Кларк Эштон Смит отзывы

Все отзывы на произведения Кларка Эштона Смита (Clark Ashton Smith)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 395

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8 

«The Old Gods Eat»
–  [ 5 ]  +

Rovdyr, 03 октября 2022 г. в 09:33

Рассказ произвел странное впечатление. «Странное» — не в смысле weird, а в самом простом смысле этого слова. С одной стороны, имеется довольно продуктивная (хотя и не особо оригинальная) задумка-интрига, в основе которой находятся древний замок в Корнуолле и дракон с рогом во лбу (моноцерос). Есть интрига в виде пропадающих людей и замечаемой главным героем таинственной блондинки в башне замка. С другой стороны, реализован сюжет сумбурно, как невнятная фантасмагория, разбираться в хитросплетениях которой было не особо интересно, зато откровенно утомительно. Неожиданным «достоинством» в моих глазах произведения оказался курьезный элемент, который пронизывает почти все повествование — а именно, то, что сейчас принято называть сексуальной объективацией. Главный герой то и дело глазеет на «формы» двух персонажей женского пола, что сопровождается мыслями соответствующего содержания. На фоне лихорадочно развивающегося действия эта выглядящая весьма забавно тема появляется столь часто, что я даже намеревался указать в классификаторе характеристик произведения «Эротическое», но предпочел на всякий случай воздержаться и выбрал «Ироническое».

Оценка : 6
«Призрак Мохаммеда Дина»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 04 сентября 2022 г. в 16:12

Стандартная история про дом с привидениями.

Классический сюжет про то, как один человек, на спор, решает провести ночь в нехорошем доме.

Произведение в стиле детских «страшилок у костра». Немного мистики, чуть-чуть, хоррора.

Рассказ совсем короткий, по-сути, никакой интриги и загадки не содержит. Проба пера начинающего писателя.

Оценка : 4
«Полёт к Сфаномоэ»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 03 сентября 2022 г. в 23:31

Сюжет, повторяющий роман А. Толстого «Аэлита»:

Древняя цивилизация Атлантида гибнет, континент неотвратимо погружается в океан. Два учёных атланта создают космический корабль для перелета на Венеру.

Совсем коротенькая зарисовка. Построили. Улетели. Прилетели. Понятно, что К. Э. Смит мастер малой формы. Но, уж слишком быстро все закончилось.

Оценка : 5
«Дверь на Сатурн»
–  [ 5 ]  +

Xosander, 28 августа 2022 г. в 14:06

Странный, думаю всё-таки скорее по хорошему странный, рассказ. Это пожалуй один из наиболее необычных и примечательных рассказов «Гиперборейского Цикла». Тут мы видим, по сути дела весёлую пародию на «лавкрафтианские рассказы», тогдашнюю фантастику, и по сути дела, прозу самого Смита. А во главе этого действа сам маг Эйбон, чья «Книга Эйбона» нередко появлялась что в произведениях самого К. Э. Смита, что у Лавкрафта. Сам же рассказ, довольно интересный и весёлый, с целым калейдоскопом необычных мест и существ (которые моментами напоминали мне путешествия Рэндольфа Картера по Стране Снов), а главного героя в виде Эйбона, отныне можно назвать персонажем Мифов Ктулху с одной из самых необычных биографий. Сами же отношения между двумя бывшими противниками (Эйбоном и инквизитором Морги), можно назвать хоть и очертанными довольно бегло, но довольно забавными, и придающими рассказу больший интерес.

Оценка : 8
«Свидетельство Атаммауса»
–  [ 5 ]  +

Xosander, 28 августа 2022 г. в 11:41

В общем и целом достаточно хороший рассказ. Несмотря на достаточно простой сюжет, в рассказе присутствует хорошая атмосфера, и, несмотря на довольно скупое описание быта Коммориона, мне эта необычайная цивилизация, представлялась на удивление ярко. Монстр с намёками на присутствие неких космических сил, так же показан довольно интересно. Элементы юмора, в обще довольно характерные для Смита, так же в принципе не портят рассказ, а местами красивые описания добавляют к хорошим впечатлениям. В общем то не слишком сложный, но качественный рассказ, который к тому же можно причислить к первым произведениям в стиле тёмного фэнтези. К прочтению рекомендуется.

Оценка : 7
«Неведомый остров»
–  [ 5 ]  +

Ramonak, 04 февраля 2022 г. в 18:26

Остров вне времени и пространства. Правда непонятно, как главный герой воровал материальные вещи, а лемурийцы не видели, что вещи пропадают. Да и вообще механика взаимодействия героя с планом лемурийцев как-то условно обрисована.

Рассказ в целом нормальный — ничего особенного, подобных рассказов довольно много у ряда авторов «мифов Ктулху».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой просто попал на остров, понаблюдал немного за жизнью другой эпохи, словил дозу невыразимого ужаса и свалил с острова.

Конец.

Оценка : 7
«Империя некромантов»
–  [ 5 ]  +

AlisterOrm, 09 декабря 2021 г. в 23:11

Начало повествования не внушает доверия — уж очень быстро развивается сюжет, мы даже не успеваем полюбоваться пейзажами заваленной человеческим прахом пустой империи — парочка порочных некромантов оживляет мертвецов пачками и толпами, создавая себе идеальных слуг, точнее, рабов, беспрекословных и равнодушных. Оригинально и интересно, но исполнение хромает... точнее, хромало, ровно до того момента, как Кларк Эштон Смит дал голос покойному императору, умершему молодым.

Этот голос мёртвых — тихий, еле слышный, в котором нет настоящей страсти живого, но есть страсть разума, желающего вернуться в спокойствие смерти — наверное, не имеющее аналогов авторское высказывание. И, конечно, он придаёт рассказу более пафосное, в хорошем смысле звучание — торжественное и эпическое. В мире Зотики смерть является желанной гостьей, а мертвецы человечнее живых — ну что же, причуды умирающей Земли...

Оценка : 8
«Смерть Илалоты»
–  [ 5 ]  +

AlisterOrm, 09 декабря 2021 г. в 23:02

Почему-то произведения в цикле о Зотике у меня прочно ассоциируются с Эдгаром Алланом По — ну помните, известное: «One night while reading a gruesome tale / he read a passage that made him turn pale / Such horrible news he could not survive / For his beautiful wife had been buried alive» (С)? Дух и исполнение сближают двух классиков американского хоррора, атмосфера беспросветной тоски, отчаяния и болезненной любви. Здесь, конечно, эмоции играют меньшую роль — у По герои осознают свою порочность и греховность, они не забыли Бога, хоть и отвергли, а в мрачной Вселенной Кларка Эштона Смита никакого искупления нет и быть не может — вот и его герои не испытывают никакого смущения перед собственным грехом. Вот почему конец мрачной истории выглядит справедливым — в мире, который построил Кларк, нет места сочувствию, все заслужили мучение и смерть.

Оценка : 8
«Сатир»
–  [ 5 ]  +

AlisterOrm, 04 декабря 2021 г. в 00:34

Ещё один пример откровенно недоделанного, сыроватого рассказа. Автор задаёт композицию, расставляет в разные углы протагонистов, расписывает их характеры, сталкивает в кульминации... и всё.

Развязка, конечно, неожиданная, но между ней и кульминацией есть ничем не заполненный зазор. А тема всё та же — человеческая слабость перед грехом, перед чужеродным чародейством, поддавшись которому, можно попасть в лапы древним языческим силам. Человек опять проиграл, поправ чувство долга и собственную честь, а язычество, читай — варварство — опять торжествуют.

Оценка : 7
«Пришелец из гробницы»
–  [ 5 ]  +

Legioner38, 02 сентября 2021 г. в 22:53

Самый любимый мною рассказ. Интересное вступление рассказчика сразу показывает атмосферу упадочного мира последнего континента на земле. Под мрачным, угасающим солнцем творятся безграничные мерзости зловещих колдунов и страшных посланцев иных миров.

                                                                                        

Рассказ небольшой, но прочитав его два года назад до сих пор нахожусь под впечатлением. Смит действительно хороший образчик дотолкиновского фэнтези, но более серьезный и жёсткий чем, к примеру, Говард. Тем он и ценен.

Оценка : 10
«Тени»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 13 июля 2021 г. в 22:31

Стихотворения в прозе Кларка Эштона Смита — отдельная сторона творчества этого многогранно-талантливого автора. Чаще всего, внятного сюжета они не имеют, и вся их красота заключается в том, как шикарно Смит умел строить предложения, зачастую используя как устаревшие слова, так и различные не часто употребляемые в современном английском (для автора в 30-е годы прошлого века, разумеется, современном) прилагательные. Учитывая вышесказанное, нет ничего удивительного в том, что и переводить подобные произведения нужно соответственно, чем никак не могут похвастаться переводы Смита, вышедшие в период с конца девяностых до середины нулевых. К счастью, в последние годы ситуация с адекватными переводами богатого литературного наследия Кларка Эштона Смита значительно улучшилась.

Для простого примера — один и тот же фрагмент в двух переводах:

— Сергея Федотова (сборник «Затерянные миры», 2004 года):

«Могилы несчитанных и забытых монархов белели на жёлтых окольных путях пустыни. Гниение некоторых зашло так далеко, что они всплывали из песков и вглядывались пустыми глазницами черепов в крышку смотрящих вниз небес; другие всё ещё сохраняли неосквернённую изоляцию смерти и были словно закрытые глаза — лишь миг как мертвы».

— Андрея Бородина (сетевая публикация, должен войти в 4-й том фантлабовского издания:

«Гробницы неисчислимых и забытых монархов белели окрест на жёлтом песке. Иные оплыли, словно гниющая плоть, вперяясь впалыми глазницами вскрытого опустошённого черепа в звездистое небо; иные доднесь сохранили неосквернённой печать смерти, тем уподобившись закрытым векам недавно усопшего».

На мой неискушённый взгляд, разница — очевидна. Так что читайте стихотворения в прозе Кларка Эштона Смита только в адекватных переводах! Ну, дабы получить правильное впечатление о том, как именно плёл вязь слов этот талантливейший визионер...

Оценка : 7
«Бессмертные Меркурия»
–  [ 5 ]  +

Mishel78, 17 мая 2021 г. в 10:13

В этом рассказе автору удалось рассказать историю в духе приключенческих произведений Роберта Говарда, причём, по большей части из цикла о киммерийце Конане.

Несмотря на то, что действие происходит на Меркурии в далёком будущем, а главный герой по имени Говард (!) — исследователь, отбившийся от своей группы, поначалу не похож на воителя. Но чем дальше персонаж продвигается по лабиринтам пещер расы оумнис — сверхпродвинутой цивилизации с фантастическими технологиями, тем всё больше Говард становится похожим на Конана. Из-за обрушившихся на него лишений и опасностей, в главном герое пробуждается нечто варварское и когда налёт цивилизованности спадает с Говарда, он становится настоящим воином.

Во второй половине автор пошёл ещё дальше и в повествовании мелькают другие отсылки к говардскому циклу, к примеру «стигийская тьма» или «гиперборейская древность». Невероятно интересно было видеть все эти отсылки, которые пробуждали в памяти столь знакомые слова и образ главного героя

Действие в рассказе не провисает ни на одной странице и приключения Говарда наполнены диковинными разумными существами, монстрами и неземными технологиями и отсутствием рефлексии, так как персонажа волнует только одно — выживание.

«Бессмертных Меркурия» рекомендую читать поклонникам цикла о киммерийце Конане и любителям приключенческой фантастики. Первым будут интересны авторские отсылки к творчеству Роберта Говарда, а вторым — собственно, фантастические приключения.

Оценка : 8
«Свидетельство Атаммауса»
–  [ 5 ]  +

Alex_Razor, 23 декабря 2020 г. в 23:16

Можно сказать, классический ужастик в фентезийной атмосфере.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Казнённый три раза возвращается из мёртвых, каждый раз становясь всё более жутким и бесформенным, и в конце концов превращается в огромную бесформенную массу, пожирающую всех вокруг.

Здесь и тема ходячих мертвецов, и боди-хоррор в стиле фильмов 80-х, и связь с древним богом Цаттогуа.

Несколько повеселили рассуждения героя-палача в стиле «суеверные деревенщины говорят, что это дело рук демонической магии, но я-то, образованный человек, знаю, что это всего лишь рациональные космические силы Древних». Это в Гиперборее, где великие маги уровня Эйбона — явление довольно обычное.

Оценка : 8
«Приключение в будущем»
–  [ 5 ]  +

montakvir7511, 16 июля 2020 г. в 22:17

Ну конечно! Завести венерианских рабов (каннибалов! И ничего, вообще ничего не сделать за прошедшее время, чтобы эту традицию искоренить!), обращаться с ними, как с животными, издеваться, гробить на непосильных работах, а потом удивляться, что размножающиеся гораздо быстрей коренных землян инопланетяне (знакомая картина, правда? Учитывая падение уровня рождаемости в благополучных странах и ее разницу с Африкой либо Латинской Америкой) поднимают общепланетное восстание.

«Венериане — низкие, коварные типы». Да ладно? Я бы на их месте вырезал бы под корень все население Земли в отместку за годы рабства. Автор вместе с главным героем целиком на стороне землян, мое же мнение полностью противоположное. Рабство есть рабство, в какие одежды ты его не облачай.

Как убедителен Смит в других жанрах, так предсказуем оказался в научной фантастике. Бойкая космоопера, простенькая, на один раз. Хотя даже в подобном рассказе он ухитрился выдать несколько крайне любопытных идей, например, о венерианских воздушных микроорганизмах, после захвата рабами отдельных континентов выпущенных на свободу и начинающих вовсю переделывать земную атмосферу, делая ее непригодной для дыхания человека.

Вот такой вот каламбур получился в конце. Захватили Венеру и Марс, укоренили рабство, а через несколько веков сами, своими собственными руками помогли превратить Землю в Новую Венеру.

Человечество под натиском молодой расы вынуждено бежать на астероиды и дальше, а один из человеческих вождей мстительно предрекает, что довольно скоро венериане будут порабощены марсианами, которые будут обращаться с ними еще хуже...

Единственно — не верю я, что развитая технологически, летающая в космос, обладающая огромными познаниями в различных отраслях цивилизация будет пользоваться в повседневной жизни услугами невольников. Это бред, полный и невозможный, ибо моральное развитие социума тоже будет развиваться вместе с науками.

Оценка : 5
«Уббо-Сатла»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 15 января 2019 г. в 18:03

Я читал рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», и после штампованного «Возвращения чародея» тут уже чувствовалось нечто от Эштона Смита – его стиль чувствовался, его атмосфера, имеющая свои особенные черты. И у Лавкрафта есть визионерские вещи, но всё они, по-моему, слишком расплывчаты, слишком тягучи, иногда до боли тягучи. А здесь же визионерство какое-то притягательное, его атмосфера не рассыпается, превращаясь в болото, наоборот стиль авторский – это сочетание сухого и волшебно возвышенного – придаёт истории запоминающийся дух, колорит. Да и сама история узнаваемо диковинная – с превращениями, магическими артефактами, с антуражем лавок древности и чертогов давно почившего колдуна. Да и не просто тут путешествие сквозь безумную толщу времени и древний не умеющий мыслить бог, породивший всё (тут мне хочется сказать: «Стоп! Не есть ли в этом боге отражения того самого, как вещают учебники, первичного химического бульона, породившего первую органическую жизнь?), тут ещё и практически притчевый посыл –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот и достиг наш герой искомого, но в таком виде, в котором эти скрижали древних богов с их вселенскими откровениями оказались не просто непонятными – безразличными ему.
И в этом, согласитесь, тоже что-то есть.

Оценка : 7
«Зверь Аверуана»
–  [ 5 ]  +

drw, 03 ноября 2018 г. в 07:51

В первоначальной версии «Зверя» Люк де Шадронье не разбивает перстень Эйбона, а изготавливает некий порошок по его рецепту, с помощью которого и побеждает Зверя. Как по мне, такой вариант более продуман — вряд ли демон,заключенный в перстень Эйбона, вырвавшись на свободу стал бы рвать попавшееся ему на глаза неведомое существо. Да и сам перстень не так легко можно было разбить, он уже просуществовал тысячелетия с демоном внутри. Но «Weird Tales» завернуло первый вариант рассказа. Поэтому автор сократил его почти вдвое.

Оценка : 6
«Двойная тень»
–  [ 5 ]  +

Dr.Tiger, 12 июля 2018 г. в 20:06

Если после прочтения рассказа у меня вдруг возникает желание создать по нему анимационный фильм — это, по моим внутренним оценкам, отличный рассказ! Атмосферно! Без штампованных «пошлостей» и перегибов. Сыграно на всех нотках без фальши. Мое первое знакомство с творчеством Смита... Не буду сразу набрасываться и перечитывать все... Как хорошее вино, под настроение буду по рассказику-глоточку...

Оценка : 9
«Охотники из преисподней»
–  [ 5 ]  +

sergu, 04 июля 2018 г. в 06:46

ТРЁХМЕРНАЯ СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ, ИЛИ МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАТУРАЛИЗМА

Как добиться полной, беспредельной силы изобразительности искусства — вопрос, который волновал и продолжает волновать во все времена и всех без исключения служителей того, что принято называть высоким, добрым и вечным. Не остался в стороне и автор данного рассказа: на этот раз предметом разговора служит поле деятельности скульптора — мастера резца, оживителя камня, чей дух творчества и стремление к абсолютному натурализму стали, как и водится у Смита, движущей силой пластики ужаса и сюжетной лепки.

Итак, некий посредственный скульптор в порыве творческого рвения способен одной лишь силой воображения вызывать из неведомых измерений и чуждых миров мерзких и отвратительных созданий столь демонического вида, что, используя их натуру, начинает ваять «нетленки» — в бронзе, мраморе и глине, — добиваясь исключительного правдоподобия и той самой пресловутой выразительной силы чувств, которые должно вызывать искусство, но которые, в силу демонического происхождения, язык не поворачивается назвать разумными, добрыми и вечными. Но на то и жанр «хоррор», что вызывать он должен иные чувства — глубокие, мощные и столь же вечные, как вечен страх и страшна злая вечность. Естественно, герой ходит по краю, и это придаёт только остроту всему произведению. А рассказ глазами очевидца наращивает экспрессию восприятия.

Тут сразу же возникают ассоциации с Лавкрафтовским рассказом «Модель Пикмана», с той лишь разницей, что объектом искусства в нём была живопись, а не скульптура. Но К.Э.Смит решил пойти дальше, не ограничиваясь простым показом звериной морды ужаса и истинного лица страха. Он добавил в рассказ ещё и жертву. Невинную, как водится. А оттого усиливающей трагизм ситуации. И сделал это настолько умело, что безоговорочно веришь автору и ни на секунду не сомневаешься в подлинности всего происходящего, словно являешься действительным участником невероятных и потрясающих событий.

Вот что значит настоящая изобразительная сила средств его мастерства!

Оценка : 10
«Семена из склепа»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 04 июня 2018 г. в 12:23

Великолепный хоррор. Южная Америка, амазонские джунгли. Два собирателя орихидей обнаруживают руины древнего города, о которых упоминают индейские легенды. Только, проводники боятся туда идти — они знают, что это запретный город.

По сюжету этот рассказ похож на другой шедевр К. Э. Смита — «Склепы Йох-Вомбиса». Только, там действие происходит в руинах древнего марсианского города, а здесь — в джунглях Земли.

Очень ярко и красочно написанная история. Создаётся ощущение, что смотришь фильм. Страшно, и в то же время, увлекательно. Сюжет довольно предсказуем, но от рассказа все равно трудно оторваться.

Не зная что произведение создано в 1932 году, никогда об этом и не подумаешь. Рассказ разительно отличается от суховатой и скучной манеры написания подобных вещей того времени.

Для меня — одна из лучших историй этого писателя.

Оценка : 10
«Пришелец из гробницы»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 04 июня 2018 г. в 00:42

Великолепный рассказ. На мой взгляд, один из лучших, если не самый сильный в цикле «Зотик». По-настоящему страшный и мрачный. В чём-то близок к произведениям Лавкрафта. Но, только сюжетно. Я считаю, что творения К. Э. Смита по стилю более красивые, выразительные и яркие, чем несколько суховатые и черно-белые картины, написанные Лавкрафтом.

Итак, последняя эпоха «умирающей Земли». Мрачный континент Зотик, покрытый пустынями, в которых скрываются руины древних забытых городов. Над всем этим царит кровавое угасающее солнце. Красиво и печально.

Два брата-торговца услышали легенду о могущественном короле Оссару, жившим в незапамятную эпоху. И о древнем демоне, спустившимся со звёзд и встреченным великим королем.

Гробница этого пришельца до сих пор не найдена. Конец этой легенды узнает тот, кто обнаружит склеп с телом короля и его внеземного гостя.

Но, есть истории, финал которых лучше не знать. И герои этого рассказа испытали это сами.

Очень разностороннее произведение, в жанре Dark Fantasy, с эленхментами хоррора и фантастики. Пустыни, развалины древней столицы, мрачные склепы. И в то же время — внеземные создания, прилетевшие со звёзд.

Прочитал эту историю с огромным удовольствием.

Оценка : 10
«Остров мучителей»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 01 июня 2018 г. в 23:18

Великолепная история. Очень интересно построенная с психологической стороны. Герой проходит через все круги ада. В его душе одна потеря сменяет другую. Отчаяние сменяется надеждой, а она, в свою очередь, разочарованием и жаждой смерти.

В рассказе много элементов хоррора — подробные описания различных пыток, причём, с отвратительными подробностями.

И все же, это произведение, по-своему, очень красивое, даже лиричное.

Я, все-таки, надеялся на хэппи-энд, хотя и знал, что такого финала быть не должно. Грустно. Но в «Зотике» К. Смита, цивилизация медленно угасает. Погибают и герои рассказов. Как у Э. А. По — «Над всем воцарилась Красная Смерть». Только здесь она — «Серебряная».

Оценка : 9
«Смерть Илалоты»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 31 мая 2018 г. в 00:19

Рассказ хорош. Любовь и смерть, вечные темы. По сюжету и стилю очень напоминает произведения Э. А. По.

Очень атмосферно. Ночь, кладбище, склеп, саркофаги. Читаешь, а по ощущениям — смотришь фильм. Мастерски написано.

Единственное, финал как-то слишком прост, обычно, у этого писателя рассказы завершаются более логично и ожидаемо.

Но, историю это не портит. Красиво и мрачно.

Оценка : 8
«The City of Destruction»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 30 мая 2018 г. в 23:19

Стихотворение в прозе «Город погибели», вернее — его незаконченный фрагмент, вполне может служить своеобразным «пробником» для выяснения вопроса понравится ли стилистика Кларка Эштона Смита отдельно взятому читателю. Совершенно не понятно, о чём, собственно, идёт речь. Обрывается текст на самом интересном месте. Да и текста-то этого — пара десятков предложений. Но КАК написано! Читаешь фразу вроде — «в подобных пещерам залах дворцов, возведённых из гигантского чёрного адаманта, добытого из самых сердцевин мрака порабощённых ледниками солнц, демонические властители рока заседают в синедрионе при свете красных, словно луны преисподней, ламп» — и поневоле восхищаешься талантом автора сплетать слова воедино. И вовсе это не ажурные «словесные кружева», как часто пишут критики, а по-настоящему мрачные, величественные и чудовищные картины, сравнимые скорее с таинственной вязью древних забытых народов, выбитой на чёрном камне...

Одним словом — отличная зарисовка. Хоть и незаконченная. Рекомендую. Даже если не понравится, чтения — на пять минут.

P.S. Переводить подобные словарные конструкции — титанический труд, так что Андрею Бородину — отдельная благодарность!

Оценка : 9
«Остров мучителей»
–  [ 5 ]  +

sergu, 23 мая 2018 г. в 23:06

ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ, ИЛИ В КОМНАТЕ С ЧЁРНЫМ ПОТОЛКОМ С ВЕРОЮ В ЛЮБОВЬ

Выжить во время Серебряной Чумы — это благо или проклятие? Для короля, потерявшего при этом трон, друзей, близких, всех подданных и всё королевство — это непоправимая утрата, самая жестокая участь. Король без подданных, без права на надежду. Казалось, что может быть хуже? Но злая судьба уготовила ему ещё более страшное испытание.

Рассказ — это поэтическая легенда о безысходности, это реквием обречённости, в котором сольный голосок надежды как запах нежного цветка.

Но нет предела коварству. И голос надежды окажется злобным смехом пытки. А светлый его луч — лишь чёрным светом солнца.

Солнца Без Надежды.

В том царстве тьмы, где пытки боль хохочет над тобой.

Оценка : 8
«Сад Адомфы»
–  [ 5 ]  +

sergu, 22 мая 2018 г. в 23:25

У пресыщенного развратом и жестокостью царя Адомфы есть прекрасная и возвышенная мечта — таинственный сад, о котором ходят самые разноречивые слухи. За каменным забором скрыт он от постороннего глаза, и даже солнце лишено возможности тронуть его лучами. Такого сада нет нигде, ибо здесь растут человеческие части тела, собранные в коллекцию разнузданного кошмара. Это боль эстетики и страдание красоты. Это ожившее безумие, одетое плотью невинных жертв. Это мерзость и вечное сумасшествие убогого удовольствия и дьявольски извращенного представления о красоте. Но у сада есть плоды.

Вкуссссссси меня...

Оценка : 9
«Ужасы Йондо»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 10 мая 2018 г. в 16:10

Небольшой, но отличный рассказ. Слушал в аудиозаписи, всего 20 минут.

Герой, брошен на погибель на окраине ужасной пустыни Йондо. Деваться некуда — сзади ждёт смерть, но и в этой пустыне таится нечто, ещё хуже чем просто гибель.

Вот и весь сюжет. Но, как всегда, у К. Э. Смита, мне больше всего нравится великолепная атмосфера, которую создаёт автор. Красиво, интересно и психологически очень глубоко и сложно. Все оттенки чувств, испытанных персонажем, от предчувствия нечто угрожающего, потом легкого стража, затем ужаса, затем появившийся надежды, и, вновь жуткого, безнадежного отчаяния.

Мастерски написанная вещь.

Оценка : 9
«Ужасы Йондо»
–  [ 5 ]  +

JohnNorrik, 31 декабря 2016 г. в 00:15

Не мог не написать свой отзыв об этом рассказе. Рассказ невероятно короткий и занимает всего лишь один день из жизни героя рассказа, который попал в богом забытую, старую как мир, полную древних руин и ужасов пустыню Йондо.

Особенно стоить атмосферу произведения. Эдакая смесь фатализма, меланхолии и необъяснимого холодка, которая вышла у автора, как по мне очень правдоподобно.

Оценка : 10
«Конец рассказа»
–  [ 5 ]  +

Сомнамбула, 15 ноября 2016 г. в 23:17

Один из наизамечательнейших рассказов мастера, по моему мнению! Восхитительная притча, рассказывающая о человеческой природе в ее неожиданном и неприятном для нас аспекте, показывающая, как естественно на деле для человека пренебрежение здравым смыслом, ввиду обманчивого получения бесконечно желанного, но к несчастью столь же бесконечно губительного совершенного мира, мира предельного насыщения чувств, реализации гнетущих, но едва осознаваемых потребностей...

Оценка : 10
«Дверь на Сатурн»
–  [ 5 ]  +

Rovdyr, 22 августа 2016 г. в 08:02

Кларк Эштон Смит не относится к числу моих любимых авторов, но все же хочу отметить рассказ «Дверь на Сатурн», который я прочел в сборнике «Затерянные миры» (кстати говоря, оформление этой книги есть ужас куда более сильный, чем ее содержание). Этот рассказ отнюдь не шедевр, но есть в нем определенная изюминка, благодаря которой он запомнился мне и даже в какой-то степени импонирует. Эта изюминка — наличие элемента легкого юмора. Лично я этот инструмент в творчестве Смита видел всего пару раз, а между тем именно его критически не хватает произведениям КЭС. Слишком уж Смит любит громоздить всякие монструозности, сцены экстраординарного насилия и т.п. От этого быстро устаешь и теряешь вкус.

В качестве примера изящного юмора в «Двери на Сатурн» приведу упоминание о человекоподобных птицах стилитеанах (одних из обитателей оной планеты), которые селились поодиночке, каждая в своем доломитовом гнезде, где годами размышляли о космосе, периодически выкрикивая друг другу мистические слова «йор», «йир» и «йуп», выражавшие непостижимо логичную последовательность эзотерических мыслей.

Какая красивая, грациозная фраза, благодаря которой сюжет воспринимается намного легче и органичнее (в том числе и присутствующие в нем элементы фантастики и хоррора)!

Оценка : 9
«Genius Loci»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 04 апреля 2016 г. в 16:35

Если вам нравится творчество Кларка Эштона Смита, рекомендую ознакомиться с данным рассказом, сетевой перевод которого появился относительно недавно. Сам я английским, к сожалению, не владею, поэтому не могу сказать, насколько перевод близок к первоисточнику, но атмосфера нагнетания таинственности и зловещих предчувствий передана замечательно. Яркий пример так называемого «лавкрафтианского хоррора», от которого не ждёшь каких-то особых изысков сюжета и ценимого, в основном, как раз за атмосферу. В данном рассказе речь идёт о луге, обладающем некоторой опасной притягательностью...

P.S. В случае, если рассказ придётся по душе — советую обратить внимание на авторскую колонку переводчика. В ней можно найти ещё много чего интересного, в том числе и ранее непереведённого.

Оценка : 8
«Цветочный демон»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 01 апреля 2016 г. в 13:37

Замечательный рассказ, который может дать представление о беспредельной фантазии Кларка Эштона Смита. Сюжет, в общем-то, рассказан в предыдущем отзыве, но в данном случае он — не главное. Главное — то, КАК описан Лофей, мир полуразумных растений, которые покрывают большую часть поверхности планеты «подобно полям, поросшим змеями, что вечно танцуют под нездешнюю музыку». Впечатляет, что ни говори... Сам я английским, к моему глубочайшему сожалению, не владею, поэтому рассказ читал в сетевом переводе Т.Модестовой. Шероховатостей в нём, конечно, много, да и конструкции вроде «он достиг Лоспэра в то же время тьмы и отдохновения, как и когда ушел» =))) присутствуют, но представление о красочных описаниях мира Лофея после прочтения вполне можно получить.

Таким образом, могу рекомендовать рассказ как поклонникам творчества Смита, так и для знакомства с автором.

Оценка : 10
«Святой Азедарак»
–  [ 5 ]  +

Uldemir, 07 февраля 2016 г. в 01:08

На мой вкус, лучший из аверуанских рассказов автора. Во-первых, не так часто под руку попадается что-либо из хроно-фэнтези, а волшебные перемещения в прошлое и будущее, которые вдруг оказываются возможными благодаря магии, придают удивительному миру Аверуани еще бόльшую глубину и привлекательность. Во-вторых, внимательные читатели, знакомые с Гипербореей Смита, окажутся вознаграждены, узнав о еще нескольких владельцах одного из артефактов древнего мира. Впрочем, дело, наверное, не только и не столько в этих деталях сюжета, сколько в иронии судеб героев рассказа. В жестоком мире, где шансы выжить при столкновении со сверхъестественным весьма невысоки, на этот раз каждому удается вытащить свой счастливый билет и вместо ставшей привычной сочувственной усмешки, переворачивая последнюю страницу рассказа, в кои-то веки улыбаешься по-доброму…

Оценка : 10
«Дверь на Сатурн»
–  [ 5 ]  +

CorbenDalas, 02 декабря 2015 г. в 02:26

Возможно, я неправильно улавливаю стиль Смита, но в ожиданиях моих была увлекательная, держащая в напряжении до последнего, история. И вновь единственное, что я могу сказать, это «неплохо». Что на самом деле странновато, ибо «Пришествие белого червя» или «Свидетельство Атаммауса» и даже более ранний «Рассказ Сатампры Цейроса» написаны гораздо лучше.

Как всегда

Тема: отлично

Реализация : удовлетворительно с натяжкой

В итоге: неплохо.

---

Для тех, кто готовится к прочтению:

Можно читать на любой стадии знакомства с циклом (и вообще с автором, думаю)

---

Возраст:

16+

Оценка : 6
«Смерть Илалоты»
–  [ 5 ]  +

anok, 05 августа 2014 г. в 22:31

Небольшой атмосферный рассказ, умещающий, тем не менее, полную картину характеров персонажей. Описав трагедию двух любовников, автор оставляет на усмотрение читателя выбрать: была ли смерть Илалоты действительно вызвана безответной страстью; либо смерть была изначально задумана Илалотой, всеми средствами пытавшейся приворожить возлюбленного. Как бы там ни было, рассказ заслуживает внимание и прочитав, каждый сам сделает для себя выводы.

«Девятый скелет»
–  [ 4 ]  +

Frogman, 25 ноября 2023 г. в 18:26

Очень странный рассказ. Как и большинство у Кларка Эштона Смита сюжет здесь почти отсутствует, всё вертится на одной сцене. Скелеты взрослых несут скелеты детей в могилы... Но это лишь второй смысл, выраженный в форме символов- люди рождены, чтобы умереть... В этом такая чёрная меланхолия автора.

Оценка : 7
«Возвращение чародея»
–  [ 4 ]  +

Titus.crow, 19 июля 2023 г. в 06:23

Мне КЭС уже давно не нравится — тужится-тужится, а хорошую литературу ужасов родить не может. То же самое и с фантастикой.

Конкретно здесь мы видим совершеннейшее отсутствие оригинальности и, главное, логики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну вот почему Карнби просто не кремировал своего брата? Да хоть гвоздями прибил эти части трупов. Миллион способов не позволить колдуну ожить и сотворить месть, ан нет — изобразим, что мы тупые и просто будем тратить время
.

А ведь Джон, заявляя, что он постиг мерзкие бездны черной магии и совершал бог знает какие ужасные ритуальные действа, прямо просто прячется и готов сдохнуть от сердечного приступа, услышав

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всего лишь движение частей трупа. Разве это должно хоть сколько-то пугать такого отъявленного чародея и сатаниста, как он?

В общем, у Смита не выходит понравиться мне ни в Гиперборее, ни на Марсе, ни в нашем родном мире.

Оценка : 5
«История некроманта»
–  [ 4 ]  +

Ramonak, 14 июля 2023 г. в 20:51

Прослушал в единственном исполнении на канале «Аудио VikBook». Отлично озвучено.

Сам рассказ обманул названием. Ожидал, что там будут некроманты, которые были у Смита в цикле «Зотик», или на худой конец в духе его рассказа «Возвращение чародея». Но нет. Некромантия другого рода. Рассказ в духе тех, что писал Август Дерлет про проблемное наследство, наследников и запретные книги. Было интересно. И снова у Смита женщина — виновник всех бед. Что-то он явно невзлюбил род женский:) Хотя вроде с этим у него всё в порядке было — женат всю жизнь, насколько я помню. Ааа, поэтому наверное и проблемы. У Роберта Говарда, к примеру, жены не было, и он наоборот женщин везде спасал и рисовал их в наилучших качествах. Не успел познакомиться поближе с семейной жизнью, видимо:) То-то Смит в письмах Лавкрафту писал, что Роберт Говард крайне наивный малый:)

Оценка : 8
«Марс» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

niksk7, 17 апреля 2023 г. в 07:56

Отличный образец «странной» или «химерной» прозы. Не уверен, был ли знаком с этим циклом РБ, но мне кажется, что вполне мог вдохновиться им на написание мрачных «Марсианских хроник», не входящих в основной цикл.

Первое, что стоит сказать о рассказах — они довольно сильно отличаются друг от друга, объединяет их по большому счёту только место действия. в цикл они объединены весьма условно. Хотя в цикле упоминаются межзвёздные путешествия и прочие атрибуты научной фантастики, по духу и атмосфере скорее похожи на мрачный «Weird fiction», нежели на более привычную научную фантастику, ближе всеего к этому циклу по атмосфере мне видится цикл «Зотика».

У всех рассказов есть один несомненный плюс — они довольно оригинальны, и скорее не в плане сюжетных ходов (сюжет в произведениях как раз довольно банален), но какими-то деталями, смесью разных жанров, настроений. Рассказы явно нацелены на широкую аудиторию, но несмотря на это, они не банальны и не пошлы. Самое главное, что читать было интересно, это важно для подобного рода литературы.

В целом, если хотите почитать мрачную странную прозу и не ждёте от цикла высокого гуманистического посыла и сложных вопросов как в «Марсианских хрониках» — очень рекомендую.

Оценка : 7
«Смерть Малигриса»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 03 сентября 2022 г. в 22:18

Мрачное фэнтези про смерть могущественного колдуна.

Самый страшный и сильный колдун-некромант Посейдониса, вроде бы, умер.

Только, все бояться пойти в его замок и проверить, остался ли опасен мертвый колдун?

Кратко, но, талантливо.

На мой взгляд, яркий и запоминающийся рассказ, хотя, с самым простым сюжетом.

Оценка : 8
«Неведомый остров»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 02 сентября 2022 г. в 19:23

Рассказ про путешественника, оказавшегося в другом временном пространстве. Человек попал в своего рода «Бермудский треугольник», правда, в южной части Тихого океана.

Хорошая идея для фантастического рассказа.

Но, уж слишком автор лаконичен! Только начинается все самое интересное, как занавес опускается, история закончена.

Прямо, не рассказ, а черновой набросок.

Оценка : 4
«Чары Улуа»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 02 сентября 2022 г. в 14:04

Философская притча о том, что мудрый человек знает, что разврат, порок и неумеренное винопитие приводят к гибели.

Или, просто сказка о разумном целомудренном юноше, который умудрился не поддаться порочной страсти развратной принцессы, и, сохранил себе жизнь.

На любителя.

С одной стороны — яркие описания разных кошмаров, колдовских ритуалов. С другой — ничего особо оригинального.

Оценка : 5
«Белая Сивилла»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 01 сентября 2022 г. в 23:36

Лиричная зарисовка.

Поэт воспылал страстью к некому прекрасному и загадочному существу — Белой Сибилл.

История, конечно, закончилась трагически. Свой идеал герой нашёл, но...

Впрочем, это просто красивая и романтическая сказка.

Сюжетно — незатейливо и предсказуемо, только, по-моему, сюжет здесь не особо важен. Зато, интересные образы, холодная, ледяная атмосфера.

Поэтично и грустно.

Оценка : 8
«Смерть Илалоты»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 06 мая 2022 г. в 14:48

Образцово декадентское общество! В кои-то веки натыкаюсь на автора, который это не говорит, а грамотно показывает. Уже одно это здорово играет на атмосферу, плюс, здесь все «такие», что их и не жаль толком — заслужили. В целом это создаёт прекрасную историю, где автор лишь широкими мазками создаёт чёрты персонажей ровно настолько, чтобы читатель сам с интересом додумал черты их характеров и прошлое. Здесь всего три персонажа, но все они очень имеют очень яркие и уникальные образы.

И лучше всего о том, какие впечатление на меня произвёл этот рассказ скажет то, что Кларк Эштон после Бирса стал вторым автором, которого я оставил для себя в заметках после этой антологии.

Оценка : 8
«The Old Gods Eat»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 15 марта 2022 г. в 11:20

Американский писатель Э. Хоффман Прайс, написавший более пятисот произведений в различных фантастических жанрах и даже удостоенный в 1984 году Всемирной премии фэнтези за вклад в развитие жанра, русскоязычному читателю практически неизвестен. Вернее, даже не так: русскоязычному читателю он известен исключительно в качестве соавтора великого и ужасного Говарда нашего Филлипсовича в рассказе «Врата Серебряного ключа». Рассказ, бесспорно, великолепен, но даже сам Прайс признавался, что заслуга в этом — исключительно Лавкрафта.

Рассказ «Дом моноцероса» написан Прайсом на основе черновика другого талантливого визионера, Кларка Эштона Смита, озаглавленного «The Old Gods Eat», поэтому сложно сказать, каков был первоначальный замысел, но результат вышел не сказать, что сильно впечатляющий. Такое ощущение, что автор (имеется ввиду Прайс) так и не решил, что, собственно, он пишет — историю в жанре «лавкрафтианского хоррора», или же историю детективную, в которой сверхъестественное должно получить вполне материалистическое объяснение. Все составляющие жанра в наличии — американский детектив Джон Дэйл, специализирующийся на поисках растратчиков, прибывает в старинный замок в Корнуолл по приглашению хозяина, лорда Треганнета. Когда-то его языческие предки поклонялись в этом замке таинственному Моноцеросу, представляющему собой «некое морское чудовище, с рогом, как у единорога; морского дракон с длинным шипом, выступающим между глаз», который до сих пор запечатлён на гербе Треганнетов. Теперь в округе пропадают люди, и местные винят во всём хозяина замка. Дело осложняется тем, что в этом самом замке находятся сразу две роковых красавицы, причём о существовании одной из них Дэйл узнаёт лишь случайно, да и сам Треганнен явно что-то скрывает...

Завязка, надо сказать, выглядит куда интереснее развязки. Слишком уж нелогичными, переусложнёнными показались лично мне действия всех без исключения героев данной истории. Сверхъестественные силы в рассказе тоже присутствуют, но какие-то совсем уж невнятные, что называется — без огонька. Вполне возможно, что эту довольно банальную историю мог вытянуть неповторимый авторский стиль Кларка Эштона Смита, но у Прайса получилось то, что получилось. Рекомендуется к ознакомлению только упёртым поклонникам Смита, готовым читать его черновики, законченные другими авторами.

Оценка : 6
«Лабиринт Маал Двеба»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 23 декабря 2021 г. в 00:29

Легенда о Тесее наоборот. Любил автор переворачивать классические сюжеты обратной стороной, и старательно дегероизировать человеческую деятельность. Вот и наш герой — ну как он не может не победить, ведь он идёт в страшный лабиринт короля-колдуна по зову сердца, чтобы освободить любимую. Как может проиграть любовь, спрашиваем мы, выросшие на классических сюжетах, где главные герои преодолевают всё.

Вот только у Кларка Эштона Смита человек чаще бессилен перед иномировыми силами — также и здесь. Отважный юноша играючи скручивается скучающим магом, и вся его любовь идёт под хвост — ничем не может ему помочь ни светлое чувство, ни отвага, ни храбрость. Просто человек слаб сам по себе, вот и всё.

Оценка : 7
«Охотники из преисподней»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 19 декабря 2021 г. в 22:52

Насколько это близко Лавкрафту, не знаю, я его очень мало читал, и эту историю воспринимал вне зависимости от «миров Ктулху», и его мрачной атмосферы. Мне вспоминается быль-анекдот о Гансе Р. Гигере, чьи картины с демоническими созданиями в одном из международных аэропортов приняли за фотографии, что вызвало в художнике лютый приступ иронии: «Где, по вашему, я мог их сделать? В аду?».

А вот скульптору из рассказа Кларка Эштона Смита этот вопрос не показался бы смешным. Он не обладает безумной фантазией творца «alien'ов», ему нужна натура, чтобы разбавить своё пресное творчество чем-то гениальным и экспрессивным, сотворить то, что По и Лавкрафт делали в литературе. И он осмелился смотреть в глаза демонов из иных миров, вливая в себя их мерзость и злобу, продавая свою душу.

Но ничто не бывает просто так, за всё надо платить... И эту плату принимает на себя та, кто любит художника больше жизни. И даже больше она может отдать — перенести невыносимые страдания ради него. Но является ли созданное им искусством, и даже если так, стоит ли оно того? Вопрос...

Оценка : 8
«Валтум»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 19 декабря 2021 г. в 00:10

Кларк Эштон Смит написал, в общем-то, довольно стандартную вещь — точнее, написал бы её, если бы не был собой. Сюжет-то Бог с ним — злой инопланетянин желает нагадить матушке Земле, отважные друзья-космолётчики хотят ему помешать — просто, ясно, легко запомнить. Но два элемента — во первых, победа, по сути, оказывается бесплодной, она лишь отсрочивает неизбежное, да и жизни она забирает тоже. И второе — потрясающие детали, штришки и яркие мазки, как нигде раскрывающие культуру, которой автор населяет свой Марс — больше мы не увидим этого мира. История, быт, технологии, вера — всё это кратким галопом проносится перед нами, и даже жаль, что мы не можем вернуться в этот мир, мир людей с огромными грудными клетками и широкими, привыкшими к разрежённому воздуху ноздрями. У этого мира был большой потенциал, но автор решил иначе.

Оценка : 8
«Склепы Йох-Вомбиса»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 18 декабря 2021 г. в 23:56

Рассказ неплохой, однако его особенность лежит не в плоскости хоррора, в, скорее, в плане специфического стиля Кларка Эштона Смита. Парой-тройкой мазков он смог показать останки древней цивилизации Марса — конечно, цикл об этом мире у автора самый короткий и непроработанный — однако ощущение глубокой древности и ветхости умирающего от недостатка влаги, воздуха и света мира передано очень хорошо. Что до общей фабулы — классический хоррор с жуткими чудовищами, жрущими мозг — ясно, откуда черпали вдохновение поколения режиссёров, вроде Джона Карпентера. И, что полностью соответствует общему настрою творчества автора, человек опять проиграл в схватке с неведомым. Мрачный вы, господин Смит, мрачный.

Оценка : 7
«Семена из склепа»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 15 декабря 2021 г. в 12:36

Классический и яркий по исполнению ужастик, причём без всякого чародейства, почти без тёмных углов и всего с одним мрачным склепом — всё на ярком свету и среди буйства зелени. Напомнил мне недавний фильм «Annihilation» по Вандермееру — вот уж где подобная чужеродная, кричаще-яркая растительная жизнь показана во всей красе. Читая такие рассказы, понимаешь, откуда целые поколения кинематографистов берут материал — уж очень визуализированны творения, подобные этому рассказу, практически готовый сценарий.

Оценка : 7
«Судьба Авузла Вутоквана»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 08 декабря 2021 г. в 23:44

Простенький и незамысловатый рассказ с предсказуемым сюжетом, причём его развитие и окончание становится ясно уже к концу третьего абзаца. Но, несмотря на то, что повествование откровенно не блещет обыгранностью, читается рассказ не без интереса — благодаря разбросанным по тексту мелочам, иногда чисто визионерским, порой — мироформистским, встраивающим новые кирпичики в недостаточно, что уж там говорить, раскрытый мир Гипербореи. А так, преступление, грех, наказание — всё по нотам, ясно, но слишком просто.

Оценка : 7

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8 



⇑ Наверх