Геннадий Прашкевич отзывы

Все отзывы на произведения Геннадия Прашкевича



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 234

  Страницы:  1  2 [3] 4  5 

«Деграданс»
–  [ 4 ]  +

Lartis, 08 января 2010 г. в 14:27

Меня мало радует обильное присутствие трупов, крови и расчленёнки в литературных (как, впрочем, и во всех других) произведениях. И, хоть в романе всё это описывается вполне серьёзно (в художественной галерее, где инсталлируются препарированные человеческие внутренние органы, случается захват заложников, выставленные мумии и свежие трупы вкупе образуют некий некрокреатив), буквально воспринимать происходящее на страницах романа я просто не мог. Вырвало бы...

Один из главных героев «Деграданса» пропагандирует «новое искусство», используя интернет-сверхвозможности самого ближайшего будущего. Речь идёт о творческом оформлении смерти, креативной работе с мёртвой плотью и высшей стадии «подлинного творчества» — превращении живой плоти в мёртвую. Проще говоря, о реальных убийствах в реальном времени, на глазах, так сказать, у «изумлённой публики». И это тоже меня смущает: ведь пропаганда «трэш-реализма» в романе идёт небезуспешно, из зрительского массива незамедлительно материализуются поклонники, сторонники и апологеты «новой эстетики». А ведь вроде бы здравомыслящие люди, да просто нормальные, заурядные обыватели, которых должно отвращать смакование подробностей убийства в прямом эфире, составляют большинство населения. Но есть ли в допущении подобной аберрации массового сознания фантастичность? В реальной жизни всякое бывает: продвинутые художники публично отрезают себе уши и пенисы, добропорядочные обыватели совершают зверские изнасилования и убийства, цивилизованные граждане по взаимному согласию употребляют друг друга в пищу, а немец Гюнтер Хагенс действительно создаёт из мумий своих современников художественные композиции. Информация об этом, соответствующим образом обработанная масс-медиа, вываливается на потребителя. Кстати, в последние годы население России очень сильно берегут от передач (по крайней мере, телевизионных), в которых были бы представлены различные точки зрения на политические события в нашей стране и за её пределами, зато полный карт-бланш дан телепедерачам о всяческих уродах, моральных и физических извращениях, убийцах и гламурных подонках. Масс-медиа, по-своему расставляя акценты или широко транслируя одну «правду» (при этом полностью замалчивая другую), размывают и без того нечёткие нравственные общественные ориентиры. Конечно, я понимаю, что сваливать всю вину за нынешний моральный «деграданс» на средства массовой информации не есть правильно. Всё зависит от того, в чьих они руках. Цитата из романа: «Общественным мнением в России руководят те, кто дорвался до денег». Но свою долю ответственности (и немалую) масс-медиа, безусловно, несут. Всегда ответственны и творцы. Ратуя за свободу самовыражения, не должно им забывать о морали и свободе других. Вот об этом, наверное, и хотели сказать авторы романа.

Напоследок — ещё одна цитата из «Деграданса»: «Лепра поражает тело, искусство поражает душу. Ничего особенного. Мировое искусство — это всего лишь ранняя реакция человечества на ужас проказы».

Оценка : 8
«Великий Краббен»
–  [ 4 ]  +

Alexandre, 06 октября 2009 г. в 17:06

Нормальный приключенческий рассказ типа «Записки очевидца». Напоминает также и некоторые охотничьи рассказы. Написан хорошо, но, по-моему, несколько затянут. Немного устаёшь от описаний, когда никакого действия не происходит. Конечно, реальная жизнь и в самом деле такова — событий не слишком много, а ситуации типа «сидел в пещере, ожидая пока зверь уйдёт» вполне реальны.

В общем повстречали легендарное чудовище, чуть не попали ему на обед, а потом оно уплыло. Ну, и потом кто-то из рыбаков поймал мёртвое чудище, но ничего от этого чудища привезти не смог.

И, как положено в фантастике, никто из учёных ни во что не поверил...

Оценка : 6
«Анграв-VI»
–  [ 4 ]  +

duke, 17 февраля 2009 г. в 20:19

Повесть хороша. Чудесный язык, оригинальный стиль, блестящая идея, интереснейшие персонажи. И стоило бы, наверное, поставить оценку повыше, если бы не наличие некой сумятицы в финальной части. Много осталось недосказанного, это мне и не понравилось.

Оценка : 8
«Анграв-VI»
–  [ 4 ]  +

Эдди, 25 ноября 2008 г. в 12:09

Хорошая, действительно качественная «твердая» фантастика. Весьма напоминает Лема (в частности, его Пиркса). Хорошо закрученный сюжет и довольно нетривиальная идея (если не считать общей, опять таки лемовской: «в космосе нас ждет неожиданное»).

Оценка : 8
«Золотой миллиард»
–  [ 4 ]  +

Pupsjara, 14 декабря 2007 г. в 11:41

Очень неплохая антиутопия. Задумка «языков» просто великолепна, общество (и представители Золотого миллиарда, и уроды) описано тоже очень хорошо и реалистично. Правда в некоторых местах действие провисало, но все равно повесть удалась и автор заслуженно пoлучил премию за нее.

Оценка : 8
«Дыша духами и туманами...»
–  [ 4 ]  +

alexey1978, 06 августа 2007 г. в 11:34

Сложное произведение, смог бы порекомендовать к прочтению далеко не каждому. Написано довольно сумбурно и местами непонятно. Читается тяжело, но если вчитаться — становится интересно. Прашкевич пишет в своем неповторимом, временами сложном для восприятия, стиле. Но от этого его произведения очень часто становятся только лучше.

Оценка : 6
«Предчувствие гражданской войны»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 03 июня 2023 г. в 16:56

Выйдя в Большой Космос, человечество столкнулось с теми, кого ранее называло «братьями по разуму». Только вот братьями они по-настоящему не стали, и разразилась первая в нашей истории звездная война. Правда, противника своего люди так и не увидели — все сражения проходили вне поля зрения землян так, что назад на базу никто еще не возвращался. И вот, наконец, одному кораблю это удалось, точнее, его аварийной шлюпке: семеро десантников с боевого крейсера Sagrada familia (Святое семейство) счастливым образом избегли смерти, чтобы известить человечество о величайшей в его истории ошибке...

Сюжет, надо сказать, настолько силен и нестандартен, что я сразу же решил поставить «семерку» произведению, даже не прочитав его полностью. Мало кто описывал Первый Контакт таким образом, как это сделал Прашкевич. Язык изложения сей истории, конечно, весьма мудрен и фигурален, из-за чего половина читателей явно потеряет желание дочитать ее до конца, но объяснение такой особенности дается именно в самых последних строках.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, что главный герой повести Кэл, как и все его товарищи на корабле, погиб, не дождавшись помощи от своих, и был, по-видимому, клонирован теми самыми «космическими червями», против которых воевал. Зачем? Лишь для того, чтобы наладить несложившийся Контакт. Ведь причиной антагонизма стало кардинальное отличие физиологии «космических червей» от человеческой: люди всегда пугали своих детей монстрами и чудовищами, которые придут по их души из дальнего космоса. Чего ж тогда удивляться, что именно так всё и произошло? Но форма тела еще не делает монстра монстром — об этом, как правило, судят по поведению. Но сработал примитивный рефлекс, который каждый из людей воспитывал в себе с детства: монстры могут быть только враждебными и злобными тварями, с которыми невозможно договориться. Именно поэтому «черви» и отправили на Землю своего посланца в человеческом теле. Ведь люди не станут стрелять в тех, кто похож на них визуально. А, значит, шанс наладить отношения у него появится. Гениальное решение! Отсюда автоматически следует, что люди как раз и являются теми «монстрами из космоса», с какими весьма сложно договориться. Для этого нужно, что они (т.е. мы) взглянули на себя со стороны.
Вот почему слог произведения так необычен и витиеват: мыслит не сам герой, а его инопланетная копия, пытающаяся осмыслить увиденное чужими понятиями. Подсказки к такому варианту разбросаны по всему тексту — нужно только уметь их выделить и понять. Как, например, часто попадающуюся фразу про всеобщее братство всех живых организмов Вселенной. Здесь автор явно намекает читателю, что любая война, которую мы развяжем даже против совершенно непохожих на нас организмов, — есть война гражданская, против своих же собратьев по разуму. Но понимание этого факта приходит к герою не сразу, а после множества злоключений на Земле и в космическом пространстве. И это притом, что сам герой изначально не настроен против «червей«! А как же сложно будет дойти до такой мысли тем, кто своего противника и в глаза не видел...

Какой-то восточный мудрец справедливо заметил, что самый страшный наш враг — это тот, кого мы сами же себе и придумали. К сожалению, люди слишком уж доверяют своим собственным суждениям (или суждениям своих кумиров). Сломать подобный «лед» ахти как сложно! На это уйдут не годы, а десятилетия. Но делать это необходимо для того, чтобы в будущем не превратиться в изгоев Большого Космоса.

-----------------

РЕЗЮМЕ: история человека (?), который попытался исправить ошибку Первого Контакта, приведшую к межзвездной войне. Ибо любая война — это способ решать естественные проблемы неестественным путем.

Оценка : 7
«Соавтор»
–  [ 3 ]  +

astoun, 07 мая 2023 г. в 11:11

Язык очень хорош, даже завидно стало. Но в целом получилось нечто неудобоваримое.

Добрая половина персонажей вообще никакой роли для сюжета не играет, и их можно безболезненно выкинуть. К примеру, складывается впечатление, что Надя введена лишь затем, чтобы один раз прыгнуть в воду и завизжать, а Ванечка — чтобы сбацать на гитаре (тоже один раз). Какую роль в повествовании играет отец Ванечки — вообще выше моего понимания. И сынок-то его — совершенно проходной персонаж, которым можно легко пожертвовать, а папаша — тем более. Мелькнул в самом начале и исчез. Зачем мелькал?

Еще хуже то, что персонажи ведут себя, мягко говоря, неумно, а носитель высшего разума — вообще по-идиотски. Ага, один из героев в шутку пожелал сломать себе ногу — значит, надо помочь и тупо сломать. А если бы он сказал «Сдохнуть хочу» — надо было тупо угробить? Нас пытаются уверить, что данное чудо-юдо находится на шестой ступени по мыслительной шкале среди всех разумов Вселенной, тогда как людишки-недоумки — лишь на третьей. А я бы сказал, что ему место в детском саду...

Оценка : 5
«Юрьев день»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 14 апреля 2023 г. в 23:12

Природа на Земле как-будто бы сошла с ума: землетрясения, цунами, извержения вулканов, морские течения меняют свое направление, и даже Луна вдруг отдалилась от Земли, изменив тем самым силу и регулярность морских приливов. И все эти несчастья начались сразу же после эпохального эксперимента европейских физиков на женевском коллайдере...

Если вам показалось, что речь идет об очередном апокалипсисе, то вы ошиблись адресом. То есть, техногенная катастрофа всё же произошла, но сам апокалипсис еще не наступил (и авторы надеются, что и не наступит). Речь в повести всё же о другом, а именно: готовы ли мы к столь эпохальным открытиям? Вопрос тем более актуален, ибо несколько месяцев назад упоминаемые в произведении физики (правда, уже американские) сообщили миру о том, что им впервые удалось провести термоядерный синтез с положительным выходом энергии. Говоря иными словами, полученная при этом энергия впервые превысила затраченную. Дорога к безграничному океану почти что дармовой энергии оказалась открытой. Последствия такого результата будут весьма серьезными. Авторы повести перечисляют только основные из них: отмена паспортов, коллапс нефте- и газодобывающей отрасли, кардинальные изменения на рынке транспортных средств... Легко понять, что не всем такой расклад придется по нраву. В первую очередь, пострадают все нефтяные магнаты. Учитывая их могущество и влияние на правительства отдельных стран, следует ожидать весьма большие неприятности, включая даже войну с применением ядерного оружия. Ведь свое место в раю никто даром уступать не захочет. Поскольку быстро перескочить с нефтяной «иглы» на термояд не получится, начнется жестокая борьба за сферы влияния. Но вполне возможен и тот вариант, что предложили авторы повести: убийство всех причастных к открытию ученых и уничтожение полученных результатов и документов. Подобный расклад уже случился однажды в нашей истории, когда человечество переходило с дров и угля на нефть и газ. На таком переломе сделали себе состояние Морганы, Вандербилты и прочие рокфеллеры, а заморская колония Англии стала величайшей державой мира. Хорошо еще, что в ту пору на планете не было не только ядерного оружия, но даже обычных ракет! Иначе б апокалипсис точно постучался в наши двери.

Повесть интересна также своими прогнозами по поводу тех эффектов, что несет с собой «темная материя». Во многом они гипотетичны, т.к. это вещество крайне сложно получить в земных условиях (если это вообще возможно теоретически). Огромная энергозаряженность «темной материи» вполне способна вызвать на Земле некоторые из явлений, описанных в произведении Прашкевича/Гребенникова. Их сила будет зависеть не только от количества синтезированного вещества, но и от его типа (темная материя или темная энергия). Лично я считаю, что к подобным открытиям люди еще не готовы как технически, так и психологически. Это дело ОЧЕНЬ далекого будущего. Честно говоря, мы даже ядерную энергию толком утилизировать не можем! Яркий тому пример — постоянные аварии на АЭС, причиняющие огромный вред окружающей среде. Даже далекие от науки люди легко вспомнят такие имена как Чернобыль, Челябинск, Three-mile island и Фукусима. К счастью, ни один из инцидентов на указанных АЭС не был по настоящему ядерным, иначе б одним только «рыжим лесом» дело не закончилось бы. Так что если мы не готовы к подобной технологии, то и открытие объявлять пока не стоит. Ученых, конечно, убивать не нужно, но они должны дать слово молчать о результатах своей работы. При этом стоит учитывать, что термоядерная реакция гораздо мощнее ядерной, но при этом у нее есть один существенный «плюс»: термоядерный инцидент не приводит к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Ну а насчет «темной материи» сказать что-либо определенное пока нельзя. Ясно только одно: последствием аварийной ситуации с ее участием вполне может быть уничтожение целой планеты. Поэтому в 2012 году по всей Европе так напряженно следили за синтезом бозона Хиггса, прозванного «частицей Бога». Если б он просуществовал всего одну секунду, на месте Земли вполне могла бы появиться небольшая «черная дыра». Но в реальности время его «жизни» оказалось в миллион квинтиллионов раз меньше.

Любой внимательный читатель легко отличит, какой из писателей какую часть повести писал — их литературные стили заметно отличаются. Рискну предположить, что Гребенников писал первую часть (ту, что опубликована в апрельском номере), а Прашкевич — вторую (майский номер). Если сравнивать их между собой, то вторая мне нравится больше. Собственно, именно из-за нее я и выставил произведению «семерку» — стиль первой части слишком уж заумный и запутанный. Уважаемые авторы! Кончайте мудрить с языком: читатель ведь не Шерлок Холмс, чтобы разгадывать созданные вами шарады — ему важна ясность речи и увлекательность сюжета. А все свои «эксперименты» публикуйте у себя на сайте, а не «в бумаге«!

----------------

РЕЗЮМЕ: рассказ-предостережение об ответственности ученых за свои эксперименты на адронном коллайдере. А также о скандальных журналистах, пишущих статьи ради «лайков» и рейтингов. Еще неизвестно, кто из них наносит обществу больший вред.

Оценка : 7
«Анграв-VI»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 06 апреля 2023 г. в 20:17

Весьма показательный текстик. Почти полностью «свой в доску». В смысле — здесь свой : в стенАх Светлого Храма Фантастики. Здесь родился-появился, здесь сам себя осознал и т.д. и т.п. Почти что пасторальная идиллия — как говорится, плоть от плоти, кровь от крови. Если бы не это самое — жутко неуместное — «почти».

Мне в подобных текстах — чтобы умиляться самим фактом их существования и ничего окромя десяток не ставить — недостаёт самого главного: логичности. Нет, не «достоверности», не «значимой вероятности», а самой обычной логичности. Дело в том, что суть подобных текстов — невероятно увлекательное философИческое мозгокрутство: Вечные истины, категорические императивы, невероятно красивейшие гипотезы, залихватские предположения и прочие красОты ментальности. Посему авторы — как правило — сами себя загоняют в угол и попадают в изощреннейшую ловушку. Проще говоря — теряют связь с читателем.

Их авторская мыслЯ — свободно бьётся жилкой на виске, не утруждая себя низменными позывами к соблюдению банальнейшего здравого смысла. Я же привык воспринимать фантастику не сердцем, а именно мозгами, мне мало красот изящной словесности и свободы самоистечения мыслей, мне нужна — Логика. А тут ее нет.

И суть не в том, что правительство человечества доверяет решению вопроса о необходимости строительства стратегической базе на фронтире одному человеку — пусть даже и с огромным опытом решения подобных аналитических задач. Это самое правительство этого самого человечества — как последний пятиклассник, ё-моё — забывает о необходимости решения базовой задачи выживания. Строительство стратегической базы на планете, напичканной необъяснимыми природными чудесами — это не альтернатива стратегии, это — Глупость чистой воды. Любые неизвестные уравнения безопасности — всегда трактуется в сторону негатива: по-другому — нельзя. По-другому — просто не выжить. Вот в чем фишка-то. А подобных нестыковок по тексту — масса.

Посему оное монументальное «почти» — напрочь перечеркивает все прочие прелести текста. Увы и ах. Хотя — с формальной точки зрения — вполне себе даже и неплохая фантастика

Оценка : 6
«Божественная комедия»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 22 ноября 2022 г. в 21:30

Если уж такое произведение с хаотично-эротичным сюжетом претендует на «Бронзовую улитку»... Одно из двух: либо я отстал от жизни, либо мир окончательно сошел с ума. Сюжет вряд ли стоит своих написанных 44 страниц. Некая сексуально-озабоченная особа по имени Катрин (т.е. Катерина по-французски) скитается по свету и мужчинам с весьма непонятными целями: то ли заполучить в свои жадные руки картину художника Снукера (он же Родецкий) «Смычок и струны», то ли выведать секрет вечной молодости из уст физика Маленкова, то ли банально закрутить роман с каждым встреченным ею мужчиной. Чтобы совсем запутать читателя, автор ведет какую-то странную хронологию, переставляя события местами и рассматривая их с разных углов зрения. Всё это по структуре и форме сильно напоминает обычный компьютерный файл, что и подтверждает часто встречающаяся в тексте фраза. Вероятно, таким образом автор пытается намекнуть нам, что вся история — это хаотичное воспроизведение файлов чувств или воспоминаний указанной «героини» после ее смерти (о чем говорит обратный счет времени «до рая»). Получается, что физик не солгал ей и помог обрести вечную молодость, только вот в цифровой форме. Весьма витиевато и слишком уж запутанно! Не понимаю, зачем нужно было изобретать столь мудреный язык — неужели для того, чтобы скрыть слабости сюжета? Лично я не нахожу прелести в таком вот стиле. Словно это не литературное произведение, а абстракционистская по форме картина Пикассо «Герника», где без специалиста ничего понять нельзя. Кстати, Пикассо писал ее уже в состоянии обострения своей психической болезни, вызванной ужасами Второй мировой. А что мешало современному писателю внятно изъясняться, мы можем только гадать. Но не будем, потому как к самому произведению это никакого отношения не имеет.

---------------

РЕЗЮМЕ: дневник молодой особы, написанный в символично-абсурдном стиле, и рассказывающий о ее поисках смысла жизни. Очень длинно, занудно и непонятно. Думаю, что к подобным опусам следует дополнительно прилагать и авторский комментарий с разъяснениями сюжета.

Оценка : 6
«Русский струльдбруг: Фантазия в режиме онлайн»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 19 октября 2022 г. в 22:00

Повесть о результатах непродуманных экспериментов в области генетики, написанная в стиле «русской новой волны». Ее сюжет прост, как таблица умножения, а вся оригинальность заключается только в стиле изложения этой истории. Текст произведения пестрит многочисленными фразами, смысл которых ускользает от разума читающего, а также заумными размышлениями об ответственности ученого за будущее собственной расы. Всё это и так хорошо известно любому разумному человеку, но автор столь мудрено «разукрашивает» свои мысли, что они начинают напоминать то япониский стиль стихосложения «хайку», то абсурдные картины художников-абстракционистов. Короче говоря, без усиленных размышлений иногда сложно понять, что конкретно происходит в сюжете на данный момент. И это лично меня бесит особенно сильно: я не привык играть роль Шерлока Холмса, пытающегося понять премудрости языка «пляшущих человечков». На мой взгляд, фантастика должна быть понятной и доступной для большинства людей (даже не совсем грамотных), а не являть собой криптографическое письмо, которое даже после расшифровки продолжает оставаться непонятным. Девиз «новой волны» — «Стиль — всё, а содержание — ничто» — я считаю высшим проявлением неуважения к читателю, которого авторы хотят поставить в положение холопа, не понимающего «возвышенной» речи своих хозяев. По крайней мере, удовольствия от прочтения повести я не получил. Мог бы поставить любую оценку в пределах от 1 до 5, но решил всё же уважить авторское умение «верстать слова» и оценил его творение по максимуму, шестью баллами.

-------------

РЕЗЮМЕ: авангардистская история о бессмертных, принесших бесплодие остальному человечеству. Скрытая мораль повести: «Жизнь бессмертного представляет собой каждодневную кражу жизненных сил других людей». Иначе говоря, перефразирование известного изречения: «Для того, чтобы где-то что-то прибавилось, нужно, чтобы в другом месте оно убавилось».

Оценка : 6
«Толкин»
–  [ 3 ]  +

whiskyfake, 26 апреля 2021 г. в 19:57

Книга открывает перед читателем того Толкина, портрет которого или вовсе никогда, или едва проступал на страницах его знаменитых произведений. Для меня, пожалуй как и для большинства читателей, Толкин — это немного старомодный профессор из чопорного университета старой Англии, эдакий сказочник-хоббит со взглядом многомудрого Гэндальфа, который, попыхивая трубкой, рассказывает удивительные истории. Наверное, в какие-то мгновения своей жизни ровно так и выглядел, но во многим этот образ не соотносится с реальностью. Из его биографии мы и узнаём, каким он был: сиротой, католиком, воителем поневоле и скрытным любовником, великолепным другом — а иногда и неимоверным гордецом, блестящим лингвистом и великим писателем, который вкладывал в свои труды не только душу, но и десятилетия собственной жизни.

В книге много места уделено детству, юности и ранним годам жизни писателя. В начале пути ему пришлось непросто — по началу это была обычная колониальная жизнь ребёнка из среднего класса, но с ранней смертью отца положение ухудшилось, а с растущим фанатичным католичеством матери, и вскоре и её ранним уходом из жизни, стало и вовсе отчаянным.

Тем не менее, мир не без добрых людей — и вот наш Джонни уже становится (правда, со второй попытки) студентом знаменитого Оксфордского университета.

Потом — война. Война, битва на Сомме, наложили отпечаток на всю жизнь JRR и его мировоззрение — именно оттуда взялась его нелюбовь к механизмам, противопоставляемых природному началу.

Много места уделено ЧКБО — типичному кружку не обделённых талантом молодых людей, которые не знают как, но обязательно изменят мир к лучшему при помощи литературы, а пока упиваются собственным величием. В чём именно оно заключалось, величие этого сборища «звёзд факультета», совершенно не ясно, зато один из членов этого клуба, погибший на войне, был Толкином оставлен частью ЧКБО, но признан «не прошедшим отбор к величию» (это послужило поводом для серьёзного недопонимания между остальными друзьями). Напомню, что молодым людям не было и 25 лет на тот момент.

Отношения с женщинами — по всей видимости, единственной для него стала его жена — Эдит. Очень поразило то, насколько рьяным католиком был Дж Р Р. По книгам этого так не скажешь, но был он верующий истово и яростно, от чего доставалось и его жене — целой проблемой была их помолвка, да и просто общение, которому до наступления совершеннолетия препятствовал католический священник — неофициальный опекун юного Джона.

Середина жизни Профессора — то ли действительно так не насыщена событиями,то ли авторы сознательно решили дать побольше материала именно о писательской составляющей — эти главы представляют из себя непрекрающающийся рассказ о том, как Толкин писал, кроил и перекраивал свои книги. К слову, Толкин был для издателя настоящим кошмаром, сроки сдачи рукописей в печать задерживались на целые годы. Особенно любопытно замечание о том, как зарождалась писательская карьера — ещё будучи ребёнком, Толкин любил придумывать слова, а потом и целые языки. Но языкам нужен был корпус преданий — тут-то всё и началось.

Отношения с детьми почти никак не раскрываются — похоже, по-настоящему любил одного лишь младшенького, Кристофера, который стал его помощником и критиком, как при написании «Властелина Колец», так и «Сильмарилиона». Зато я теперь с чистым сердцем могу простить Кристофера Толкина — хотя соавтором книг он и не был, но отец прислушивался к его мнению и советам, как ни к кому другому. Так что моральное право на компиляцию черновиков JRR он имел — тем более, что тот же «Сильмариллион» так и не вышел из этого состояния за добрых пятьдесят лет.

Материал подаётся через призму произведений, и, особенно писем.

Очень много отсылок к книге Карпентера — это не плохо, поскольку вряд ли бы удалось сказать больше, чем он, но и не хорошо — ставит под сомнение уникальность анализа автора, хотя и вполне очевидно, что Геннадий Прашкевич и Сергей Соловьёв, в первую очередь, компиляторы уже известных фактов (да и новых, неизвестных фактов и не ожидалось).

Разумеется, мы исследуем не в последнюю очередь Толкина-писателя, но хотелось бы побольше узнать о нём, как о человеке. Был ли он хорошим отцом и мужем, братом? К примеру, о брате писателя, Хилари, не сказано почти ничего: один раз он появляется в самом начале, их разлучают по смерти матери (нигде, впрочем, не говорится о том, чтобы такой разрыв был для мальчиков трагическим), а потом он снова всплывает через добрых полвека — так и собирает сливы где-то в глуши, с деревьев, которые уже увяли.

Книга оставила от себя положительные впечатления, хотя и остались неосвещенными некоторые моменты, и под конец стало ясно — из-за обилия отсылок к этим трудам, по-хорошему стоит прочитать биографию за авторством Карпентера и сборник писем Толкина. В остальном же — замечательно, можно смело рекомендовать любому поклоннику творчества Толкина.

Оценка : 9
«Нет плохих вестей из Сиккима»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 23 апреля 2020 г. в 20:47

В этом номере Полдня 12-летней давности помню все тексты за исключением этого. И — нет, не потому, что это Окончание, а «...начало — в предыдущем номере...». В головне осталось только название — яркое, сочное,«с таинкой».

Попробовал перечесть. Причина «забывчивости» — прояснилась моментально. Это — защитная реакция организма. Идиосинкразия на подобные тексты. Именно — на уровне генетики. Искренне не понимаю, с какого-такого бодуна у подобных текстов может быть аудитория читательская, просто в голове не укладывается.

«...Наркотики, гейши, / Цунами, сакэ, харакири — / Вот что нас губит...». Да, Херохито — тут как раз к месту.

Самая устойчивая ассоциация с подобными текстами — старый-престарый советский анекдот;

«- Товарищ сташина, вот Вы всё время говорите «логично». А что это такое — «логично»?

— Ну..., как тебе объяснить, боец... Вон — видишь мост? А корову на мосту — тоже видишь?

— Так точно,товарищ старшина, вижу.

— Ну..., вот так и человек...: жил-жил и помер»

Оценка : 5
«Черные альпинисты, или Путешествие Михаила Тропинина на Курильские острова»
–  [ 3 ]  +

bvi, 28 сентября 2018 г. в 07:46

Очередная попытка Прашкевича докопаться до того, откуда в нём появилась страсть к писательству. Повесть о времени и о жизни. Например, о самом начале Академгородка в Новосибирске, куда молодой Гена Прашкевич приехал, «чтобы стать крупным учёным». Приехал с рекомендательным письмом от академика Д.И.Щербакова. Только такое письмо могло разорвать заколдованный круг: чтобы устроиться на работу, следует иметь прописку, чтобы прописаться, следует иметь работу. На работу его приняли, а прописываться было негде. Гена работал в лаборатории отдела стратиграфии и палеонтологии, по вечерам жадно читал книги в библиотеке СОАН, а ночевать ходил на железнодорожный вокзал, никакого жилья у него не было. И там сочинял стихи. Удивительное время! И люди там были удивительные...

Оценка : 8
«Герберт Уэллс. Плесень Бадамы»
–  [ 3 ]  +

jolly-fellow, 23 августа 2018 г. в 11:01

Название этого рассказа представляет собой образец дешевой подделки вроде названия Abibas на кроссовках произведенных в китайском подвале. Я уверен что на печатных изданиях «Герберт Уэллс» написано огромными контрастными буквами, а имя настоящего писателя мелким шрифтом сливающимся с фоном. В надежде что читатель не заметит и купит книжку чтобы насладиться неизвестным ему рассказом великого писателя. Лично я этот рассказ слушал в передаче «Модель для сборки» где рассказ был представлен только своим вводящим в заблуждение названием, а пояснения что автор этого рассказа другой человек были даны только после его окончания. Не надо так делать! Даже китайцы уже поняли, что выгоднее продавать товар под своим именем а не мимикрировать под известные имена обманывая покупателей.

По содержанию рассказ ничего интересного из себя не представляет. Просто скучная история о том как из космоса на Землю попала разумная плесень и что она скоро захватит всю планету. Ни интересных героев, ни захватывающих приключений, ни интригующей идеи в рассказе нет. Это просто набор заезженных шаблонов слепленных в кучу для того чтобы заработать денег.

Оценка : 1
«Станислав Лем»
–  [ 3 ]  +

Zangezi, 22 апреля 2018 г. в 14:33

Книга в целом интересная и полезная, хотя написана халтурно. Большую часть текста занимают огромные цитаты из писем (ну, это еще можно пережить) и произведений Лема (по 2-3 страницы, что явно чересчур). Представляю, если бы новейшая жезээлка, например, Чехова или Горького была так написана! А Лема типа можно, подумаешь, фантаст какой-то. Анализа и связности маловато. Да еще и фактические ошибки от авторов присутствуют: неверно переведена немецкая пословица (добродетель делать не из беды, а из нужды!), сказано, будто солнце через миллиарды лет обратится в сверхновую, хотя известно, что для этого ее массы недостаточно. Само издание традиционно отличное, белая бумага, две мелованные фотовклейки.

Оценка : 5
«Анграв-VI»
–  [ 3 ]  +

Кропус, 29 марта 2018 г. в 21:09

1Люди собрались перекрыть воронку куполом и строить на нём космодром. Минуточку, но ведь о воронке абслютно ничего неизвестно. А вдруг она пойдёт вверх, уничтожая космодром.(!) Может ей чистый воздух нужен.

2. Зафиксированы случаи когда некоторые из погибших в воронке вдруг вылезли из неё, да ещё стареть перестали. И герой надеется, что могут вернутся и другие яко бы погибшие. Минуточку, а разве обязательно заделывать всё намертво. Что мешает, сделать в куполе люк, калитку, короче говоря проход?!.

В общем логика в повести отсутствует, а дилемма надумана.Кстати, люди в воронку не сами собой попадают, она некоторых сама призывает, и возможности её в этом смысле неизвестны.

Оценка : 4
«ЗК-5»
–  [ 3 ]  +

anagor1, 15 января 2017 г. в 01:04

На самом деле это не повесть. И вообще не беллетристика. Скорее, эссеистика. На тему литературы, типа «классика vs поп-культура». Слегка напоминает Пьецуха, но лишь слегка. Впрочем, ЗК-5 — всё же не совсем эссе. Там нет стройной логики рациональных суждений, нет строгих посылок и однозначных выводов. А есть стремление автора в гротескных образах персонажей, в мешанине каких-то отрывочных рассказов-сцен, в красивых метафорах и в путаном нагромождении высказываний и рассуждений ГГ донести свои смутные, не слишком сформированные сомнения касательно судеб русской классики в наш отравленный попсой век. Сквозная метафора классики как нефти, а постмодерна как гидроразрыва пласта показалась мне великолепной!

Что касается сюжета, почти отсутствующего... самое фантастическое в тексте — это финальный итог голосования, а вовсе не идея об организации Зон Культуры. Никакие зоны — ни культуры, ни бескультурья, ни довлатовская — не помогут: попса должна победить классику с разгромным счетом! И в этом нет ничего ни удивительного, ни страшного. То есть, я совершенно не разделяю опасений автора. Литература не подчиняется правилам демократического централизма. Русскую классику читали и будут читать. Немногие, но будут. Во всяком случае, покуда на карте мира есть Россия. Вот если бы еще в школах прекратить ее насильно вдалбливать, а проходить на уроках вместо Толстого, например, Роулинг! А почему бы, собственно, не разобрать Гарри Поттера с литературоведческих позиций? Какую-то часть школьников это могло бы заинтересовать. А там, глядишь, они и Толстого прочтут. Сами прочтут, не из-под палки, а для интереса или удовольствия.

Да-да, читают люди для удовольствия! И никакого греха в том нет. И именно это ощущение: «чтение — это удовольствие!» — следует прививать детям. А полагать, будто «единственно правильной» целью чтения является познание чего-то там, как нам вдалбливали в школе — уродливое и вредное ханжество. Художественная проза — не учебник алгебры! Однако, всегда есть люди, для которых, представьте себе, познание и означает удовольствие. В определенном возрасте от Достоевского можно словить полный кайф! А лет через несколько — от Чехова. От Тургенева с Толстым, часто поминаемых автором, наверное, тоже, хотя лично у меня не получилось. Наверное, не попал в подходящий возраст (читай — уровень личностного развития). Ну и ладно, пережил ведь как-то! Это же не тяжкая обязанность — читать.

Вспоминается прекрасный рассказ Гелприна «Свеча горела». Грустный, но светлый. И, как ни странно, оптимистичный. Ибо всегда найдутся люди, который увидят, почувствуют, поймут, как прекрасен Пастернак! И покуда жив русский язык, будет жить и его поэзия. А вот популярность виршей какого-нибудь Емелина, чьих поклонников в отдельно взятый момент времени может быть многократно больше, умрет вместе с ним. Потому что в них нет доброго и вечного. Социум меняется, меняются социальные отношения, злоба дня вчерашнего сегодня выглядит смешным фарсом, а завтра будет просто скучна. Но люди в глубине своей меняются мало. Вечные вопросы бытия остаются вечными. Доброта остается добротой. И даже красота остается красотой, сколько черных квадратов не рисуй...

Так, стоп! Я же тут отзыв пишу, а не эссе. Хотя то, что вместо отзыва о книге получается полемика с ее автором — на самом деле не случайно. Какая книга — такой и отзыв. Надеюсь, те, кто намерен прочитать ЗК-5, теперь чуть яснее представляют, что их ждет.

Оценка : 8
«Предчувствие гражданской войны»
–  [ 3 ]  +

Кар Карыч, 27 марта 2016 г. в 17:59

очень неряшливый текст. в самом начале говорится об аварийном модуле, а затем оказывается, что модуль самый что ни на есть штурмовой, десантный, с тремя аннигиляторными пушками — едва ли не главным оружием межзвёздного крейсера. и коммодор велел атаковать врага, и доблестные десантники атаковали. а их всего семеро на гигантском боевом корабле. и крейсер исчез в прожженной ими дыре, а модуль затерялся в пространстве-времени. но кто-то снял всю эту битву со стороны и передал на землю, и там эту картинку крутят во всех барах по миллиону раз. кто зафиксировал эти события и уходящий в дыру крейсер? только не модуль — он сам там в кадре, да и отловили его спустя три месяца.

или загадочная медаль Дага. высшая награда планеты! даётся только героям и только посмертно. мечта каждой вдовы! но эту великую награду почтальон проталкивает в прорезь двери в обыкновенном конверте — никаких тебе церемоний, речей и прочего. представляете — звезду Героя России кидают в почтовый ящик? но и это не единственная нелепость. оказывается, медаль Дага нельзя взять в руки! то есть её может держать в руках только сам герой, но таковых нет, поскольку медаль выдаётся обязательно посмертно. вот жена-вдова вытряхивает из конверта то ли карту героя, то ли самоё медаль — там нормальная для такого текста путаница — и она висит в воздухе. наш ещё не умерший герой берёт её в руки. но если бы он к тому времени уже умер — что делать с такой медалью вдове, которой запрещено её трогать? и ведь в других случаях именно так и происходит: герой мёртв, а трогать его медаль никому невозможно: такова программа. зачем такую медаль передавать семье? болтаться в воздухе? эти благоглупости в тексте перемежаются мизантропическими ремарками: на Земле, похоже, остались одни дегенераты. как эти идиоты строят межзвёздные корабли — непонятки. неряшливость характерна и для общего замысла повести. всё живое во вселенной — родня, мысль простенькая, но что конкретно случилось в данном случае, почему десантники то ли замёрзли, то ли сварились, кто такая Аша и доктор У Пу — загадка не для детей. увы, создалось впечатление торопливой и непродуманной до конца вещи.

Оценка : 3
«Перстень на три желания»
–  [ 3 ]  +

bvi, 05 июля 2015 г. в 22:04

Коротенький, но очень любопытный рассказ. Оригинальный. Необычный. Очень неплохо. Следователь Повитухин предвращается в жабу-повитуху. Лысенко и его взгляды на биологические виды. И торговля земными видами животных...

Оценка : 9
«Записки промышленного шпиона» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 19 июня 2015 г. в 23:12

У цикла очень точное название. Именно что записки шпиона, а не только истории о промышленном шпионаже. Ибо тут есть всё — и, собственно, шпионаж, и сторонние задания, и размышления, и даже истории из жизни нашего шпиона (последняя повесть — «Приговоренный» )

Но о чём бы ни рассказывал шпион в очередных своих записках — читается всё очень хорошо. Автор умеет увлечь читателя.

По-сути, цикл делится на две части. Первая — истории о шпионаже. Каждая повесть как законченная история с чётким финалом. Вторая часть — линия с алхимиками. По алхимикам внутри себя повести совершенно не самодостаточны, будучи вырванными из цикла вызвали бы недоумение и недовольство незавершённостью сюжетной линии. Последняя на сегодня повесть (Приговорённый) сводит эти части воедино, но по многим пунктам оставляет финал открытым. Я, как читатель, требую продолжения банкета :)

Оценка : 7
«Приговоренный»
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 19 июня 2015 г. в 23:02

Это прямое продолжение «Шпиона в юрском периоде». Прашкевич молодец, между повестями 20 лет, а читаются как две части цельного произведения (правда, остро чувствуешь необходимость и третьей части).

А ещё эта повесть служит связующим звеном между повестями о шпионаже и историями о попытках выйти на контакт с алхимиками. И вот тут, как я выше уже сказал, просто край как требуется продолжение. Пока данная повесть последняя — финал открыт, история не закончена, читатель недоволен.

Что же по качеству, несмотря на околонулевую нагрузку на сюжетную линию с алхимиками, читается повесть едва ли ни как одна из лучших в цикле. Происходящее интригует, за судьбой и приключениями героя пристально следишь, прочитывается повесть залпом.

Оценка : 8
«Фальшивый подвиг»
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 18 июня 2015 г. в 23:01

Скорее крепкий детектив, чем фантастика. Но именно что крепкий. В традициях Чейза и иже с ним.

Немаловажный плюс — финал предсказать сложно. Более того, я даже не сразу въехал, зачем было столько огорода воротить чтобы сделать то, что было сделано. Слегка задуматься пришлось. :)

Основной минус — сложно поверить в организацию бывших сотрудников ФБР и в фирму специализирующуюся на шпионаже. Впрочем, такие сюжетные допуски не нонсенс. В литературе не раз всплывали то синдикаты киллеров, то тайные организации бывших полицейских.

Я люблю крепкие мужские детективы. Оттого мне понравилась и эта повесть. Тем более, что написано хорошо — динамично, не затянуто.

Оценка : 7
«Разворованное чудо»
–  [ 3 ]  +

VovaZ, 23 февраля 2015 г. в 15:57

Несмотря на неуклюжую и совершенно лишнюю фантастическую линию, рассказ мне понравился.

Прашкевичу удалось интересно, и без штампов показать образ «дикого гуся». Как человек становится профессиональным наёмником? Что испытывает? Как с этим живёт?

было бы не плохо, если бы именно эта линия и осталась в рассказе главной и единственной.

Оценка : 7
«Разворованное чудо»
–  [ 3 ]  +

_Y_, 10 мая 2014 г. в 18:41

В этой НФ повести очень мало фантастики. Нет, конечно, основное событие, вокруг которого все крутится, совершенно фантастическое. Но оно почему-то не воспринимается как главное.

Главное, и самое интересное, это великолепно переданная психология наемника (с моей точки зрения, конечно; т.е. с точки зрения человека, наемником никогда не бывшего). Психология человека, для которого убийство это даже не работа или способ обогащения, а образ жизни. При этом совершенно не важно как он стал наемником и совершенно не ожидается какой-либо жизни после.

Так что очень советую. Читается легко и динамично; даже и экшн некий присутствует. А, благодаря вышесказанному, запоминается надолго.

Оценка : 10
«Дыша духами и туманами...»
–  [ 3 ]  +

Дженнер, 29 апреля 2014 г. в 18:45

Как всегда,завораживает стиль и язык этого большого Писателя. Получаешь наслаждение от самого текста. Книга не проста и многопланова. Хочется ее перечитывать. Есть в ней и замечательные карикатуры на нынешнее оскотинившееся общество: чего стоит только вопрос некой Маши брату Харитону — какой мобильник у Лесной Девы (конечно же — самый главный вопрос!). Есть и размышления о поиске истины: видимо не случайно брат Харитон с такой печалью смотрел на Кума, стремящегося любой ценой прикоснуться к Лиственнеце. Брат Харитон то понимал, что Кум не понял и понять не сможет:простым прикосновением Истину не обрести. Не каждому это дано. Несколько корябнуло дежурное использование лагерной темы в карикатурно-либерастическом духе. Напрасно. История России в ХХ века куда сложнее либеральной карикатуры и были в ней не только лагеря. Сводитиь всю историю России к лагерям — тоже самое, что пытаться свести германскую историю к фашизму и Гитлеру, французскую — к Варфоломеевской ночи и гильотине, а испанскую — к кострам инквизиции.

Оценка : 8
«Анграв-VI»
–  [ 3 ]  +

Animus, 26 апреля 2014 г. в 22:57

По началу произведение казалось слабым, но тем не менее автору удалось затянуть меня в процесс чтения. И не то чтобы сотворенный мир был настолько убедителен, а герои филигранны, нет, просто автор предложил любопытную загадку, даже две. Хотя из двух загадочных феноменов: Воронка и Голос, интересным показалось лишь первое явление. Размышления главного героя вызванные Голосом, на мой взгляд, неубедительны, хотелось бы найти в них большего внутреннего напряжения и философской глубины.

Также не понравились навязчивые повторения слов и фраз, возможно нарочитые, но по мне так они были зело излишни.

Оценка : 6
«Бык»
–  [ 3 ]  +

prouste, 15 апреля 2014 г. в 08:38

Вещицу читал под наименованием «Пожить в тени под баобабами» и, полагаю, это худшая повесть Прашкевича, абсолютно в рамках коммерческого низкопробного боевичка девяностых со всем набором штампов. тут тебе и золотые сокровища КГБ, перевозимые с использованием трупа через границу, и честный твердолобый супербоец, в тяжелые годы из-за принципа отказавшийся от золота Олимпиады-80, и мафиозный босс с монологами. Полагаю, что роль пробивного борца должен был исполнять Сидихин, в фильмах «У опасной черты» и «Русский транзит» создавший собирательный образ, в который полностью укладывается и персонаж Прашкевича. Есть и любовная сценка с талантливой непродажной журналисткой, и рояли в кустах и протчая муть. Уверен, что Г.М. за ради заработка поступился особенностями стиля и отчасти достоинством: лишь в мысленном возвращении второстепенного киллера к навязчиво сидящим у него в голове стихам видна черточка фирменного приема Прашкевича, развитого им впоследствии столь блистательно. А так стыд и срам.

Оценка : 3
«Разворованное чудо»
–  [ 3 ]  +

pavlik7, 15 октября 2012 г. в 20:09

Читал на украинском языке в 14 лет, и повесть сразу понравилась. А со временем перечитывая — находил разнообразные авторские отсылки, и книга открывалась с других, неожиданных ракурсов. До сих пор воспринимается как образец качественной и профессионально сделанной социальной фантастики.

Оценка : 9
«Предчувствие гражданской войны»
–  [ 3 ]  +

Velesko, 27 июля 2012 г. в 12:42

    Лично для меня текст абсолютно не читаем. Это мое первое знакомство с творчеством автора, после которого пропало всяческое желание читать что-то еще. Сравнить его я могу только с некоторыми произведениями Стругацких (кои для меня тоже остались загадкой). Я понимаю, что это своеобразный стиль изложения, который имеет место быть и некоторым нравится. Но такая литература не по мне. Как правило, люди читают фантастику, в том числе и НФ, чтобы расслабиться, потешить воображение, насладиться историей и т.д. Если мы ищем чего-то из области философии, сопряженное с неким глубинным смыслом, то идем в совершенно иные отделы книжных магазинов.

    Конкретно не понравились сухие диалоги, постоянные скачки в повествовании без явного смыслового разделения (первые несколько строк повествуют нам об одном, а следующие три совершенно неожиданно перекидывают в другую обстановку). Очень проблемно целиком и полностью погрузиться в историю, которую пытается подать нам автор. Просто взбесила цитата с БашОрга (когда гопники подсказывают, как правильно вязать. Я сомневаюсь, что автор является первоисточником этого перла). Если не получается придумать что-то стоящее самому, так брать это из интернета — верх идиотизма, на мой взгляд.

    Читал через строчку и постоянно смотрел, сколько страниц оставалось до конца. Уж извините, но такое не по мне.

Оценка : 1
«Герберт Уэллс. Плесень Бадамы»
–  [ 3 ]  +

Адреналинкс, 09 февраля 2012 г. в 16:19

Единственный рассказ, чьи события разворачиваются на Земле. Пока венцы творения осваивают новые планеты, космические муравьи завоевывают Землю. Шаг за шагом. И возможно, очень скоро блудным сынам голубой планеты некуда будет возвращаться.

«Юрьев день»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 07 ноября 2011 г. в 16:25

Несколько сумбурно построенная вещь с какими-то сюрровыми элементами... и мне это все очень понравилось. Как-то очень вкусно читается вся эта мешанина, вне зависимости от внятности сюжетной линии (или линий?) и последовательности описываемых событий. Хороша юмористическая стилистическая составляющая. Именно стилистическая, когда радует не столько происходящее, сколько КАК оно описано. А это удовольствие весьма нечастое, посему и особенно ценимое. Славно написано, и славно же читается. Я получила безусловное удовольствие.

Оценка : 9
«Белый мамонт»
–  [ 3 ]  +

prouste, 27 марта 2011 г. в 15:46

Прекрасно изданная форматом с записную книжку премированная повесть Прашкевича этакий сказ баечного толка про якобы древних людей. Что-то типа «Кроликов и удавов» Искандера, но попроще, без амбиций, да и посмешнее. Такие книжки Прашкевич может писать километрами. Навряд ли прям стоило эту повестушку издавать — в сборнике смотрелась бы неплохо, а на отдельный том ну никак не тянет. Читал минут 30, удовольствие соразмерное с ценой

Оценка : 6
«На борту «Уззы» (Третий экипаж)»
–  [ 3 ]  +

Lartis, 10 декабря 2010 г. в 12:49

Слова Поля Дирака «Красота уравнений важнее, чем их соответствие экспериментальным данным», взятые Геннадием Прашкевичем и Алексеем Гребенниковым эпиграфом к «Третьему экипажу», как нельзя лучше передают суть этой вещи. Красивые фрагменты большого пазла, расположенные по порядку букв греческого алфавита и перемежающиеся цитатами из «Гамлета», каждый читатель может сложить во что-то своё, соответствующее степени его понимания. Даже последовательность чтения главок не очень важна, всё равно что-то сложится... Ведь красота — страшная сила, которая спасает мир, но губит человечество, а мир — замкнут. И «все отчаянно ждут возвращения, в прошлое или будущее — неважно».

Можно ли верить посланиям? Можно ли верить посланиям, полученным от Чужих? В конце концов, повесть «Третий экипаж» — тоже послание...

Оценка : 8
«Фальшивый подвиг»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 28 сентября 2010 г. в 11:59

Очень хороший, я бы сказала, добротный текст тридцатипятилетней давности. Умело выстроенный сюжет. Мне не хватило личностей, характеров, но формат истории и не подразумевает, пожалуй, особой психологической глубины.

Оценка : 8
«Белый мамонт»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 27 сентября 2010 г. в 14:22

Интересно и необычно. Интересно, потому что необычно? Пожалуй. Современные стихи и словечки, вплетенные в канву повествования, воспринимаются по-особенному. Но все же начало заметно сильнее окончания. Словно автор уже «дорабатывает» повесть, далеко не так вдохновенно, как ее начинал. Теряется атмосферность, становится скучновато. Мало событий, невыразительные герои. По-моему, затянуто.

Оценка : 7
«Адское пламя»
–  [ 3 ]  +

Lartis, 22 июля 2010 г. в 20:57

Исследование Геннадия Прашкевича «Адское пламя», печатавшееся в журнале «Проза Сибири», тематически примыкает к его «Малому бедекеру по НФ». Это размышления писателя о том, какой могла быть составленная им Антология советской фантастики. Прашкевич пишет: «Октябрь 1917 года страшной стеной отгородил Россию от остального мира. Начался невиданный, неслыханный до того, поистине фантастический эксперимент по созданию Нового человека. Это ведь главное дело любого режима – создание Нового человека. Человека угодливого или запуганного, работящего или пьющего, агрессивного или смирного, духовного или ограниченного, бессловесного или болтливого – какой человек на данный момент нужен режиму для решения насущных задач, такого и следует создать».

Вечная, актуальная тема…

Новый человек создаётся и сейчас.

Каким он будет?..

Оценка : 9
«Мифическая механика»
–  [ 3 ]  +

gamayunov, 28 апреля 2010 г. в 12:24

Для многих (как для меня) этот сборник стал (или станет) открытием новых граней любимых авторов, либо просто — открытием фантастической поэзии.

Стихи не люблю, но про некоторые произведения из сборника могу сказать — как жаль, что не я написал.

Неровность качества стихотворений только подчеркивает качество некоторых произведений.

Мне очень понравилось.

Оценка : 9
«Царь-Ужас»
–  [ 3 ]  +

Lartis, 10 января 2010 г. в 00:23

Любимым литературным произведением знаменитого французского художника и скульптора Амедео Модильяни была книга «Песни Мальдорора», написанная безумным Лотреамоном, а любимой (и отвечающей ему взаимностью) женщиной — гениальная Анна Ахматова (Модильяни называл её «Египтянкой»), обладавшая в молодые годы интригующей, необычно-притягательной, экзотической красотой. В тексте романа Геннадия Прашкевича «Царь-Ужас» об этом нигде прямо не говорится. Зато татуировка из нескольких стремительных линий, изображающая обнажённую женщину нечеловеческой красоты, «возможно, египтянку», на спине бывшего марсового Семёна Юшина, единственного человека из экипажа броненосца «Бородино», оставшегося в живых после Цусимского сражения, упоминается неоднократно…

Полностью здесь:

http://www.fantlab.ru/article268

Оценка : 9
«Пятый сон Веры Павловны»
–  [ 3 ]  +

Lartis, 08 января 2010 г. в 23:29

«Пятый сон Веры Павловны» был номинирован в 2002 году на премию «Букер». Авторы дали ему подзаголовок «Современная утопия». Наверное, таёжная резервация-«периметр», где потерявший себя человек может добровольно «подлатать» моральные ценности, а заодно и заработать – и впрямь утопия, но книга важна тем, что в ней отчетливо переданы атмосфера и интонация исторического момента.

Оценка : 8
«Божественная комедия»
–  [ 3 ]  +

strebkov, 01 ноября 2009 г. в 17:46

Весь текст представляет собой сплошной поток сознания автора, обрывки фраз, мыслей, куски диалогов, вырванные из контекста...

Читать очень тяжело. Я честно пытался продраться сквозь этот хаос, но после пяти-шести страниц сдался...

«Пять костров ромбом»
–  [ 3 ]  +

K_Serg, 15 апреля 2009 г. в 17:46

Вроде ничего оригинального, но автору удалось создать такую атмосферу отстраненности, нереальности, что после прочтения не сразу приходишь в себя.

«Парадокс Каина»
–  [ 3 ]  +

Saneshka, 19 декабря 2008 г. в 12:01

В первую очередь почему-то вспомнилось булычевское «Землетрясение в Лигоне», по стилю и атмосфере, наверное. Хотя сюжет и идеи в произведениях совершенно разные. Дело, наверное, во-первых, в том, что и здесь, и там создан собирательный образ какой-то, «абстрактной», азиатской страны. И, во-вторых, главы, так же, как часто у Булычева, рассказываются от лица разных персонажей.

Вообще-то нету в повести ничего нового и особо поразительного, никаких абсолютно гениальных прозрений, способных с ног на голову поставить мировоззрение читателя. Но все равно почему-то «цепляет». По крайней мере, меня зацепила, очень уж сильно она выдается из ряда того «чтива», что в последнее время попадалось мне под руку. Может, в этом-то и дело, может, просто она мне «попала под настроение», но мне кажется, что с оценкой я не перестаралась. :-)

Оценка : 8
«Война за погоду»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 22 сентября 2008 г. в 19:57

  Хорошая повесть, очень хорошо читающаяся, эмоциональная, интересная. Интересная и для детей, и для взрослых. Живые герои, динамика событий, атмосферность — все есть. И воспринимается, что характерно, вполне современно!

Оценка : 9
«Золотой миллиард»
–  [ 3 ]  +

Greyv, 14 июня 2008 г. в 16:36

Эта повесть- один из сценариев развития общества. Жестокий сценарий.

Оценка : 8
«Нет плохих вестей из Сиккима»
–  [ 3 ]  +

Paf, 23 мая 2008 г. в 15:23

Довольно необычная повесть, в смысле подачи интересной идеи замысловатым способом. Порой вызывала у меня скуку, читал иногда даже больше на автоматизме или из-за чистого интереса: «Что же случилось с главным героем?» И ближе к концу начал осознавать, что не так все легко и просто, как мне казалось вначале (даже при необычной подачи идеи в плане стиля произведения). Видимо и скука была вызвана недопониманием или неувлеченностью. Но дочитать до конца и кардинально изменить свою точку зрения на данную повесть вероятно все же стоило.

У Прашкевича прослеживается занятный юмор. Вполне своеобразный ;-)

Оценка : 8
«Ловля ветра»
–  [ 3 ]  +

irish, 28 февраля 2008 г. в 21:22

Обычно я очень настороженно отношусь ко всему, что пишется на тему средневековых алхимиков, поскольку интерес к этой теме часто сопряжен с нездоровым (уж извините :)) увлечением эзотерикой и оккультизмом — но, к счастью, к Геннадию Прашкевичу это не относится. Тема алхимии и алхимиков в «Ловле ветра» обыграна предельно реалистично, даже с толикой цинизма: неважно, как было сделано изобретение, важно, сколько денег оно может принести Консультации. И правила Альберта Великого в ткань рассказа вписались просто замечательно, давненько я не видела таких стильных эпиграфов. :)

Оценка : 7
«Виртуальный герой, или Закон всемирного давления»
–  [ 3 ]  +

Ny, 14 декабря 2007 г. в 13:31

Для советского времени совсем неплохо. Хорошо передана атмосфера «институтского скорпионика» и появление новых околонаучных теорий в фундаментальных дисциплинах. Очень здорово сюда вписалась и жизнь обычных людей, и работа редактора с автором. Так что этот рассказ — вещь многогранная. Только несколько устарел.

Оценка : 7
«Хромой пастух: Сендушная сказка»
–  [ 2 ]  +

pitiriman, 01 января 2024 г. в 19:57

Самое объёмное произведение из цикла «Сендушные сказки», вобравшее в себя несколько сюжетных линий предыдущих сказок. Но, несмотря на эти повторы, история юноши Кутличана захватывает до последней строчки. Фирменный стиль Прашкевича, как всегда, и здесь на высоте: упоминая какое-нибудь животное или существо, он обязательно к его имени добавляет несколько слов для более яркой характеристики. Если «чулэни-полут», то — сказочный старичок; если «шахалэ», то — лисица рыжая; если «медведь», то — дед сендушный босоногий, и так далее.

Мир «Хромого пастуха» уютен и обособлен от остального мира, самодостаточен и статичен. В нём всему живому предусмотрена очерёдность действий, закономерность и логичность. С ним жаль было расставаться... С приходом в тундру «у рта мохнатых» туда пришла и реальность Большой земли, уничтожившая всех сказочных существ юкагиров. Эта сказка — грустный финал многовекового уклада жизни маленького северного народа, жившего когда-то в чутком единении с природой.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2 [3] 4  5 



⇑ Наверх