Работы художника П Филонова

Художник — Павел Николаевич Филонов

П. Филонова
Страна: Россия
Родился: 8 января 1883 г.
Умер: 3 декабря 1941 г.

Павел Николаевич Филонов — русский художник, теоретик искусства, поэт.

Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. стилю, т. е. 8 января 1883 — по новому.

Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком.

Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).

В 1905 — 07 г.г. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.

К 1910 г. относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина; к зиме 1910 г. — «первая картина» (по утверждению самого художника) — «Головы» .

Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г.

В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии.

Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г. пишет декорации для постановки трагедии В. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. К этому периоду относится сближение Филонова с Велимиром Хлебниковым (облик Филонова угадывается в рассказе Хлебникова «Ка»). Филонов написал портрет поэта (не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник», 1914 г., а в 1915 г. опубликовал свою поэму «Проповедь о проросли мировой», с рисунками, по духу напоминающими хлебниковские.

В 1915 г. Филонов и его группа выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“», где провозглашается реабилитация живописи (в противовес Малевичу) и картин, «сделанных картин и сделанных рисунков».

В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета», которая войдёт в цикл «Ввод в мировой расцвет»; осенью 1916 г. он мобилизован на войну и направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п.

В 1918 г. он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». Работы Павла Николаевича получили хорошие отклики критиков. В 1922 году Филонов предпринимает действия направленные на реорганизацию факультетов живописи и скульптуры в Академии художеств. Его идеи не нашли должной поддержки.

Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же — «художник-исследователь», согласно Филонову).

Мастер голодает, экономит на чае и картошке, питаясь лепёшками, но не забывая о щепотке махорки…

Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.

На фото 1: Филонов с супругой Екатериной Александровной Серебряковой.

На фото 2: М. Матюшин, А. Крученых, П. Филонов, И. Школьник, К. Малевич.

© Библиотекарь Точка Ру



Обложки изданий (38)

1933

Калевала
1933 г.
1989

Заколоченное окно
1989 г.
1991

Ванна Архимеда
1991 г.
1994

О синтетизме, математике и прочем...: Роман Мы Е.И. Замятина
1994 г.
2001

Белая гвардия. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Рассказы
2001 г.
Философия и психология пола. Одиночество женское и мужское. Люди тоски и люди скуки
2001 г.
Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х - 30-х годов (на материале повести Котлован)
2001 г.
Проситель
2001 г.
2002

Аптекарь
2002 г.
Казус Кукоцкого
2002 г.
2003

Аптекарь
2003 г.
Кесарево свечение
2003 г.
Черная свеча
2003 г.
2005

Собачье сердце
2005 г.
2006

Собачье сердце
2006 г.
2007

Аптекарь
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2007 г.
Чевенгур. Котлован. Рассказы
2007 г.
2008

Царь-рыба. Повести. Рассказы
2008 г.
Черная свеча
2008 г.
2009

Собачье сердце
2009 г.
2010

Собачье сердце. Дьяволиада
2010 г.
Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Театральный роман. Жизнь господина де Мольера
2010 г.
Собачье сердце
2010 г.
2011

Собачье сердце
2011 г.
2012

МАСТЕРСКАЯ ЧЕЛОВЕКОВ  и другие гротескные, фантастические и сатирические произведения
2012 г.
2013

Московская сага
2013 г.
Котлован
2013 г.
2014

«Роман-газета», 2014, № 23
2014 г.
Собачье сердце
2014 г.
2015

Мы
2015 г.
Всё о жизни
2015 г.
Чевенгур
2015 г.
2016

Восстание масс
2016 г.
2019

Котлован
2019 г.
Новое зрение: Болезнь как прием остранения в русской литературе ХХ века
2019 г.
Голем
2019 г.
Час Быка
2019 г.

Внутренние иллюстрации изданий (12)

1914

Изборник
1914 г.
Рыкающiй Парнасъ
1914 г.
1933

Калевала
1933 г.
1982

Блокадная книга
1982 г.
1985

Ладомир
1985 г.
Стихотворения и поэмы
1985 г.
1988

Родник № 4 (16), апрель 1988
1988 г.
1989

Юность № 4, апрель 1989 г.
1989 г.
1991

Избранные сочинения
1991 г.
1996

Смена №8 1996
1996 г.
1997

Том 2
1997 г.
2022

Знание-сила № 10/2022
2022 г.

Издания не на русском языке (1)

2015

A School for Fools
2015 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх