Айзек Азимов отзывы

Все отзывы на произведения Айзека Азимова (Isaac Asimov)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 3912

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 75 76 77 78 79   (+10)»   (+25)»»

«На пути к Академии»
–  [ 1 ]  +

mushi1986, 22 мая 2024 г. в 13:43

«На пути к академии» — очень печальная книга, и, если обратить внимание на год написания книги, все становится на свои места — это последний роман Азимова. Это его прощание с читателями и завершение всего цикла о Галактической истории. В этой книге он подводит черту всему своему творчеству, в последний раз увязывая все сюжетные линии и оставляя нам огромную и масштабную космическую эпопею — настоящую историю будущего.

События в книги охватывают отдельные эпизоды в рамках достаточно большого периода времени. Но эти точки, с одной стороны, являются ключевыми в процессе создания психоистории, а с другой — очень ярко показывают состояние автора Проекта в каждый из периодов времени. И, как это часто бывает у Азимова, много внимания уделено обществу в целом. На то и рассчитана психоистория: поведение каждого индивидуума непредсказуемо, а вот поведение больших групп гораздо лучше поддается прогнозированию, что очень актуально в современном мире.

Отдельно интересно восприятие психоистории обывателями и перенос эмоций от негативных прогнозов на того, кто их делает. А также попытки правительства поставить ее себе на службу.

В этой части в игру вступает противник Демерзеля — Джо-Джо Джоранум, который хочет занять место премьер-министра. Это Джоранум хочет привлечь Селдона на свою сторону. Но это только первая глава. В Империи 25 миллионов миров, но это никак не ощущается и даже сложно поверить в такую огромную цифру. В книге есть столица Трентон и упоминаются знакомые нам Микоген, Даль и некоторые другие. Но огромный мир Империи тут не чувствуется. Просто как будто страна, в которой в роли городов выступают планеты. В главах мы видим, как протекает жизнь Селдона. Ему 40, потом 50, 60, 70, 80. Мир меняется, жизнь меняется, но не меняется только надежда и вера в психоисторию. В самом начале главы даётся некий спойлер о дальнейших событиях. Главы хоть и связаны, но имеют вполне законченную смысловую часть.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что я ощущаю моральное удовольствие просто от того, что читаю эту книгу. Она как будто имеет огромную внутреннюю силу, которой делится со мной, когда я её читаю. Сюжетных ходов и поворотов тут предостаточно. Многие очень неожиданны и интересны. Некоторые моменты кажутся натянутыми, неестественными, притянутыми за уши. Азимому было нужно подвести сюжет к первой книге основной трилогии. Он не мог свободно развивать события. Ещё тяжелее воспринимается то, что часть книги Азимов писал уже больной, а часть просто не успел закончить. Но книга всё равно интересная и я обязательно буду читать эту серию дальше.

Итого: прекрасная книга, которая не теряет своего шарма даже спустя 36 лет после написания. Рекомендую всем, ибо классику надо знать.

Оценка : 8
«Роботы зари»
–  [ 5 ]  +

Пта, 08 мая 2024 г. в 12:16

Айзек Айзимов, в своей непревзойденной манере, создал мир, где роботы не просто машины, но полноценные личности, способные вызвать глубокие эмоции у читателя.

Интеллектуальная глубина произведения поражает, а темы искусственного интеллекта и моральных дилемм, связанных с робототехникой, актуальны как никогда. Айзимов не только развлекает, но и заставляет задуматься о будущем человечества и технологий.

Сюжет романа захватывающий, а повествование – увлекательное и динамичное. Каждый новый поворот сюжета удерживает внимание читателя, а развитие персонажей – истинное искусство. «Роботы зари» – это не просто книга, это путешествие, которое остается с читателем надолго.

Стиль письма Айзимова великолепен. Он использует научные концепции для создания захватывающих историй, доступных для понимания широкой аудитории. Его способность объяснять сложные идеи простым языком – подлинный талант.

В целом, «Роботы зари» – это шедевр научной фантастики, который обязательно должен быть прочитан. Он заслуживает оценки 10 из 10 за свою оригинальность, глубину и способность вдохновлять на размышления о будущем нашего мира и роли технологий в нем.

Оценка : 10
«Логика»
–  [ 5 ]  +

vorpol, 06 мая 2024 г. в 04:33

По мере чтения смутно пришло осознание, что читал таки его в детстве, деталей сюжета не помнил, но пародоксальная концовка отложилась в памяти.

Рассказ отличный, но не шедевр, поэтому девятка.

== и самая важная часть отзыва почему рассказ мог быть издан в 1940х, но не сейчас, была удалена вахтерами-модераторами ==

Оценка : 9
«Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы»
–  [ 4 ]  +

strannik102, 04 мая 2024 г. в 06:00

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…

Эти известные популярные пушкинские строки в полной мере можно отнести и к этой книге. Точнее к тем мыслям, которые начинают суетиться и мелькать в читательской голове довольно скоро после начала чтения. Ибо некоторые из этих мыслей на самом деле являются для этого читателя поистине открытиями, а кое-какие и вообще парадоксами.


Чего скрывать, для многих людей Шекспир это, прежде всего «Гамлет» и «Ромео и Джульетта». Потом идут «Укрощение строптивой», «Макбет», «Отелло» «Король Лир» и прочие. А многие другие из разобранных Азимовым буквально по эпизодам, фразам и даже по отдельным словам пьес у читателя только где-то на краешке его читательского сознания.

И вот тут мы знакомимся уже с другим Шекспиром, немного неожиданным и совершенно точно чудесатым. К примеру, уже в первой половине книги я вдруг сформулировал для себя тезис, что Шекспир, по сути, является первым в литературе фантастом-историком, автором жанра «альтернативная история». Хотя до этого считал, что произведения великого Вильяма буквально пропитаны историей Англии, Шотландии, Дании, Франции, Италии и других европейских государств. Однако «вот что перо животворящее делает» — Шекспир в угоду сюжету свободно меняет возраст вполне исторических персонажей, сводя в одном месте и времени тех, кто фактически никак не мог находиться там именно в описываемое Шекспиром время: либо ещё не родился, либо по малолетству не проходит, либо, наоборот изрядно состарился, а то и вовсе уже почил в бозе. Это притом, что помимо исторических персон в его исторических пьесах действуют, причём порой далеко не на последних ролях, персонажи придуманные.

Вот и получается, что тот, кто задумает вдруг изучать ход исторических событий в средневековой Англии по пьесам Шекспира, может крепко заблудиться в этой мешанине реальных и придуманных событий и взаимосвязей между ними. Воистину говорят, что история это не то, что происходило на самом деле, а то, что и как нам о ней рассказывают. И чем авторитетней и популярней рассказчик, и чем краше и интереснее его рассказ, тем крепче он западает в память человека. И из истории рождаются легенды и мифы. А также пьесы. И конечно же есть варианты, когда история так или иначе переиначивается в угоду и по заказу…

Так что очередное спасибо Айзеку Азимову за ту порцию холодного отрезвляющего душа, которую он пролил на горячечную читательскую голову — великий фантаст сумел выступить на реальной исторической почве, к тому же не побоялся авторитета великого драматурга. Впрочем, на его авторитет Азимов вроде бы и не посягал, просто расставил точки на i.

Но нужно отметить и то, что читать эту не тоненькую книгу было иногда весьма скучно, особенно когда нам поясняли, кто там кому троюродная тётка четвероюродной бабушки и как это сказывается на статусе внучатого племянника, являющегося дядей будущего вероятного наследника. Всё-таки в этом смысле книга больше для шекспироведов и шекспирофилов.

Оценка : 8
«Айзек Азимов представляет великие научно-фантастические рассказы 1939»
–  [ 3 ]  +

Flame1691, 03 мая 2024 г. в 11:08

Преклоняюсь перед самоиронией Азимова, во-первых (за то, что сам указывает на своих вдохновителей). Во-вторых за выбор произведений для сборника — бриллианты, как на подбор. Я, выросший на классике 60-70 годов, был удивлен стилистическим разнообразием, спектром идей и писательским мастерством. Во многих рассказах увидел предтечу того, что позднее станет классикой фантастики. «Чёрный разрушитель» шедевр

Оценка : 10
«Прелюдия к Академии»
–  [ 3 ]  +

mushi1986, 23 апреля 2024 г. в 11:42

Руки долго не доходили до творчества Азимова, но время настало.

«Прелюдия к Академии» сюжетно-логически первая в объемной серии Академии (Основание), поэтому я решил начать изучать серию именно по сюжетному порядку, а не по хронологии написания великим автором.

Первое же впечатление книга производит очень позитивное — это яркие индивидуальные герои со своими чертами, которые сразу запоминаются и не дают вам запутаться, ведь как можно перепутать галактического императора, гения-математика и императорского советника, который является скорее не правой рукой, а самим мозгом императора. Такие герои сразу вызывают интерес к чтению, возникает желание узнать их судьбу, предначертанную автором.

Вторым ярким впечатлением становится эмоциональная наполненность диалогов, общение героев автором передается не просто как сухой текст на бумаге, а наполняется описаниями их эмоционального состояния, мыслей и действий, выдающих их ощущения.

Третье, мощное впечатление производят литературные описания мира далекого будущего, космоса, планет, космических станций и кораблей — это приносит мне массу удовольствия, заставляет мозг рисовать все это в своей фантазии как яркие картины и создает впечатление реального присутствия.

В этой книге вы найдете не много экшена, приключения, интриги, попытки политических переворотов и, конечно же роботов, человекоподобных и играющих важную роль. Все это вызывает непреодолимый интерес к чтению, порой невозможно оторваться. Я конечно же рекомендую эту книгу к прочтению.

Итого: нетленная классика, при чтение ловил себя на мысли, что, к сожалению, так уже не пишут.

Оценка : 8
«Конец Вечности»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 15 апреля 2024 г. в 21:28

Да, кажется, это лучший роман Азимова, что я пока читал (хотя не так уж много их было). И это ощущение возникало не сразу – оно все нарастало и нарастало, пока в финале не превратилась в полную уверенность. Идеальный баланс увлекательного сюжета, крепкой НФ идеи и серьезности этических проблем.

Темпоральная фантастика вещь, на мой взгляд, очень сложная. Упереться в избитые парадоксы и очевидные ходы тут легко. И здесь тоже использованы некоторые очевидные парадоксы. Но дело в том, как они встроены в общую историю, в общие черты оригинального четко прорисованного мира Вечности; то, как они окружены иными оригинальными идеями, вплоть до мелочей; то, как знание об этом мире расширяются и усложняются, и некоторые из этих открытий имеют неожиданный переворачивающий все характер.

Таков и весь сюжет – он полон неожиданностей и кардинальных поворотов. В какой-то момент интрига его становится практически детективной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(а концовка и вовсе в духе триллера, когда «преступник всё время был на виду»)
– постоянное напряжение, умело подкрученное экскурсами в прошлое героя, хранящее в себе некий опасный план; неожиданные события и повороты, напряженная работа ума (а как шикарно было нахождение причины по следствию!), нарастание масштаба – от личного до судьбы всего человечества. Даже в самом постепенном раскрытии понятия Вечность (организации Вечность – её технической и социальной стороны) постоянно было что-то затягивающее, интригующее. А вещи, о которых говориться вскользь, в конце концов, приобретали решающее значение – вот что значит умелое распределение текста!

Интересен главный герой. Нет, он не самый симпатичный герой литературы, но это тот случай, когда его самомнение сходилось с большим умом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но в итоге давало чудовищные промахи, ставят героя в тяжелые положения, ломая его планы
– как не странно, от этого он был действительно чем-то симпатичен, за него переживалось и очень сильно.

И ведь это роман можно рассматривать не только как роман о «прогрессорстве»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о том, что «искусственное увеличение суммы человеческого счастья» это не есть добро, что это путь к тому тепленькому застывшему на одном уровне человечеству (я недавно читал «Возвращение со звезд» Лема, и в чем-то романы оказались созвучны),
но и как роман о Власти. Сотрудники Вечности обладают невероятной властью, они могут менять историю человечества, пусть и из лучших побуждений (и, кстати, разве возможно отказаться от всё большего «улучшения» мира, где ему будет конец? – вот еще одна моральная сторона вопроса) Но кто они? Все те же люди, со своими слабостями и эгоистическими личными мотивами. Они нарушают собственные законы, «подсиживают» вышестоящих и т.д.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот и герой из эгоистичных романических (его любовь временами тоже подвержена сомнениям и переворотам – это ведь не легкая история о том, что любовь важнее всего мира, хотя для героя это именно так), из чувства власти над обстоятельствами, несколько раз делает неверные выводы, ставит под угрозу и себя и всю Вечность.
Люди у власти – все еще люди. А если власть столь масштабна? Человечно ли брать на себя такую власть? И разве она сама по себе, рано или поздно, не приведет к катастрофе?

Увлекательный сюжет, одно из первых развитий темы хронопарадоксов, этический разбора темы прогрессорства (это не совсем то прогрессорство, что использовали Стругацкие, но очень близкое – и задолго до них). Кстати, та самая реальность, меняемая вечными, в каком-то смысле приобретает черты мира виртуального (искусственного и постоянно меняющегося под действиями «операторов») – получается практически киберпанк, да.

Серьезная и увлекательная научная фантастика. В какой-то момент я даже понял, что именно такой я и люблю её в первую очередь.

Оценка : 10
«Поход на врага»
–  [ 2 ]  +

igor14, 15 апреля 2024 г. в 04:08

По странному капризу судьбы этот 27-й, самый ПОСЛЕДНИЙ*, рассказ из популярного авторского цикла о демоне-инопланетянине Азазеле оказался наиболее интересным & забавным во всей серии.

(предпоследний – «Критик, как очаг культуры» (1992) – тоже необычайно хорОш, но всё-таки слегка уступает как в остроте юмора, так и по глубине замысла…)

Завязка сюжета: бывший сокурсник главного героя цикла – завзятого тунеядца и неудачливого авантюриста – также не блещет особыми достоинствами и ярко выраженными талантами. Однако, при случайной встрече старых приятелей в баре (а где же ещё?! (ха-ха-ха)), он демонстрирует все признаки завидного преуспевания. Как выясняется, данный субъект занимает в крупной фирме должность вице-президента по вопросам... корпоративного энтузиазма (!!). А промышляет он исключительно сочинением вдохновляющих песен, призванных пробудить у многочисленных работников духа гордости и беззаветной преданности как самой корпорации, так и её хозяевам…

Восхитительно смешная и увлекательная история!

Главный серийный герой при помощи магии Азазеля столь эффективно помогает своему знакомцу в достижении вершин успеха, что громадный коллектив бизнес-фирмы – все как один (!!) – забывает о собственных нуждах, скромных зарплатах и разного рода социальных правах. Главным в жизни становится чувство лояльности и даже – всеобъемлющей любви к малосимпатичным хозяевам-эксплуататорам, утопающим в роскоши благодаря присвоению львиной части прибылей корпорации.

Что характерно: глобальный кризис капитализма был очевиден очень многим на Западе на рубеже 80/90-х гг. прошлого века. Об этом много писали и в иностранной, и в нашей прессе... И Азимов, судя по всему, придерживался сходных взглядов.

Если бы не распад СССР и возглавляемого им соцсодружества, происходящее ныне деструктивное бурление в так называемых «развитых странах» почти наверняка состоялось бы 25-30 лет назад… А так они до поры до времени «питались трупом» самоликвидировавшегося врага (безо всякого похода на него, к слову говоря!), осваивая новые рынки и территории.

Ну, поглядим, что всех нас ждёт в самом ближайшем будущем!

------------------------------------------------------ ------------------------------------

* кстати, вовсе не исключено, что сей образчик короткой прозы – ВООБЩЕ самый последний из написанного АА. Всё остальное, что публиковалось после его смерти в апреле 1992 г., было взято наследниками из писательского архива, а потому имеются обоснованные сомнения в датировке их создания. В данном же случае всё предельно ясно: предшествующие рассказы цикла печатались автором в собственном научно-фантастическом журнале практически сразу после окончательной редактуры...

Оценка : 7
«Конец Вечности»
–  [ 6 ]  +

Elentirmo, 13 апреля 2024 г. в 21:16

Однозначно, одно из величайших произведений у Азимова. Причем в русском переводе читать лучше Измайлова, который почему-то издавался всего один раз. Литературно он ни чем не хуже многократно издаваемого классического Эстрина, но ближе к передаче имен оригинала и полнее. У Эстрина кое-что выброшено. Именно эти купюры, зачастую совсем маленькие, особенно в конце, озадачивали меня, когда я впервые читал и перечитывал роман. И только Измайлов дал полную картину.

Очень глубокое произведение, со всеми парадоксами и причинами-следствиями путешествий по времени. Тема раскрыта полностью. Рекомендуется всем. Я читал роман раз десять точно. И не устаю перечитывать.

Оценка : 10
«Конец Вечности»
–  [ 4 ]  +

Hayabusa, 30 марта 2024 г. в 09:50

Классика хронопутешествий и хронопародксов. Первая — «Машина времени» Уэллса, из последнего — пенталогия Асануддина «Проект «Расселина»». Работе Азимова дал высшую оценку. Перекраивание временных линий — нелёгкая работа, которой сопутствуют бюрократия, подковёрные игры, засланные «кроты», и прочие атрибуты тайной организации. Тем не менее, что при Уэллсе, что сейчас, мы всё так же далеки от понимания природы времени, не говоря о том как через него путешествовать.

Оценка : 10
«Конец Вечности»
–  [ 3 ]  +

Yozek, 24 марта 2024 г. в 16:38

Коротко: масштаб истории человечества и его возможная судьба — вот, что главное в этом романе. Хотелось больше узнать о межвременной торговле, о космических исследованиях и почему их бросали, о конечной цели вечности. Концовка отвечает на часть вопросов и точно добавляет один балл к оценке. И даже неприятный главный герой не портит послевкусия. Твёрдая девятка.

Оценка : 9
«Конец Вечности»
–  [ 2 ]  +

wonder.stasy, 17 марта 2024 г. в 01:00

Небольшой, но прекрасный роман отца-основателя фантастики.

Слушала книгу в аудио в исполнении Всеволода Кузнецова, и это отдельный виток удовольствия.

«Конец вечности» повествует о горстке специально обученных наблюдателей — жителей безвременья, которые следят за всеми важными событиями истории, чтобы поддерживать баланс вселенных.

Кто читал дилогию Илион-Олимп Симмонса, наверняка увидел нечто общее между этими произведениями. Люблю тему истории, временных аномалий и путешествий — здесь всё это есть, и даже больше, а точнее глубже.

Фантастика зачастую перекликается с философией, и «Конец вечности» не является исключением.

Продвигаясь по тексту, я успела выстроить несколько вероятностей этого «конца». Каждая цепочка событий вызывала фейерверк и ни одна из них не подтвердилась))

При этом автор сумел меня удивить. Ружье стреляет внезапно и несколько раз.

Слегка обескураженная, но довольная поставила 9 звёзд. Рекомендую!

Оценка : 9
«Как потерялся робот»
–  [ 2 ]  +

Kalibree_say, 13 марта 2024 г. в 17:50

Рассказ исключительно на логику: как среди шестидесяти трёх абсолютно одинаковых роботов с «модифицированным» Первым законом роботехники того, кто отличается мышлением?

Читал и сам думал параллельно: действительно, а как его вычислить? Идея была одна, но как оказалась она глупая и автор придумывал получше.

Оценка : 9
«Лжец!»
–  [ 3 ]  +

Kalibree_say, 10 марта 2024 г. в 17:36

Остроумный рассказ, но немного печальный. С одной стороны он демонстрирует проблему в «Трёх законах», что как бы хорошо.

Но вот с другой. Волей не волей, человек сам так сделал и потом за ошибку почему-то решил, что т.н. «Лжец» не он – а робот. Не люблю такое, когда роботов именно эксплуатируют, не считаются как-то с ними – в общем, по всякому ущемляют, скажем так. И здесь есть это.

Отлично, что Азимов показал эту черту человеческого характера, причём не на каких-то простых людях, а на самих создателях роботов – ставки удвоенные, как вы понимаете.

Оценка : 9
«Мое имя пишется через «С»
–  [ 1 ]  +

Дочь Самурая, 26 февраля 2024 г. в 13:39

А ведь финал-то жутенький. Такой неожиданный перевертыш при казалось бы отличном хеппи-энде. В первый раз спорили, что спасут землю от ядерной войны минимальным изменением, а второй раз спорят наоборот, что все вернется к прежнему положению. И тут очень глубоко копнул автор. Что определяет нашу жизнь? Буква в фамилии, случайные совпадения? Некая причинно-следственная связь?

Хороший рассказ, твердая десятка.

Оценка : 10
«Дэвид Старр, космический рейнджер»
–  [ 5 ]  +

lawyer.1979, 24 февраля 2024 г. в 22:05

Возможно, если бы я прочитал этот роман в детстве, а именно в конце восьмидесятых — начале девяностых годов прошлого века, то я, скорее всего, был бы восхищен лихими приключениями рыцаря без страха и упрека Дэвида Старра. Все-то ему удается легко и непринужденно — и в Совете Науки он становится полноправным членом сразу же после получения диплома; и аборигенов Марса он обнаружил первым несмотря на то, что планета была уже исследована и колонизирована человечеством задолго до прибытия на нее Дэвида; и глобальный заговор против всей нашей цивилизации распутал с пол пинка. В общем — «Молодец каких мало!». Но восхищен я был бы тогда, в детстве, а сейчас...

А сейчас я понимаю, что передо мной простое, даже можно сказать, примитивное произведение, в котором помимо приключений главного героя и роялей в кустах, расставленных в тех моментах повествования, где это необходимо автору, чтобы двигать сюжет, нет больше ничего. Персонажи романа прописаны поверхностно и не вызывают никаких эмоций, даже о самом Дэвиде Старре Азимов нам рассказывает крайне мало, мы узнаем лишь то, что его родители погибли от рук космических пиратов, и то, что в настоящий момент Дэвид состоит в Совете Науки, неком влиятельном институте власти, о котором нам тоже толком ничего не рассказывают.

То же самое касается и антуража романа — автор не удосужился рассказать своему читателю ни о своем видении будущего человечества, ни о политическом и социальном устройстве общества, да и описания Марса, где происходят события книги, скупы и поверхностны. Кроме того, само по себе расследование заговора, который угрожает человечеству тотальным голодом, проходит мимо читателя — главный герой получает факты, лепит из них доказательную базу и в последней главе вываливает нам на головы притянутое за уши решение задачки.

Итог: я бы охарактеризовал это произведение как «комикс без иллюстраций для детей среднего школьного возраста», не ожидал столь пустого произведения от Грандмастера фантастики.

Оценка : 3
«Академия» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 23 февраля 2024 г. в 19:59

Не читал и не собираюсь читать фанфики и дополнения, поэтому оцениваю только книги самого Азимова. В принципе, это стандартная «Галактическия история будущего» — такие писали очень многие авторы и у Азимова далеко-далеко не самая неудачная версия. В ней, во всяком случае, есть своя «фишка» хотя бы в начале — грандиозный «план Сэлдона», который после оригинальной трилогии явно стал костылём и, думаю, сам Азимов в него уже не верил.

Что парадоксально — мне больше всего понравилась, пожалуй, дилогия приквелов. Она в некоторой степени освободила автора от оков предопределённости и позволила более подробно раскрыть, что же всё таки представлял из себя Сэлдон и его психоистория. Объективно же, думаю, лучшей частью является финальная «Академия и Земля», хоть она и оставляет после себя просто море сюжетных дыр и белых пятен.

P.S. Если проигнорировать полное отсутствие ксеносов и списать это на всякое разное, то это будет почти идеальный приквел Warhammera). Всё же вселенная молота войны — это космический постапокалипсис, где уцелели едва ли 5-6% от 25-30 миллионов обитаемых миров времён Золотой Эры технологий, а все остальные были сожжены чудовищным оружием в бесконечных войнах. Впрочем, друг уже сказал, что это у меня просто вархаммер головного мозга и я его уже всюду вижу.

Оценка : 8
«Академия и Земля»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 23 февраля 2024 г. в 12:50

Парадоксально, что в лучшей книге из цикла об «Основании» практически нет этой самой «Основаня-академии» и психоистории Сэлдона. Это и плохо, и хорошо — с одной стороны, книга избавилась от «процедуального» характера первой трилогии, «Академия и Земля» связная полноценная история. С другой — серия лишилась своей фирменной отличительной черты и стала обычным приключением, пусть даже очень умным и интересным. Что важней — пусть каждый решает сам для себя. От себя отмечу ещё только эмоциональную, хоть и омерзительную для меня концовку — подобные идеи предопределённости и единого разума для меня неприемлемы.

Оценка : 8
«Край Академии»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 11 февраля 2024 г. в 03:19

Намного более сильное и крепкое произведение, чем оригинальная трилогия. Хотя бы потому, что это не процедуал, а связная и законченная история, у которой есть начало и конец. Противостояние Первой и Второй Академии подходит к финалу, а обе организации, представляющие из себя диаметрально противоположные подходы к пониманию прогресса и властвования. Вполне могу понять как и тех, кто симпатизирует технарям-имперцам, так и манипуляторам-политиканам-телепатам. Приключения тоже в меру бодрые и интересные. Напрягает и разочаровывает только финал — он просто ни о чём. Зато теперь я понимаю, чем вдохновлялись сценаристы Mass Effect 3, когда сочиняли самый бездарный и никчёмный финал в истории компьютерных игр, который обесценивал все достижения и действия игрока и человечества в целом.

Оценка : 8
«Вторая Академия»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 05 февраля 2024 г. в 15:42

Очередную обрыдшую историю про тайные всемогущие околомасонские сообщества могу простить только потому, что книге больше семидесяти лет и тогда такой сюжетный ход ещё не был настолько омерзительно затасканным. А так мне даже нечего больше толком сказать про завершение трилогии. Думаю, Азимов изначально и задумывал его как потенциально бесконечный сериал хоть на пару десятков частей, в которых разные поколения «академиков» преодолевают разлиные кризисы и идут дальше по тысячелетнему плану. Вообще в своём отзыве на первую книгу я писал, что она фактически без «финала» и не могу судить о её сюжете. Ничего не изменилось — третья книга тоже без финала, это очередная серия процедуала. После третьей книги уже через пару лет легко могла выйти четвёртая, а там пятая и так далее — уж не знаю, почему к продолжению автор вернулся только через тридцать лет.

Но в целом грех придираться — это хорошая приключенческая книга без особо глубоких идей, но неглупая и с очень интересными приключениями. Повторюсь, что разочаровает только странный исход последней части и пошлейшее объяснение сути Второй Академии.

Оценка : 8
«Академия и Империя»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 05 февраля 2024 г. в 14:25

Идентичное, только более масштабное продолжение первой части. Серьёзно, всё, что написано про первую книгу относится и ко второй. Разве что характеры стали чуть глубже и проработанней за счёт большего объёма при меньшем количестве историй — появилась прямая возможность сконцентрироваться на конкретных персонажах. Да и антагонисты вышли гораздо интересней — вполне можно сопереживать и симпатизировать как патриотично-наивному имперскому вояке, который явно ошибся с эпохой, так и Мулу. Он вообще нетипичный и харизматичный «злодей», и я абсолютно уверен, что многие, и я в том числе, болели именно за него, даже жаль, что так уж всё сложилось, но это мои личные симпатии и категорическое неприятие доктрин предопределённости.

Оценка : 8
«Ленни»
–  [ 3 ]  +

ozor, 04 февраля 2024 г. в 20:59

Прекрасный рассказ, как и все о роботах. Но меня удивило другое: народ классифицировал события в рассказе, как «Далекое будущее». Возможно, уже при нашей жизни роботы будут использованы для добычи полезных ископаемых вне Земли. Что касается обучения роботов, оно уже давно перешагнуло рамки рассказа.

Оценка : 10
«Академия»
–  [ 9 ]  +

Тимолеонт, 30 января 2024 г. в 19:05

Вполне себе добротная и неглупая фантастика. Естественно, что психоистория — это практически магия, никак не могу поверить, что даже самая совершенная система и компьютер могли бы досконально просчитать и спрогнозировать будущее на тысячелетия вперёд. Ну хотя бы тупо потому, что оно неспособно учесть «фактор личности». Те же самые монгольские завоевания 13го века были бы невозможны без личности Чингисхана, гениального для своего времени полководца и организатора. Помри он в младенчестве — монгольской империи не сложилось бы вовсе, или она обладала бы на порядок меньшим размахом и затерялась бы на страницах истории среди десятков других позабытых мелких кочевий, которые столетиями поочереди подкатывали к границам русских и прочих земель. Но как фантастическое допущение психоистория вполне хороша — выдвигать к ней всерьёз претензии, это всё равно что под любой хронооперой извергаться тирадой о причинно-следственных связях и невозможности путешествий во времени. Спасибо, мы в курсе, что читаем фантастику.

Сюжет же... ну, он есть. Разные поколения жителей Терминуса на протяжении столетий проводят своё крохотное государство через череду кризисов-испытаний. В которых, к слову, психоистория фактически не фигурирует — она существует лишь фоном, как бы оправдывая уверенность в том, что героям удастся пройти любые испытания. А по факту нам остаются неплохие, но достаточно стандартные для фантастики повести. Даже в совокупности из них не складывается единой завершённой истории — финал предельно открыт и самодостаточной «Академия» не является, поэтому я и в целом не могу вынести общее суждение о качестве и уровне сюжета.

Зато меня крайне удивили комментарии. Честно, у меня ощущение, что многим просто хотелось показать, какие они бунтари беспристрастные и как они жёстко бичуют и критикуют саму «Академию» Азимова! Ну вот персонажи здесь — да, они функции. Роман состоит из четырёх повестей — в каждой разные ГГ. Кто-то рассчитывал на психологизм уровня Достоевского? Серьёзно? Лукин, конечно, молодец со своими цитатами, но кто сказал, что каждый писатель должен следовать его заветам? Литература — она такая, пусть авторы пишут, что сочтут нужным, а читатель сам разберётся, что является литературой. Некоторые, кажется, книгу вообще известным местом прочитали или чисто краткий пересказ просмотрели через строчку по диагонали. Тут есть те, кто всерьёз считает, что википедия — это полноценная академическая энциклопедия. Ну-ну, успехов по её заветам собрать хотя бы простенький двигатель или микропроцессор. Мне показалось, было очевидно, что Азимов имел в виду нечто вроде ваховских СШК (стандартных шаблонных конструкций) — предельно ясных и чётких инструкций, что помогли бы даже в самых диких и варварских условиях разобраться и собрать даже самые сложные штуки.

Или какова прямая параллель Академии со средневековыми монастырями? Тут мне казалось, что автор отзыва тупо угорает... Во-первых, монастыри не были, блин, оплотом инженерной и технологической мысли. Там тупо хранились и велись летописи и древние записи, которые нередко сжигались. Во-вторых, я, чёрт подери, не знаю, как это можно было не заметить, что Академия поддерживала цивилизацию вокруг себя не хранением знаний, а распространением и торговлей технологий, вплоть до ядерных реакторов, а так же постоянными новыми исследованиями и открытиями. Один в один средневековый католический монастырь, да? Ну или те умники, которые с высоты своей гениальности, поучают доктора наук Азимова. Они действительно не понимают, что любая развитая технология требует крайне сложных производственных цепочек? И чем выше технологии — тем уязвимее цепочка. Без простеньких «примитивных» шарикоподшипников не будет никаких космических кораблей. При потере технологии выработки урана уже через несколько лет встанут все АЭС и т.д. Не нужно никаких варваров для падения цивилизации, достаточно нарушить производственную кооперацию и запустить высшее образование — Азимов же, блин, как попугай здесь твердит, что наука веками топталась в Империи на месте, а уровень образования падал.

Позабавила ещё претензия, что учёные на Терминусе монархию не построили. Во-первых, а должны были? Прочитайте хоть немного историю, сейчас даже в школьных пособиях по обществознанию прямо пишут, что в древности Имперская-монархическая модель государственности спокойно сочеталась с местной автономией. И подданные Римской Империи где-нибудь в Испании спокойно выбирали себе магистратов, а подчинённые персидскому царю греческие полисы Малой Азии были вполне себе демократическими в своих узких рамках. Во-вторых, вроде бы каждый, кто прочитал книгу не в кратком изложении в курсе, что большую часть истории Академии никакой демократией там толком и не пахло, а власть регулярно захватывали и свергали отнюдь не демократическими методами.

А ведь ещё умудряются и предельно странные аналогии с СССР проводить... Как говорится, «приплетаю совок». Ну опять же — Вы книгу каким местом читали?? Кто «все» хочет восстановления Империи? Да половина действующих персонажей прямо говорит, что в гробу её видали и они самозабвенно пилят свои крохотные империи, как и сам Терминус.

В общем, комментаторы многие вводят меня просто в ужас... Я с такой жестью в последний раз сталкивался при написании отзыва к последней книге Аберкромби, в которой он прямо пишет, что войско устало, деморализовано и неспособно сражаться, а в отзывах всё равно нашлись сверхразумы, которые умудрились это не заметить и выдвигали претензии, мол, почему это войско не осадило крупный город с мощнейшей фортификацией и большим, мотивированным гарнизоном?

Оценка : 8
«На пути к Академии»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 21 января 2024 г. в 14:49

А ведь Сэлдон здесь и не то, чтобы главный герой! Конечно, повествование вращается вокруг его личности, но концентрируется на других персонажах, показывая историю их глазами. Основатель психоистории должен преодолеть ещё немало испытаний, прежде, чем его разработки станут вменяемой прикладной наукой и действительно смогут помочь в предотвращении новых Тёмных Веков. Несколько серьёзных кризисов на протяжении десятилетий ставят его работу под угрозу — от фанатичных заговорщиков и просто до тупых и скупых богачей, не желающих связываться с «сомнительной» личностью. К счастью, вокруг Сэлдона есть семья, друзья и люди, которые просто верят в него. Это очень эмоциональная и душевная история про людей долга, которые действительно служат своему делу и долгу.

Оценка : 9
«Часы, по которым мы живём. От солнечных часов до лунного календаря»
–  [ 0 ]  +

Jevgeny, 16 января 2024 г. в 22:22

Хорошая научно-популярная книга. Перевод подкачал довольно сильно. Правда, читал на тему хронологии научно-популярные вещи не хуже, если не лучше (Полак-Время и календарь, Буткевич-Вечные календари, Володомонов-Календарь прошлое, настоящее и будущее, Куликов-Нить времени)

Очень сильно подводит перевод

Оценка : 7
«Прелюдия к Академии»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 14 января 2024 г. в 16:49

После очень долгих сомнений, я всё же решился начать легендарный и многократно рекомендуемый мне цикл с приквелов, а не основной трилогии. Ошибкой это было или удачей — покажет дальнейшее прочтение. Первым же романом более чем доволен — это классика в лучшем смысле слова. Молодой многообещающий учёный проходит стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия, но в итоге, спойлер-спойлер, всё же начинает разработку своей психоистории. И хоть роман сдобрен хорошей порцией приключений и долей экшена, здесь прекрасно показана и работа учёного — без подробностей, конечно, всё же это не документалка. Сомнения, попытки нащупать дальнейший вектор работы, давление «начальства» и поддержка друзей, с которыми тоже не всё так просто. Присутствуют интересные спутники и даже пара внезапных сюжетных поворотов.

А ещё здесь удалось описание Трантора — невообразимо огромная планета, населённая сорока миллиардами человек, которые принципиально отличаются друг от друга по обычаям, культуре, мировоззрению и образу жизни. Правильно подмечено, что соседи по секторам могут отличаться друг от друга больше, чем жители разных планет.

Оценка : 8
«Роботы и Империя»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 08 января 2024 г. в 13:45

Роман имеет явно функциональный акцент — прежде всего он является связующим звеном между циклом о напарниках-детективах и циклом про Академию. А если учесть, что детективный цикл — это логичное и неотъемлемое продолжение рассказов о роботах, то вот вам и грандиозная Галактическая история.

С одной стороны — жаль, ибо ставка на функцию связующего звена лишает этот роман привычных для читателя признаков принадлежности к циклу «Детектив Элайдж Бейли и Р. Дэниел Оливо» — во-первых, Элайдж Бейли в романе представлен лишь в виде воспоминаний о нём, во-вторых, и это главное, роман ни в коей мере не является детективом. А жаль, лично мне бы хотелось прочитать ещё одну книжку о приключениях великолепных напарников.

С другой стороны, введение Нулевого закона роботехники и связанные с ним проблемы вполне можно считать сочной вишенкой на финальном торте цикла о роботах. Особо запомнились ёмкие социально-философские диалоги двух роботов, взявшихся за решение проблем человечества в то время, как само человечество погрязло в сиюминутных интригах и политиканстве.

В общем и целом, думаю, можно считать, что автор в ходе написания цикла «вырос» из детектива, ему стало тесно в рамках жанра, поставленные задачи нужно было решать уже на субстрате космооперы, что в итоге и было реализовано.

Со всеми роялями, выскакивающими из кустов. На которые лично я, если честно, не особо обращал внимание, поскольку был больше заинтересован развитием мысли двух роботов-философов — этот образ по-настоящему меня покорил.

Оценка : 9
«Роботы зари»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 04 января 2024 г. в 19:13

И вновь Элайдж Бейли распутывает туго запутанный клубок обстоятельств, и вновь вытряхивает из шкафов толпы запылившихся скелетов, и вновь великолепные напарники — на коне, а преступников... отпускают с миром. Но мы-то знаем, что на то есть особые обстоятельства, ведь пожертвовав малое, Элайдж Бейли выигрывает много большее — право Земли на прекрасное далёко.

Роман изрядно затянут — первую половину читать довольно скучно. Впрочем, именно тут автор раскидал множество мелких, незначительных с виду обстоятельств, которые впоследствии сыграют важную роль. Роман изрядно шокирует обилием «взрослого контента» — честно говоря, от Азимова я таких подробностей не ожидал. Мир Авроры, как и мир Солярии из предыдущего романа — ну, не сказать чтобы прям уж так складен и гармоничен, не всегда веришь, что подобное общество жизнеспособно и реалистично.

Но на всё это стоит закрыть глаза ради финального разговора Элайджа Бейли и Р. Жискара Ривентлова — вот это поворот!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безобидный тактичный скромняга допотопный робот вдруг оказывается серым кардиналом, решающим за людей, что для них благо, а что пойдёт во вред.

То ли ещё будет! Если меня правильно информировали, в следующем романе парочка роботов вообще изобретают Нулевой закон роботехники со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что, перед финалом есть смысл запастись попкорном.

Оценка : 9
«Последний вопрос»
–  [ -1 ]  +

Hostis, 02 января 2024 г. в 11:21

Вроде и классика фантастики, но все-равно как-то плоско. Все галактики у автора абсолютно одинаковые. Все законы физики, кроме энтропии, человечеству тоже удалось победить. Человечество расселилось по всей вселенной, не встретив цивилизаций других разумных существ, хотя в рассказе «Он приближается!» из того же цикла автор написал, что во вселенной уже куча других цивилизаций.

Оценка : 6
«Лжец!»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 22 декабря 2023 г. в 16:40

Рассказ, который заставляет серьёзно задуматься. Конечно, история с логической ямой-ловушкой, в которую попал разум несчастного робота, и интересна, и остроумна. Но главное в этом произведении, думается, не это.

Неожиданно оказалось, что те три Закона Роботехники, которые придумал уважаемый сэр Айзек Азимов, совершенно недостаточны для эффективного и безопасного функционирования роботов — слишком уж они общи. Возьмём, например, слово «вред» — вред ведь может быть разным: большим и маленьким, физическим и моральным, для одного человека, группы людей и всего общества, ну и т.д. А если придётся выбирать между несколькими вариантами «вреда», то как это сделать? А ещё ведь непременнейшим образом необходим блок разрешения логических противоречий, от одного из которых и пострадал бедный Эрни. В общем, не всё так просто, как видится с первого взгляда, и подумать здесь, бесспорно, есть над чем....

Оценка : 8
«Конец Вечности»
–  [ 1 ]  +

Ramzes, 18 декабря 2023 г. в 00:07

Маэстро конечно не мастер любовных линий, персонажи довольно плоские, самоназвание является таким себе спойлером, да и слог устарел. НО!

На память это одно из первых, если вообще не первое фантастическое произведение, в котором одним из основных сюжетов стал парадокс временной петли. Только лишь за одно это заслуживает своей порции внимания. Ну и рассуждения на тему развития цивилизации через преодоление тоже весьма интересны.

Единственно что в процессе чтения раздражали постоянные мысли о том, чем тут занимается служба безопасности, и почему в такой огромной корпорации ее просто нет 😂

Оценка : 8
«Конец Вечности»
–  [ 1 ]  +

seyfer, 15 декабря 2023 г. в 00:18

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему Харлан и Нойз не исчезли?

Харлан был взят из изменённой реальности, ему сказал об этом Вычислитель. Если Вечность исчезла, исчезли все изменённые реальности, значит Харлан никогда не родился.

Столетие 11134 Нойз тоже исчезло. Так же исчез Купер, вырванный из его Реальности вечностью, как и Харлан.

Следовательно Харлан и Нойз не могли просто остаться в 1932, они бы тоже исчезли.

Ладно ещё Нойз могла остаться, она из защищённых столетий, на нее не было изменений Вечности

Но Харлан был выбран среди аналогов, из измененной Вечностью реальности.

А если исчезла Вечность, то и он должен был, как и Купер.

«Академия и Земля»
–  [ 1 ]  +

dimasamid, 08 декабря 2023 г. в 15:13

Ох, как меня на фоне трилогии разогнал роман «Академия на краю гибели«! Просто невероятно! Остановиться смог только в конце романа «Академия и земля».

Очень много ставил на концовку, но в итоге Азимов меня сильно разочаровал там. Как он красиво написал роман, но зачем такой неинтересный конец?

Оценка : 8
«Рассказы о роботах» [Цикл]
–  [ 1 ]  +

vorpol, 30 ноября 2023 г. в 20:22

Во вселенной U.S.Robotics меня всегда напрягала одна вещь — автор произвольно установил 3 НЕПРЕЛОЖНЫХ закона робототехники, благодаря чему возникает множество противоречий, раскручивая которые Азимов создавал множественные сюжеты про роботов.

Подход весьма спорный, ибо налицо попытка втиснуть десять заповедей в позитрон. Все мы видим насколько точно человечество придерживается этих заповодей (идея на 10, реализация на 3). А ведь роботов программируют люди с совершенно разной мотивацией... А дефекты производства-отладки? А черный рынок и «параллельный импорт»?

В итоге вселенная азимовских роботов распространяется вширь и вдаль, но как по мне, остается двухмерной из-за мощного ограничения введенного самим же автором (one trick pony). При этом, ограничение развития роботов тремя законами является логическим противоречием концепции сингулярности. И как показали 80 лет прошедшие после создания U.S.R., мы стали гораздо ближе к миру сингулярности, чем к теплым лампово-позитронным роботам Азимова, то есть тестирование временем не выдерживается.

Оценка : 7
«Мир истории»
–  [ 1 ]  +

AlexVelS, 30 ноября 2023 г. в 14:08

Это не цельное произведение, а набор словарных статей. Своего рода энциклопедия.

Но как всегда у автора — познавательно, местами с юмором. Иногда, правда, хочется чуть более подробного объяснения, слишком уж короткие статьи. Особенно когда в основе понятия лежит действительно интересная история.

p.s. И да, не знаю почему в заголовок вынесено «мир истории», хотя произведение называется «Слова из истории» («Words from history», но не worlds :-))

Поправьте, пожалуйста.

Оценка : 8
«Ловушка для простаков»
–  [ 2 ]  +

vorpol, 27 ноября 2023 г. в 02:59

Повесть понравилась сюжетом (загадки иных миров) и подачей — довольно бодрое изложение фактов без столь модной ныне саморефлексии и слезно-сопливых истерик персонажей. Интрига развивалась в стиле лучших произведений Нортон, Булычева, Бестера, Шекли.

Что не «зашло» так это однобокость научной составляющей. Астрофизика и механика вращения планеты прописана мастерски. А вот с вычислительной техникой с демографией есть большие фактические проблемы. Действие происходит как минимум после 2750-го года, население должно перевалить за триллионы, если в день умирает больше миллиарда. Про первый тип воспроизводства в 1950-х Азимов не слышал? А ведь этим отметилась еще Римская империя (!). Читая про перфокарты и быстродействие в пять месяцев (!) начинаешь явно ощущать запах нафталина. Ведь тот же Шекли мог писать космофантастику практически без индикации года написания...

Оценка : 7
«Египтяне. От древней цивилизации до наших дней»
–  [ 5 ]  +

AlexVelS, 25 ноября 2023 г. в 17:07

Довольно быстрый, но очень интересный и познавательный экскурс по основным вехам истории Египта, написанный живым, приятным языком. Позволяет сложить в голове пазл по основным вехам.

Но подпорченный переводом и ужасными комментариями, идущими иногда в разрез с видением автора. Например, после восхищения автором гением египтян, построивших пирамиды, идёт комментарий с намёками на «предшествующие цивилизации».

Оценка : 9
«Вселенная. От плоской Земли к квазару»
–  [ 4 ]  +

AlexVelS, 25 ноября 2023 г. в 16:49

Прекрасная книга, если рассматривать её как ретроспективу исторических проблем/вопросов в астрономии и источник базовой информации. Живой язык, приятно и легко читается.

Но, конечно, уже немного устаревшая, ибо наука не стоит на месте. Было бы здорово иметь такую книгу с современными комментариями, сделанными профессиональными астрономами/физиками. С обновлёнными фотографиями я схемами.

Оценка : 9
«Обнажённое солнце»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 07 ноября 2023 г. в 20:20

Второе дело великолепного дуэта — детектива Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо. И вновь они, как говорится, распутали запутанную историю и поймали всех плохих парней. Здесь, правда, не обошлось без роковой красотки, но сути дела это не меняет.

И кстати говоря, как и в прошлый раз, они вновь отпускают непосредственного исполнителя на все четыре стороны, однако на то есть веские причины. Во-первых, так нередко поступали и их великие предшественники — Ш. Холмс и доктор Д. Ватсон. А во-вторых, мы-то знаем, что детективная составляющая для Азимова — это лишь форма, сосуд для более важного — социально-фантастического содержимого. А вот здесь, безусловно, есть над чем задуматься, ведь мир Солярии — это один из вариантов развития земного общества, модель общества добровольно самоизолированных, блестяще спрогнозированная Азимовым в далёких 50-х.

На этом о книге, пожалуй, всё: тут четыре страницы отзывов, многие из которых весьма объёмны, так что гнаться за оригинальностью — пустая затея. Отмечу лишь, что в процессе чтения я периодически отвлекался на то, чтобы отрывками просмотреть экранизацию 1978-го года — вот хоть убей, но есть что-то невыразимо очаровательное в советских телеспектаклях, в которых недостаток бюджета и, соответственно, спецэффектов с лихвой покрывался глубоким психологизмом и великолепной игрой актёров.

Оценка : 9
«Стальные пещеры»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 05 ноября 2023 г. в 20:49

Этот роман, как и другие приключения детектива Элайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо, в юности произвёл на меня сильнейшее впечатление. Три закона роботехники, яркая планетарная фантастика, социальные противоречия — и всё это в виде детектива. Что может быть прекраснее? Спасибо товарищу Азимову за нашу счастливую юность!

Прочитав «Стальные пещеры» сегодня, видишь, конечно, что не всё так гладко, многие моменты вызывают недоумение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Р. Дэниел уверяет, что место убийства тщательно изучили, а потом выясняется, что стёкла от разбитых очков не обнаружили. Это ж важнейшая улика, нет?

Ну, и не только это, есть там ещё неточности и рояли из кустов. Но вы знаете, сегодня я как-то не особо заострял на этом внимания. Да, при чтении бросается в глаза, но как-то думаешь: ну и ладно, ничего страшного. Почему?

Возможно, потому, что тёплая ламповость. Да под рюмку ностальгии. Но мне всё же кажется — потому, что история в сам-деле вышла уж очень классная, здоровская — два офигенных чувака расследуют дело, и всё это — в водовороте событий, определяющих дальнейший путь человечества. На мой взгляд, главное в этой книге — не столько детали, сколько масштабность полотна, политические и социально-психологические реалии, да и характеры героев выписаны очень даже.

Оценка : 9
«Такой прекрасный день»
–  [ 0 ]  +

Дочь Самурая, 27 октября 2023 г. в 00:28

Я шла сегодня под снегом. Ветер в лицо, колкие снежинки, холодно, но до чего же классно. Бодрящий воздух, простор, ощущение жизни. Но мы правда все дальше от природы,и за последние лет 10 сделали огромный скачок. Инет стал такой дверью, заменяющей многое. И путешествия, и общение, да много чего. Радует, что Азимов не говорит о техническом прогрессе как о чем-то плохом. А всего лишь показывает двойственность его.

Мама отлично показана, все эти сомнения, терзания, и в тоже время всегда защита своего ребёнка — показаны отлично. Мальчик как-то немного в стороне, но к финалу раскрывается. Прочитано с удовольствием.

Оценка : 8
«Академия» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

FixedGrin, 26 октября 2023 г. в 02:46

С использованием заметок для Medium (https://shorturl.at/abkyJ + https://shorturl.at/aeEO6 + https://shorturl.at/otz67).

Айзек Азимов первоначально не планировал объединять свои миры романов об Академии/Галактической Империи и рассказов о роботах в единую историю будущего — то ли дурной пример Хайнлайна надоумил, то ли издатели уломали, то ли оба этих фактора сказались. Вероятно, лучше было б ему воздержаться от подобного шага, поскольку в процессе объединения исказилась первоначально заданная хронология (время действия первоначально было отнесено не на двадцать с лишним тысячелетий в будущее, а почти на пятьдесят), и, что еще предосудительнее,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
План Селдона оказался безнадежно дискредитирован,
а сам Азимов зашел после «Академии и Земли» в тупик, отчего и взялся за приквелы и интерквелы. Впрочем, способы выбраться из сюжетной ловушки есть, и несколько фанфиков по Азимову, действие которых продолжает либо весь канонический цикл, либо только классическую трилогию, весьма удачны, особенно «Резолюция Академий» («Foundations' Resolve») Коллингса. Ну а «Психоисторический кризис» Дональда Кингсбери (игнорирующий работы Азимова по этой вселенной, кроме первой трилогии об Академии и повестей о ранней Империи) явно превосходит всё, написанное классиком после тридцатилетнего перерыва, да и киноверсию от Amazon. Однако правообладателями он не был санкционирован (чем Кингсбери, впрочем, блестяще воспользовался, придав книге элементы интеллектуальной игры — а ну-ка догадайтесь, какие персонажи и локации заблюрены масками разной степени прозрачности?), так что официальным мостиком между циклами о роботах/космонитах и психоисториках/менталиках остается малоудачный роман 1985 года «Роботы и Империя», нужный главным образом для того, чтобы объяснить зашкаливающую радиоактивность Земли более правдоподобным предлогом, нежели последняя мировая.

Хотя и жискардианская версия, конечно, не очень-то укладывается в современные или слегка экстраполированные представления об атомной и субатомной физике, но претензий к ней меньше, чем к камню краеугольному всего цикла. Психоистория, какой представлял ее Азимов в 1930–40-х, едва ли может быть реализована даже в очень отдаленном и неимоверно (с нашей точки зрения) развитом будущем (в отличие от психоистории из «Психоисторического кризиса» или клиологии из миров «Огненной звезды» и «Эйфельхейма» Флинна). Хотя сам Айзек периодически спохватывался и упоминал о ее принципиально статистическом характере, сюжет чересчур сильно опирается на неправдоподобно детальные предсказания будущего за десятки и сотни лет, граничащие с прогнозами индивидуальных судеб. К тому же селдоновская психоистория совсем не учитывает присутствия в Галактике форм жизни, отличных от людей (а как минимум одна чужацкая раса Империи известна, см. «Тупик») — ретконы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с вмешательством роботов,
будем откровенны, совсем неуклюжи, не говоря уж о том, что они чудовищны и в этическом аспекте
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(особенно омерзительными выведены Дэниел Оливо и сам Селдон у Брина в «Триумфе Академии», где Бессмертный Слуга превратился в одного из самых жутких тиранов за всю историю англосферной космооперы, если не фантастики вообще, а Гэри Селдон деградировал до беспомощной развалины, готовой добровольно-принудительно уничтожить бесценные архивы):
уж всяко интереснее наблюдать, куда заведет эту вселенную яблочный огрызок, катящийся по времениподобной геодезической. Пожелаете упрекнуть сценаристов Apple в корявой проработке лора? А вспомните сперва одобренное правообладателями «червоточинное такси», подаваемое Бенфордом в «Страхах Академии» к космическому лифту Трантора (явно оттуда же и мигрировавшему в первый сезон сериала) вместо каноничных гиперпрыжков, или то, как башни и арки Трантора из «Академии» непринужденно сменяются всепланетными куполами в «Прелюдии» — это радикально изменило бы не только вид планеты из космоса, но и, скажем, тепловой баланс экуменополисных аркологий.

Когда Азимов начинал работу над циклом, еще не существовало атомной энергетики, коммуникационных спутников, прогнозирования погоды, цифровых компьютеров, да вот хотя бы и ксерокса... и не были сделаны открытия в области неравновесной термодинамики, синергетики и теории хаоса. Из них следует, что возникновение новых общественных структур по необходимости движимо флуктуациями, наложениями случайных факторов, выводящими систему из равновесия, разрушающими Старый Порядок и способствующими кристаллизации нового на его месте. В существенно неравновесных состояниях “прилетают черные лебеди”: оказывают провокационное влияние те факторы, какие в нормальных условиях прошли бы незамеченными.

Спрогнозировать судьбу личности, следуя правилам психоисторической игры, нельзя. Но нельзя и надеяться на столь точное предсказание социальных трансформаций, ради какого имело бы смысл сооружать Радиант и учреждать Вторую Академию менталиков.

Оценка : 8
«Уродливый мальчуган»
–  [ 1 ]  +

Dutugukqq, 01 октября 2023 г. в 18:23

Прочитал этот рассказ только потому, что сам Азимов его считал лучшим. На мой вкус нет. Фантастика в нем куда больше этическая, чем научная. Рассказ сам на твердое «хорошо», концовка банальна, раскусил ее еще на эпизоде с профессором. Драма с нехваткой электричества надуманная, ученые оттеснены на второй план, что только медсестра идет геройствовать. А где были антропологи, которые с садистских опытов в начале исчезли, им неужели интереса не было? Посылы у книги, безусловно, хорошие, но для гения Азимова слабовато, мог бы проработать углы.

Оценка : 8
«Последний вопрос»
–  [ 3 ]  +

keellorenz, 27 сентября 2023 г. в 18:04

С точки зрения логики и науки «Последний вопрос» Азимова просто смехотворен: плюнув на учебник физики и начитавшись Олафа Стэплдона (которого Азимов тоже не понял) автор насочинял сказку про то, как мыкаясь с ответом на «главный вопрос жизни, вселенной и всего остального» человечество создаёт компьютер настолько мощный, что ему удаётся дожить до тепловой смерти Вселенной и начать новый цикл с очередного «Большого Взрыва». Ответа на вопрос , выходит, мы не узнаем, но по мере сил Ум вселенной посылает материю на новые мытарства по кругу. С чего начался первый цикл? Что будет, если цикл не повторится? На это автор не даёт ответа, обнуляя всю футурологическую и квазирелигиозную составляющую. Для сравнения — прочитайте рассказ Лема «Записки Всемогущего» и вы быстро поймёте, что такое настоящая литература и НФ, а что такое антинаучная сказка. Такие сюжеты встречались в 20 веке многократно, даже в советской НФ, но ничего, кроме разочарования скудным философским багажом авторов (кроме Лема и Стэплдона) это не вызывает. Упомянутые авторы, в отличие от Азимова, «спорили с богом» вооружившись всей научной базой от времён Просвещения до Бертрана Рассела и Уайтхеда включительно , поэтому их теодиция идёт от логики и тем ближе к ускользающей, в данном случае, истины.

Оценка : 10
«Робот ЭЛ-76 попадает не туда»
–  [ 4 ]  +

omaksimov, 23 сентября 2023 г. в 05:40

Замечательный юмористический рассказ о потерявшемся роботе. Или скорее о человеческой жадности и глупости. Такой рассказ мог бы написать О Генри — если бы он писал фантастику. Въобщем нестареющая классика.

Оценка : 9
«Обнажённое солнце»
–  [ 1 ]  +

nworm, 20 сентября 2023 г. в 13:50

Каждый, конечно, волен иметь собственное мнение, но моё такое — Азимова пора отправлять в книжную серию Polaris. Это та самая, где собирают книги разных неизвестных или забытых фантастов XIX-XX века. Раритеты, которые интересны как раз своей раритетностью. Прошло уже много лет, фантастика далеко ушла вперёд. Азимов написал «Обнаженное солнце» в 1956, и всё будущее представил как 50-е со звездолётами, роботами и видеосвязью. Конечно, это справедливо и для современной фантастики, но у неё ещё срок годности не вышел — через 50 лет и поговорим.

Изобретя свои 3 закона, Азимов всю свою оставшуюся творческую жизнь (за редкими исключениями) только и делал, что забавлялся, придумывая ситуации, ведущие к проверке законов на прочность. Такая игра ума, которая интересна была, прежде всего, самому Азимову. Я как читатель, всегда понимаю кто в его рассказах убийца. У Чехова на стене в первом акте всегда висит ружьё, а у Азимова в уголочке стоит свихнувшийся робот.

В итоге, имеем герметичный детектив в антуражном для своего времени сеттинге с безумным гением и роковой красоткой. Лекала из 50-х торчат отовсюду. Даже для планеты с населением 20 тыс. человек у нас в наличии менее 10 разношёрстных персонажей, именно перед которыми бравый детектив держит ответ (почему именно перед ними?). Ну, и как я уже говорил, всё расследование превращается опять в очередную казуистику вокруг Первого Закона. Скучный детектив и пресная фантастика, декорации к которой переделали из декораций про викторианскую Англию.

К слову о самих роботах. У Азимова это всегда рабы или слуги. Чрезвычайно вышколенные, порой полезные, иной раз даже уважаемые, но всё равно слуги. Даже искусно изготовленному роботу, неотличимому от человека, всегда можно сказать «Заткнись и не мешай» или «уйди отсюда». Роботы-горничные и роботы-капельмейстеры. Надеюсь, они хотя бы воронёной стали?

P.S. Предвижу упрёки в том, что не увидел общей мысли, которую автор вложил в произведение. Если очень упростить, я понял её так: «изоляция это плохо, а самоизоляция — ещё хуже». Всё с этой мыслью в порядке. И автор прекрасно (и, что важно для меня, неочевидно) иронизирует над этим обществом в 20 тысяч изолянтов, которые варятся в своём соку и изобретают велосипед в самом печальном смысле этого слова (эпизод с «блистательным» социологом, который строит смешные гипотезы и, не ведая того, изобретает с нуля науку, которая существует уже сотни лет). И над зарывшимися в землю землянами, которые совершенно также изолировали себя, только пространственно, которые паникуют при виде солнца, теней и ненавидят траву за ее «противность». Но вот больно уж однобоко и с фокусом не в ту сторону это вышло.

P.P.S. Кстати, Первый Закон не работает, да. Мой робот-пылесос периодически норовит ущипнуть меня за пятку. И сожрать разбросанные по полу носки (а когда я не могу найти парный носок — я страдаю).

Оценка : 5
«Необходимое условие»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 15 сентября 2023 г. в 17:06

Единство разума и чувства естественно для человека. Что же касается машины, то обладание логическим разумом определяет само ее предназначение, а наличие эмоций пока является предметом творчества писателей-фантастов. Исследованием этого вопроса собственно Азимов здесь и занимается.

Автор через своих персонажей проводит аналогию между человеческим и машинным мозгом. Возникает вопрос-а вообще правомерно ли проводить такую параллель? Для ответа стоит сказать, что наш мозг в сущности представляет собой только кусок плоти, правда плоти необычной, обладающей свойством высшей нервной деятельности. При этом до сих пор никто еще толком не дал достоверного описания механизма работы этой высокоорганизованной, но все же материи, принципов работы сознания, памяти, возникновения мысленных картинок. Имея это в виду, различия между электронным и живым мозгом определяются лишь тем, что мозг машины сделан из железа, а у человека из специфического куска мяса. И грань разделяющая вычислительный механизм и человека как раз и лежит в области эмоций, которые по всеобщему мнению нельзя запрограммировать.

Но так ли это? По крайней мере в области научной фантастики Азимов опровергает невозможность такого перехода. Потом если разобраться, то обычные человеческие эмоции могут быть очень даже и механическими, в виде обычных примитивных рефлексов на внешние раздражения. Поэтому Азимов на подобных основаниях допустил, что при высоком техническом уровне, а Мультивак безусловно им обладает, вполне возможно проявление определенного рода чувств и у машины. Пока это все-таки лежит в области фантастики, но время покажет сбудется ли ее очередное пророчество.

Оценка : 8
«Женская интуиция»
–  [ 3 ]  +

IvnAR, 07 сентября 2023 г. в 17:39

Один из лучших рассказов одного из лучших фантастов...

Удивительно, как в таком небольшом рассказе удалось затронуть столько социальных тем. Критикам детективной составляющей хочется возразить — при позитивном развитии человечества уменьшается количество преступлений, что уменьшает как количественно так и качественно институты предотвращения и расследования преступлений. Вот во вселенной Азимова расследованиями преступлений и занимаются, либо случайные люди(«Рассказы о роботах», «Уэндел Эрт»), либо детективы из менее развитой части человечества (Илайдж Бейли).

Оценка : 10
«Роботы зари»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 31 августа 2023 г. в 16:05

Все самое жуткое вскрывается в самом конце... Честно, это первая вещь Азимова, которая совсем не зашла. Не потому, что слишком уж много внимания уделяется сексуальной стороне жизни роботов и людей, а просто потому, что роман очень сильно проигрывает двум предыдущим историям Бэйли и Оливо.

Да, естественно, клубок будет распутан, а детектив-землянин окажется на коне, но и роялям в кустах место найдется, и роман это совсем не красит, а на Азимова совсем не похоже.

Оценка : 5
«Генерал»
–  [ 5 ]  +

FixedGrin, 24 августа 2023 г. в 07:15

С использованием заметки для Medium (https://medium.com/p/41d0cd6d9c0c).

Мусор, телевидение и почему-то чай — вот некоторые тэги, предлагаемые движком Фантлаба для характеристики этой работы. Нельзя назвать современную “яблочную” экранизацию цикла об Академии Айзека Азимова, второй сезон которой сейчас как раз предлагается вниманию подписчиков Apple TV+, совсем уж мусорной, она не лишена некоторых отличных решений вроде Генетической династии клонов-Клеонов (по-английски это еще и анаграмматическая перестановка). Но персонаж Бела Риоза сильно изменился за лето второго сезона: из бравого молодого генерала сделался отверженным на каторжной планете Лепсис, ушатанным жизнью преследователем ЛГБТ-моды лет эдак 60 на вид. А Клеон, которому Бел вынужден служить, нарастил порядковый номер с второго, как у Азимова, аж до семнадцатого.

Причина для ссылки на каторгу, впрочем, использована та же, какая в исходной трилогии послужила к возвышению Риоза: битва у звездного скопления Лемул, описание которой в русском переводе Сосновской тоже изрядно переврано. Судьба Риоза в экранизации пока не определена. Однако важно помнить, что для успешного выхода из селдоновского кризиса, постигшего Академию, когда Империи опять стало известно о ее существовании,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не понадобилось делать ничего.
Разумеется, возвращать Селдона к жизни из резервной копии по “протоколу квантового сознания”, как в сериале,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тоже не потребовалось.

Бел Риоз и императорский советник Бродриг

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
были отозваны, арестованы и казнены по обвинению в государственной измене и подготовке мятежа.
Хотя, по Азимову, торговец Латан Дэверс и сивеннианский патриций Дьюсем Барр достигли Трантора и некоторое время пытались добиться приема у Императора, на работе движущих сил психоистории это никак не сказалось: никого важного им подкупить не удалось, а долгожданная встреча с высокопоставленным бюрократом обернулась ловушкой, расставленной сотрудниками имперской службы безопасности. С тем же успехом они могли бы не лететь в столицу вовсе — Риоз, подобно его византийскому прототипу Флавию Велизарию,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пал жертвой собственных чрезмерных успехов и привычки к бесстрашному самостоятельному командованию войсками на главной линии боевого соприкосновения.

Но все же, как сказал бы Марк Твен, важно не то, в большую ли драку лезет ваша охотничья собака. Куда важнее, не путает ли она свою шерсть с государственной и свои обязанности с обязанностями сторожевой. А есть ли у вашего пса муж, как по замыслу сценаристов Apple, так это сущая мелочь в масштабах военной истории, рассматриваемой через контрацептивные фильтры диалектического материализма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дьюсем Барр отвернулся и посмотрел через ограждение на огни радостного города. Он сказал:

— Мертвая рука понукала нас всех, могучего генерала и великого Императора, мой мир и ваш мир: мертвая рука Гэри Селдона. Он знал, что такой человек, как Риоз, обречен на провал, ибо его успех и навлечет провал, и чем значительнее успех, тем неизбежней провал.

Форелл сухо произнес:

— Не могу сказать, что стало понятнее.

Пол Томас писал, что Маркс отличался похвальной сдержанностью в вопросах, выходящих за рамки его основной «песочницы» — экономической истории стран Западной Европы — и старался не затрагивать натурализм или космологию, а вот старосоветские эпигоны бородатого антропоманта рьяно взялись заполнять «пробелы» в его творческом наследии, оснащая диамат элементами метафизики. Кажется, тем же самым нынче занимаются в Apple относительно азимовской психоистории, и в сериях, относящихся к «Академии и Империи», это видно как нельзя лучше (чего стоит одно только рутинное стирание памяти придворным и наложницам), а вот Император(ы), у Азимова прописанные быстрыми небрежными мазками, грехи сценария активно искупают.

Ради справедливости, в ту же степь откочевал грабить имперские корованы сам Айзек,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как только в Галактике проклюнулись менталики.
Но у Азимова хоть основание было уважительное: без упрямого стремления Мула к верховной власти, подкрепляемого суперзлодейской мутацией, автографы несокрушимой мертвой руки Селдона постепенно утратили бы рейтинг при публикациях в журнальном формате, а дальше снова заработала «пятичленка» —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
только на этот раз в форме фазового перехода к постчеловеческой формации, даром что и термина-то такого фантастика еще не знала.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 75 76 77 78 79   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх