автомобиль с его водителем чуть менее, чем никак. Когда речь заходит о специально обученных людях, которые действуют на территории с диктаторским строем, где существуют органы, которые на даже официальном уровне могут применять пытки, один единственный шпион, попавший в руки врага сможет рассказать вполне достаточно, чтобы серьезно затруднить работу остальных.

Что до главного героя, то он на протяжении всей книги действует под влиянием безотказной удачи, благодаря которой практически все попавшиеся ему на пути полицейские и члены органов местной безопасности верят ему на слово, не имеют охраны и вообще каких бы то ни было средств противостоять герою.

Справедливости ради, в романе даются намеки на то, что на одного успешного нашего героя где-то там за кадром могло прийтись немало других, менее успешных агентов, о которых никто и никогда уже не узнает. Да и концовка мне дико понравилась своей антиклиматичностью: она наводит на мысль, что по крайней мере военные с «нашей» стороны не так уж далеко ушли от военных противника, а наградой за примерную работу герою будет очередное назначение (и так, пока он не провалится или его не выбросят как отработанный материал). Было бы любопытнее, если бы эта тема сходства между «вашими» и «нашими» была обыграна поглубже.

Да, и напоследок, мне попалась цитата Пратчетта: «Я не могу представить справочник террористов смешнее» из статьи некого Джеймса Сэллиса, который отмечает, что в 2005, когда образ внешнего врага для оправдания перегибов со стороны правительства вместо коммунистов заняли террористы, роман Рассела читался явно иначе, и честно говоря, можно понять почему.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько я не читал ничего подобного, раньше мне как-то удавалось пройти мимо подобных вещей, а в этом случае нарвался по полной, о чём сильно сожалею. И о потраченном времени сожалею и о своих попытках понять логику и реальность происходящих событий. Была бы юмористическая проза, тогда как-то что-то может быть и склеилось. Но, здесь, несколько сот страниц полного абсурда, за исключением последнего абзаца. Даже пожалел главного героя.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: ностальгия

В итоге: была такая серия книг в начале девяностых — «Мастера Фантастики». Выделялась из основной массы фантастики строгим оформлением под кожу с фольгированным тиснением серии, номера тома и входящих в него произведений, а также качеством изданных в этой серии романов — АКАДЕМИЯ Азимова, МИР СМЕРТИ Гаррисона и т.д.

В четвёртый том вошли романы разных авторов: «Великий крестовый поход» Пола Андерсона про медиевальных воинов, захвативших космический корабль; роман «Чувство долга» Гаррисона, похожий на его же «Неукротимую планету» (совершенно не помню сюжет «Чувства долга») и «Оса» Рассела, про диверсанта, заброшенного на вражескую планету.

Вот сюжет «Осы» помню прекрасно. Помню как меня, 15-летнего, поразила как сама концепция диверсанта-«осы», так и мощь пропаганды. Нравилось, что, как и в, допустим, серии «Стальная крыса» Гаррисона, герой решал проблемы не кулаком и пистолетом, а, в основном, головой.

Настоящая фантастика золотого века. Старомодная, но увлекательная.

Опять встаёт вопрос терминологии — шпион или разведчик? Сирианцы показаны абсолютным врагом, и главный герой им совершенно не сопереживает, устраивая теракты и масштабный саботаж.

Объём небольшой, читается «Оса» легко, прочитал за полтора дня.

Когда Оса стал вербовать местных аполитичных уголовников, мне происходящее почему-то напомнило «Место встречи изменить нельзя». Ведь бандосов интересовали только деньги и их легко могли завербовать немцы ещё во время войны.

Потом мысли плавно повернули в следующем направлении: а что, если, как любят в альтернативной истории, победили бы немцы и банда Чёрной Кошки из матёрых уголовников превратилась в грозных бойцов за свободу. А два неприятных херра полицая их бы ловили. И, возможно, даже бы поймали, но в конце бы произошла не банальная сдача, а геройская гибель Горбатого и его близких...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закос на шпионский роман, но в инопланетных декорациях.

О сюжете. Во многом герою просто «везёт». На его действия граждане не обращают внимания — и это в государстве, ведущем войну! Где шпиономания? То он вовремя ушёл, то вовремя пришёл, то угон динокара не заметили, то он ушёл из поля зрения просёлочными дорогами. А главное — где, шъёрт побъяры, в документах агентов их фотографии? Вы как будете сопоставлять их принадлежность? Перевоплощается и «разводит» тайную полицию, как детей! Ключевые чиновники ходят без охраны, поэтому без труда удаётся их убрать.

Об идеологии. Увы, т.к. я читатель сегодняшнего дня, то мне интересно отражение сегодняшней повестки. Глупо критиковать писателя за отсутствие такового. Он писал то, что требовала публика тех лет, что хорошо продавалось тогда. Но ведь проблемы человека и человечества мы не победили: они были и сто лет назад, есть и сейчас. Всё, что можно сказать об этом, укладывается только в заключительный диалог ГГ, выживший в стане врага:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Мы забросим вас на Артишейн. Отправление завтра.

- Что? Завтра?

- Вот именно <...>

- Да, — ответил упавшим голосом Моури<...>

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной залихватский боевик в исполнении Эрика Фрэнка Рассела. Причем, если убрать фантастическую составляющую, которой здесь совсем немного, остается смесь из приключенческо-шпионской тематики, приправленной щепоткой военного противостоянии двух держав.

Как и другие произведения автора, этот короткий роман читается легко, отчасти благодаря динамичным событиям на страницах книги, отчасти благодаря неплохим диалогам и щедрым порциям юмора, тут и там разбросанного в избытке британцем, который настолько сильно мимикрировал под своих американских коллег, что, знакомясь с его творчеством, изрядно удивляешься, как мог человек с туманного Альбиона писать в такой манере и столь хорошо, что многие читатели с далекой заокеанской страны принимали его за своего соплеменника.

Да, несомненно, как и в случае со «Зловещим барьером», автору можно предъявить претензии в излишней легковесности, пустословии и отсутствии глубокого смысла в произведении. Но ведь и развлекательная литература, коей это роман, на мой взгляд, является, тоже должна быть и должна радовать читателя. Основная же, если так можно сказать, моя претензия к Расселу заключается в том, что он низводит сложность и трудность работы разведчика под прикрытием к уровню щеголеватых франтов по имени Джеймс Бонд со товарищи, когда великие дела творятся лишь мановением пальца этих супершпионов. На самом деле это, конечно же, не так, и мы имеем массу подтверждений оного, как в литературе, так и в других сферах искусства, да и в документальной хронике тоже.

В остальном же, роман «Оса» — неплохо написанное, увлекательное, еще раз повторюсь, «залихватское» произведение, которое продумано лучше «Зловещего барьера», выглядит более глубоким и серьезным (хотя какая тут серьезность :) ), но все равно страдает, как и другие работы Рассела, от отсутствия предыстории, описания характеров персонажей и многого другого, что, на мой взгляд, мешает поставить за этот роман более высокую оценку.

З.Ы. Для читавших роман на русском из поля зрения скорее всего уйдет один интересный момент, связанный с названием. Дело в том, что WASP — это не только насекомое, вынесенное в заглавие, но и популярная лет 50-70 назад английская аббревиатура White Anglo-Saxon Protestant, то бишь белый англосаксонский протестант, а проще говоря человек привилегированного происхождения, то есть наделенный лучшими качествами среди себе подобных. И вот как раз Джеймс Моури именно таков, согласно задумки писателя.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Послушав «Ужин во Дворце Извращений» Тима Пауэрса в исполнении Семена Янишевского, решила ознакомиться с чем-нибудь еще в замечательной начитке этого декламатора. Поскольку несколько лет назад в Модели для Сборки меня очень зацепил рассказ Рассела «Перемещенное лицо», выбор пал на «Осу».

Мда, роман прошел совершенно мимо меня. Сперва главный герой, которого спецслужбы притащили со стороны и обучали аж целых два месяца, вызывал умиление со своими листовочками (по мне, так все эти несмываемые краски и мелки равносильны надписи заглавными буквами «МЫ С ЗЕМЛИ!», ибо нам прямым текстом говорится, что на вражеской планете подобных технологий и в помине нет. Прямо как в истории про ржавые скрепки и гвозди с квадратными шляпками). Потом ГГ вообще перестал вызывать эмоции, было лишь жаль многочисленных обывателей, попавших под раздачу из-за всей этой осиной возни, и просто хотелось, чтобы сие невменяемое действо поскорее закончилось. Никакой фантастики тут не вижу, одни декорации. Вроде как другая планета, инопланетяне, но тут же гостиница, портье, жилые пригороды, телефоны, стеклянные витрины и прочие атрибуты обычной жизни провинциальной Америки. Кабы не синие лица аборигенов, можно было бы вообще подумать, что перед нами история-перевертыш, и на самом деле действие разворачивается на Земле. В добавок испод этих самых сизых лиц сири перманентно выглядывают коммунисты, и с ними в главной роли этот роман выглядел бы на порядок логичнее.

Боевичок абсолютно в духе эпохи, и Джейм Бонд всю дорогу не шел у меня из головы. И все так... легко. Крупные шишки из местного КГБ не гнушаются ездить в поездах с пролетариями, обитают в обычных домах и квартирах без охраны. Эти же доблестные органы уже поймали не одну такую осу, но почему-то не проводят работу с населением на тему выявления вражеских шпионов. В по сути тоталитарном обществе процветает свободная торговля и сдача в прокат автомобилей. И венчает все это главный герой, радостно ускользающий верхом на очередном рояле в закат от врагов, мордующих всех по поводу и без. Меня упорно не оставляла мысль, что попадись такой шпион нормальным агентам, они бы без особых усилий за день положили конец его клоунаде.

Какой-то детский сад с ниндзя и нунчаками, простите, с лазутчиками и пистолетами. Не ностальгирующим строго не рекомендую.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой роман о диверсионной деятельности с элементами информационно-психологической войны в тылу внеземного противника. Повествование очень динамично и подается с черным юмором, присущим боевой обстановке. Главный герой и персонажи запоминающиеся, как и сам сюжет, который отчетливо всплывает в памяти по прошествии двух десятилетий с момента прочтения. Значительно интереснее повести «Цепная реакция», в которой автор демонстрирует схожую деятельность героев в альтернативных декорациях. Дирак Ангестум Гесепт одобряет к ознакомлению.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пособие для свержения диктаторских режимов в несильно технологическом мире. Причем с минимальными затратами и жертвами. Читал и выискивал , где автор напортачил в этой операции. Не нашёл. Только условие — не сильно технологический мир — примерно 50-60 -е годы нашего 20 -го века. Иначе прихлопнули бы Осу. В реальности — свержение диктатора — это большие человеческие жертвы — а здесь легко, виртуозно. Гениальность автора в этом произведении. Одно из самых запоминающихся произведений Рассела.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, сколько людей узнали в красном Сириусе СССР. Еще забавней тот факт, что автор имел ввиду вовсе не Союз, а совсем другую страну. Название местной спецслужбы Кайтемпи — не сильно замаскированный Кэмпэйтай, военная полиция императорской Японии. Так же на азиатское происхождение Сириуса указывает техническая отсталость и многочисленность населения. Ну и фамилиям досталось.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этакая «Стальная Крыса» до того, как она была написана. Ингредиенты те же — юмор, главгерой с легкостью решающий любые проблемы государственного и планетарного характера, кладущий неприятеля, не поведя бровью, куча роялей в кустах и технических тузов в рукаве и прочее. Кому такой сюжет и подача по нраву — смело берите в руки книгу и читайте. Кроме того, считаю роман крайне недооцененным в среде российских любителей юмористической фантастики.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот очередь на прочтение подошла и к Эрику Ф. Расселу, а именно к роману «Оса».

По комментариям и оценкам к другим работам этого автора в большой форме мне начинает думаться, что это либо лучшее, либо одно из лучших его произведений. В этой книге имеются и элементы юморка, и сатира, и хорошо продуманные военные будни, добротный сюжет и производственная часть, но без минусов и тут не обошлось. Но обо всем по порядку.

Условно для оценивания этого романа в своей голове я разделил его на три части, на которые обычно и делят любую книжку — начало, середина и финал. И середина вышла в «Осе» просто замечательной. За ГГ было интересно наблюдать, следить за его поступками и мыслями; да за каждым шагом было интересно смотреть! А что случалось при погоне за этим персонажем! А если он оказывался на волоске от смерти... Вообщем, я ему сопереживал, да еще как — миссия на нем лежит важная. Сама идея этой миссии вполне себе реалистична — своеобразный военизированный эффект бабочки, ну либо аналогия с внедрением хаотической частицы в стабильную систему. И то, как реализовывались, воплощалась в жизнь эта миссия, ее этапы — все на качественном высоком уровне. Даже в определенном смысле слишком однобокое выставление Империи сирианцев перед читателем как чего-то абсолютно негативно-диктаторского не портило впечатлений по мере прочтения. За такое не жалко было бы и девяти баллов выставить, да вот помешали те самые вступления с заключением.

Ну что ж так не потрудился Рассел над приданию реалистичности, хоть мизерной, прологу и какой-то интересности эпилогу? Что же с ними не так?

Начнем с первого, логического минуса (во вступлении). Хорошо, обходим стороной, что и в межзвездных войнах все упирается в численность войск. Опустим и чрезмерную похожесть сири на людей — кроме некоторых внешних признаков и упоминания автора в начале, мол, «плодятся они как мухи», никаких различий с людьми нет. Но как, как можно, объясните мне, подготовить агентов-диверсантов за шесть недель!? Всего шесть! По-моему, даже военные училища Советов в годы Велико Отечественной и то больше времени затрачивали на подготовку юных боевых кадров. А тут на тебе, не считая того, что и без добровольной основы, просто земное правительство нашло людей, знающих язык сири и за несколько недель обучило их всем канонам шпионажа, диверсионной деятельности, боевых искусств (пусть и в зачаточном состоянии) и методикам психологической войны. Ладно, допустим, принимая все это за чистую монету и следованию «плана Осы», представим, что земные политиканы тех веков думают: «ну, пофиг, самое главное, чтобы эти недоучки-смертники хорошенько отвлекли на себя внимание. Сразу все силы засранцев-сири разойдутся кто-куда, и тут-то мы начнем наступления. Но, как мне думается, отвлечение внимания генералов сири должно быть как можно более долгим, и что еще более важно те не должны догадаться, что все это лишь жалкие проделки землян, на которые и обращать внимание не стоит. Если же наши диверсанты будут плохо подготовлены, то большого труда вывести всю правду о деятельности разведки Земли не составит труда. А уж это значит, что будь у нас хоть бесконечный поток этого разведовательного пушечного мяса, после такого поворота событий весь план «Оса» ожидает скорое падение.

И второй, заключительный минус, определивший оценку романа в восемь баллов — финал. Абсолютно не оправдывающий интриг, неинтересный, бледный, простой и ожидаемый.

Исходя из всего вышеизложенного все же советую «Осу» читать — динамичная и неглупая вещица. Заставит задуматься о более выгодных и менее затратных способах победить не только в обычной войне.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх