fantlab ru

Все отзывы на произведения Джона Бойда (John Boyd)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Джон Бойд «Ствол Андромеды»

слОГ, 21 июля 2023 г. 10:40

Весьма забавное произведение, сочетающее в какой-то степени «роман воспитания» с проникновением на землю галактического разведчика в первую половину 19 века в Соединенных Штатах. В чем-то антураж напоминает фильм «Ковбои против пришельцев», но там все сводилось, как водится, к боевику и спасению человечества, здесь все повеселее, поразвлекательнее и градус пафоса гораздо ниже. Хороший роман, чтобы прочитать на отдыхе летом. Да, и спасибо переводчику, за «чорт» через «о», — напомнило старые издания «Тома Сойера» и вообще погрузило в ретро-атмосферу.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джон Бойд «Повесы небес»

Mishutka81, 1 ноября 2022 г. 04:06

Когда впервые увидел этот рассказ и книгу, в которой он опубликован, прочитал аннотацию, то в предвкушении ждал когда же придет книга из магазина, что бы поскорее начать читать. И действительно, начало рассказа показалось очень интересным и увлекательным, но по мере развитию сюжета, после середины, прежний пыл начал угасать. И тем не менее, в произведении раскрыты многие интересные вопросы этики, юридического права, морали и религии, по отношении к инопланетным расам, в целом сюжет понравился.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

Reystlen, 22 ноября 2021 г. 10:53

Самобытный образец утопического романа. Очень понравилось управление общества. классовое деление, религиозные установки, правила и тому подобные фишки классической утопии. Многие вещи в этой вселенной выглядят дикими для нас (обитателей другой утопии) и этим книга цепляет. Что мы без правил? В каждой цивилизации есть правила, режимы правления. Демократия это режим ограничения прав всех ради соблюдения прав этих всех.

Понравился язык произведения, красивая образность поэзии прошлых веков незаметно вплетаются в повествование. жизнь математика прикоснувшегося к прекрасному миру литературы и поэзии словно обрастает с каждым днем красотой, чувствами и новыми острыми и живыми ощущениями жизни. Первая часть произведения на мой взгляд великолепна. Очень напоминает Оруэла и его известную утопию. По поводу второй части произведения, которое я бы назвал Ад,у меня возник резкий диссонанс. Словно жанр произведения поменялся- появилась шутливость изложения, лёгкая грубость, какая то непонятная клюква на »хохлов», сексизм, непосредственность .Жанр преобразовался в авантюрно приключенческий- что на мой взгляд сильно испортило книгу. Я понимаю, что это замысел писателя был показать ,что Ад населен живыми людьми, а не профессиями и классами. Однако мне показалось, что эта естественность Ада была чересчур вычурной и сломала общую стилистику произведения.

Главную интригу и финал я с трудом понял (но это не точно). Пришлось перечитывать некоторые моменты-автор как бы намекает на то, что что то происходит персонажами и историей из Библии, но додумать нужно нам, что у меня целостно не вышло, что немного разочаровало.

В итоге роман самобытный и интересный ,для ценителей жанра утопии обязателен к прочтению.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джон Бойд «Повесы небес»

Error, 12 августа 2019 г. 22:13

Итак, третий взгляд Бойда на тему о влиянии биологически активного императива на векторное направление социальной среды и развитие социума.(Похоже, что существует и четвёртый роман на эту тему — «Девушка с глазами цвета зелёного нефрита», так как в «Повесах...» фигурирует подобное и точное опредиление. Так что стоит подозревать о том. Вот только жаль, в Интернете я не нашёл текста.).

Что можно сказать — автор совершенно не теряет живости ни в сюжете, ни в теме, так как скорее всего не загружен способом перекидывать своих героев из романа в роман. Для Бойда каждое произведение новое, оригинальное и действующие лица и место действия так же меняются. И это замечательно, так как есть тематика, направленность, а всё присовокупленное лишь сменные декарации с новыми лицами, объстоятельствами, действиями и реакциями. И в этом произведении Бойд будто бы верен себе пытаясь втиснуть перепетии судейско — юриди4ческих передряг, но делает это уже не столь явно как в первых двух, а лишь вскольз, только намекая о возможности. Сам роман более лёгок, чем первоночальные. Да и более упрощён вплоть до описания семейных ссор одного из главных героев.

Описывать содержание романа не стану, скажу лишь то, что само название переводимое ещё как «Растлители небес» (а герои попадают на планету в переводе на Земной язык как Рай — Небеса) весьма парадоксально и противоречиво. По ходу произведения становиться понятным, что жители Небес есть протоцивилизацией землян, ушедших в социальном развитии на определённое отношение вперёд и немного изменившись в физическом плане. Потому — то вступая в первоначальные интимные связи герои (ну только один из них) считают подобные действия нарушением устава, и зоофелией. Правда быстро об этом забывают и пускаються не только во все нелёгкие, но и в полное сожительство. Так вот, растлителями настоящих небес, то бишь, Альма матер человечества, истинно Земли, оказываются в произведении именно абборигены Небес позволяя, а на то находятся определённые причины деградации местной цивилизации, землянам возводить блуд в ранг естественности и главенства. Коротко говоря, растлители есть сами абборигены растлевающие «испорченных» пришельцев — землян. То биш, название романа само по себе парадоксально, здесь ни есть отношение действий героев к жителям планеты, а лишь принадлежность абборигенов самой планеты в терминологии, как часть чего — то целого,(подобно как, рабочий завода). Но ни как ни наоборот, растлевают землян сами абборигены.

Вообщем, довольно неплохо. Удручил только один незаметный ляп — неужели военные лётчики — космонавты настолько великолепно подготовленные лишь для первичного контакта неся доброе — вечное — мудрое, особого рода чуть — чуть интеллектуальные салдофоны, но столь замечательно разбираються в психологии, истории, юрисприденции и филологических дисциплинах, что просто диву даёшься, где они смогли подчерпнуть столь «необходимые» им знания.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джон Бойд «Опылители Эдема»

Error, 24 июня 2019 г. 18:49

...Тот, кто хочет прочесть SF — роман со множеством наслоений теорий и размышлений о своеобразном биологическом симбиозе флоры чужой планеты и замшелого вида хомо сапиенс, явно прогодает. Но и те, кто понадеется на сносные картины космических перелётов и великолепные пейзажные описания видов иных миров и чужой vita на иной планете будут весьма и сильно разочарованы. Да — с, судари мои и сударыни, Джон Бойд не тот, совершенно не тот автор, которого можно взять под мышку для чтения за обеденным кофе и в переездах в метро. Это тот писатель, который «требует» быть педантичным с текстом и отслежкой происходящего, пусть даже и простых эмоционально взбалмашных размышлений основанных на подавленных сексуальных импульсах уже перезревшей девственицы. Нет, Бойд отнюдь не ханжа и не растлитель, он не пропагандирует свободу нравов или целибат. Он, как психолог пытается понять реакции, жизнь и последствия определённых сексуальных комплексов, которые в той или иной степени присуще многим людям. Он не ищет отклонение, а берёт то, что присуще всем, ну или хотя бы большенству. Хотя, конечно же, не всё так явно и однозначно, не всё чётко расписано и обозначено в означенном произведении. В этом романе Бойд становится не менее скурпулёзен и витиеват в вречах, чем в первом («Последний звездолёт с Земли»), но ещё более последовательным и скушным. Динамика почти теряется напрочь и еле ползёт теряясь в переживаниях и размышлениях героини.

Роман по стилистике, скорее, напоминает производственное произведения советских авторов, и не важно, фантастов ли или простых прозаиков. Имён подобных писателем можно вспоминать не перевоспоминать, чего стоит Александр Казанцев с его стройками веков и глобализированными маштабами. Одного пафоса можно собрать не на одну книгу. Или того же Немцова. Но только у Бойда всё намного живее, — ни динамичней, а именно живее, — герои, по крайней мере выглядят не картонными полубогами стройки Вселенной. Так как он рассматривает не внешние факторы и не приспасабливает внутринние качества героев и их переживания под происходящее, а как бы набрасывает на уже устроенный мир героев некие факторы и их влияния на уже устоявшийся психологический мир людей. Да, у Бойда есть огрехи и собственные штампы (такие, как скажем, любовь к юридической и судовой системе Соединённых Штатов, вспомним тот же «Звездолёт...»). Или чисто технические и социальные ляпы, где Фьючерный мир весьма схож с миром 70 — 80 — х годов 20 века США. Но к этому привыкаешь и не обращаешь особого внимания, так как для тебя, как читателя, остаётся главной задачей (впрочем как и для гг), дойти до того момента, когда действие перенесётся на саму «загадочную» Флору. А это произойдёт практически в самом конце...

И опять же, Бойда можно обвинять в нудности, скурпулёзности, излишним сентенциям на тему социально — психологическом комформизме virgo, витиеватости речей и излишних эмоциональных наслоений подовляемых сексуальных всплесков гг. И только в этом романе. Но от этого он не становится менее интересным. Да, это не шедевр, не чтение «за один раз». Частенько, чтоб восстановить ход мысли приходилось переварачивать страницу и читать более нескольких абзацев вновь.

...И поверьте, что книга вас не порадует. И нечто нового вы не откроете. Бойд в своих книгах хочет выступать как психолог, пытаясь исследовать эмоции связанные с сексуальными позывами людей, где растения, как вид, выходят на новый уровень , становясь на одну ступеньку с людьми и даже выше, отдавая осознанно, хомо сапиенсу роль не весьма привлекательную, подглуповатой мартышки, некоего раба своих неудержимых позывов к основному инстинкту, превращаясь в обычного опылителя, трудовых пчёлой и придатком цветов.Что — то сродни, когда охотник превращается из ловца в жертву, мало осознающую свою собственную природу.

Вывод, роман не настолько блистателен, впрочем как и первый («Последний звездолёт с Земли»), но хотя бы наминировать на пристижные премии Хьюго и Небьюла стоило бы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

Error, 2 июня 2019 г. 21:29

...Те, кто попытаються в произведении найти космические приключения, думаю будут явно разочарованы. Но и те, кто соблазнится явно ошибочной анотацией альтернативно — исторического чтива попадут в те же ряды читателей, которых немного обманули.

Произведение явно не из простых и весьма лёгких чтив в метро или по дороге в транспорте. От него веет отчетливым отклонением к Оруэловскому «1984» и некому психологизму на романтико — сексуальные сентенции, которые сам автор не вполне раскрывает, так как подобная тема с отклонением в социальные рамки ну, весьма очень глубокая и серьёзная для такого малого объёма. И конечно же, лично мне жаль, что оно даже небыло наминировано на высшие премии Американской фантастики, потому как заложено в нём отнюдь немало мыслей и размышлений. Поверхностно же роман выглядит немного простым с заеженной темой Ромео и Джульеты, где опрастовалосевшемуся юноше — математику автор отводит роль некоего мессии — теоретика. Его попросту окручивает «наивная» девица с планеты для изгнанных, руководство которой решило, что и Земля теперь может подпасть под их экспансию в большой космос. В этом есть и некоторое отклонение к повести Шекли «Цивилизация статуса» (весьма схожие оттенки и зарисовки). При этом альтернативный мир развитого общества на Земле очень родниться с нашей дествительностью. В особенности с правозащитной адвокатской и судейской системой современного США, где суды превращаются в особого рода шоу и игру слов, а точнее словоблудия и софистики.

Конечно же, на мой зашёренный взгяд, автор весьма смазал и, честно говоря, запутал окончание романа вплетая совершенно ненужное перемещение во времени и временные парадоксы. Но возможно, на то и воля автора. Да и сам роман хоть как — то остаётся в своей канве более цельным и завершённым.

Стоит ли перечитывать это произведение? Думаю, что — да. Но это придётся делать и по ходу самого прочтения, пытаясь вникнуть в определённую информацию, которую автор выдаёт через диалоги героев, чтоб более чётко уяснить, что же хочет донести нам автор. Скажу даже чуть более, что во втором романе трилогии — (автор сам признаётся в предисловии, что «Последний звездолёт с Земли» перввый роман триптиха произведений связаных одними размышлениями на обобщённую тему «некоего влияния сексуальных импульсов в социальной среде на поведенческие реакции и их последствия» (ну как — то так). Остальные два — «Опылители Эдеме» и «Повесы небес») — это ещё более услажненно и завуалированно в витиеватых речах и размышлениях. От этого немного устаёшь и перечитываешь вновь и вновь, чтоб более чётко создать картину филосовской концепции создаваемой автором.

...Да, и может, повторюсь, что очень жаль, что Дж. Бойда даже не наминировали ни на какие высшие награды. Хотя если смотреть в истинность, то оно и понятно — чуть подхромало исполнение. И здесь замах оказался не столь могуществен и открыто явен, а более скрыт, как в даосийском афоризме с завуалированным смыслом.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

Angvat, 28 ноября 2017 г. 15:15

Если вы думаете, что аннотация — это завязка какого-то остросюжетного романа, смею вас огорчить. На самом деле, это практически весь его синопсис. Само произведение о том, как юноша-математик в очередном антиутопическом мире пытается охмурить девушку-лирика, с которой не может быть вместе по закону. А ссылка и другая планета появляются лишь к ближе к финалу. Ну и на фоне всего этого душевные терзания, самокопания, поиски истины и определенный выверт сюжета в конце. Короче, типичный такой набор антиутопии. И к слову, очередная инсинуация на тему «а что если бы Христос...» раскручена мало. Все захватила церковь, прогресс ускорился и на этом все. В этом мире даже поэты остались те же, вроде Байрона, хотя по идее перетряхнуть его должно было капитально. Но для автора, по всей видимости, альтернативная история — просто гвоздь, на которую он повесил свою антиутопическую картину, и особого внимания он этому аспекту не уделял.

В целом неплохо, но на фоне многочисленных собратьев по литературному жанру ничего ничего особенного.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

Сноб, 26 ноября 2017 г. 18:55

Прекрасная антиутопия малоизвестного у нас автора. Динамичный роман о тоталитарном обществе будущего с явным уклоном в эротику, но все очень прилично по современным меркам. Симпатичный герой, динамичный и непредсказуемый сюжет, ирония и сарказм — книга будет интересна как для любителей легкой, так и более серьезной литературы. О качестве перевода в современных изданиях сказать ничего не могу, читал в издании 1992 года, очень достойно.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

Нескорений, 17 ноября 2015 г. 12:31

Название романа может легко ввести читателя в заблуждение, сами собой в голове проносятся приключения в открытом космосе, колонизация иных миров и, возможно, первый контакт с внеземным разумом, т.е. что-то из серии космической фантастики. На деле же картина совершенно иная — Дж. Бойд предлагает нам замечательный коктейль, совмещающий в себе антиутопию, альтернативную историю и хронооперу с элементами космической и планетарной фантастики. Думается, что именно нехарактерное для антиутопий название и невысокая популярность автора в нашей стране стали причиной того, что произведение не дошло до основной массы своей целевой аудитории, будучи любителем вышеперечисленных жанров, я наткнулся на этот роман совершенно случайно и был несказанно удивлен и обрадован этой находкой.

Перед нами мир альтернативной реальности — конец 60-х гг. XX столетия, Северная Америка. Здешняя реальность существенно отличается от нашего мира, неудивительно, если учесть, что точкой бифуркации автор избрал эпоху зарождения христианства. Согласно его версии Исус избежал мученической смерти на кресте и возглавил христианский поход на Рим, приняв земную смерть от вражеской стрелы при взятии Вечного города. Судя по всему это авторский ляп, но по сюжету распятие осталось главным символом христианства. Описывая теократическую модель общества автор уходит от избитого представления этой модели, как торжества мракобесия, костров инквизиции и прочих популярных среди атеистов атрибутов — технический прогресс здесь шагнул дальше, чем наше реальное общество.

Мировое правительство представляет собой триумвират Психологии, Социологии и Церкви, воплощающих принцип разделения властей с действующей системой сдержек и противовесов. На смену Римскому Папе пришел суперкомпьютер с искусственным интеллектом, легализована проституция, принцип евгеники лежит в основе государственной политики, а планеты Солнечной системы уже колонизированы, хотя космический проект изрядно тормозят реакционные социологи. В социальном плане общество делится на специалистов и пролетариат, наука в почете и у каждой отрасли знаний — своё министерство. Специалисты в свою очередь делятся на закрытые касты, заключение браков регулируется на государственном уровне и связи между представителями разных каст под запретом.

Главный герой — двадцатилетний студент математического факультета Халдан IV — любимец женщин, гений в своей сфере и пассионарий. Процесс становления главного героя автору удалось показать замечательно — постепенное познание истины, мерзости и лицемерия окружающего мира описаны достоверно. Нашлось место и детской психологической травме и непростым отношениям с отцом, но главное место отведено любовной линии, которая до степени смешения сходна с романтической фабулой оруэлловского «1984». Возлюбленная главного героя — студентка факультета поэзии Хиликс — не только красива, но и чересчур умна. Вообще, все персонажи романа получились рельефными, запоминающимися и яркими, даже эпизодическим характерам-функциям автор старался придать личностные черты.

Очень хорошо показано извечное противостояние физиков и лириков, постепенный процесс перехода главного героя из одной категории в другую. Авторский язык легок и поэтичен, описания чувств главного героя, фонов и интерьера зачастую настраивают на возвышенный лад, также в тексте много цитат из классической англо-американской поэзии. Автор одновременно искусно владеет и сухой и точной манерой выражения ученых, и романтичным слогом гуманитариев — это умение он использует часто и к месту. Удалось показать зарождение чувственной любви между мужчиной и женщиной в мире, который давно забыл о существовании этого понятия, где умение чувствовать и сопереживать официально признано атавизмом, а дар новой жизни может караться строже убийства.

Отдельные части в романе не выделяются, но условно можно выделить первую, самую объемную долю романа, представляющую собой антиутопию. Здесь самым ярким моментом является описание судебного процесса — очень пространное и с массой подробностей, но нисколько не скучное, напротив именно с этого фрагмента я понял, что по-настоящему увлекся книгой, здесь в полной мере чувствуется кафкианская атмосфера зла и абсурда. Перед нами описания досудебных встреч с присяжными, и яркая речь адвоката и жуткое напряжение, когда судьба обвиняемого висит на волоске и даже может решиться оправдательным вердиктом — по степени лицемерия, лжи, пренебрежения человеческим достоинством этот трибунал сочетает в себе черты средневековой инквизиции, сталинских репрессий и нюрнбергских обвинительных процессов, окончательно дискредитировавших институт международного публичного права.

Действие второй, опять же условно, части романа переносит нас на планету-тюрьму с говорящим названием Ад. С этого момента произведение приобретает больше сходства с трилогией Г. Гаррисона «К звёздам!», где после антиутопической первой части протагонист отправляется в ссылку на планетарную каторгу. С этого места автор начинает сминать ткань повествования, по-хорошему для воплощения замысла нужно было избрать формат дилогии, в рамки одного тома всё вместить нереально, завершение ожидаемо получилось смазанным. Тем не менее, компенсирует эту оплошность перед читателем автор тем, что вводит в произведение неожиданные повороты и сюжетные ходы. Если Г. Гаррисон решил финал своей трилогии в жанре приключенческого боевика, то Бойд избрал довольно оригинальное решение, предложив нам в финале хронофантастику, но, опуская подробности, сразу поставил читателя пред эпилогом.

Несмотря на ряд общих недочетов, наличие логических нестыковок и скомканный финал перед нами великолепный образец антиутопии — подробный и красочный мир, реальные и запоминающиеся герои, неожиданные повороты сюжета и вскрытие религиозно-политической проблематики на грани фола — я считаю, что этот роман станет прекрасным открытием для всех любителей антиутопий, Оруэлла с вершины пьедестала ему не потеснить, конечно, но занять место где-то поблизости Дж. Бойду вполне по силам.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Джон Бойд «Опылители Эдема»

bvelvet, 31 июля 2010 г. 13:13

Мир, в котором происходит действие, рядом деталей напоминает о первом романе Бойда (жесткая регламентация деторождения и социального статуса, зашоренность обывателей), но сюжет совершенно иной, хотя по-прежнему связан с сексуальными проблемами землян и не землян. Планета Цветов становится не только источником опасности, таящейся в коллективном разуме, но и приносит гармонию в существование четы биологов. Главная героиня — женщина; автор наблюдает ее чувственное пробуждение, которое завершается парадоксально. Тайны Флоры будут разгаданы, и теория любви цветов чем-то напоминает о хиппи. Однако обилие биологических комментариев и античный подтекст делают наслаждение текстом невозможным. В романе все продумано до мелочей, и творчеству читателя места не остается. Хотя «эротические» эпизоды и философские выкладки напоминают романы Ф. Херберта, и уже это может заинтересовать.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

bvelvet, 31 июля 2010 г. 13:12

Эталонная антиутопия о регламентации численности и классового состава населения под пером Бойда из гротеска обращается в притчу. Герой — неортодоксальный математик, усомнившись в целесообразности Системы, углубляется в своего рода расследование: что же изменило историю и кем были всеми признанные герои. Сцены суда над этим нонконформистом — едва ли не сильнейшее место в книге. Четверо присяжных — психолог, священник, математик и социолог — предлагают свои версии, которые изначально ложны. Герой признан виновным и... Дальше нас ждет еще несколько концептуальных переворотов.

Заключительная часть несколько скомкана (из предисловия понятно — почему), но в целом впечатление очень сильное. Многие темы новой волны обыграны не без экстремизма, корректно и уверенно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джон Бойд «Повесы небес»

dobriy_doktor, 12 апреля 2009 г. 16:12

Роман Д. Бойда весьма оригинальное произведение, о мире, в котором земляне с целью порабощения инопланетных цивилизаций, находящихся на более низком уровне технического развития выставляют в качестве критерия их разумности и равноправия с землянами половые привычки и христианские нравственные нормы. Что есть вполне прозрачная аллегория на политику Запада по отношению к мусульманскому миру. Сюжет романа строится вокруг двух звездолетчиков — протестанта и евангелиста, которые решают помочь обнаруженой ими гуманоидной расе, привив им христианскую половую мораль и нравственность. Хотя идея подойдет и к студенческой комедии, в романе она реализована в мрачных тонах с глубоким моральным осмыслением происходящего.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»

С.Соболев, 11 февраля 2009 г. 15:15

Надо сказать, что Джон Бойд, хотя и проходит по ведомству НФ, является, наравне с Тинто Брассом и Ф.Фармером, эдаким маркизом де Садом ХХ века, оригинально и с неизменным юмором решая проблемы секса, эротики и религии в тоталитарных, демократических и анархических моделях будущего.

Необходимое добавление: перевод 1996 года выхолощен, лучше ищите книжку 1992 года выпуска в переводе С.Иванова.

Оценка: 10
⇑ Наверх