---
Фантастические элементы в романе «В одном далеком королевстве» минималистичны. Никаких вымышленных рас, чудовищ и могущественной магии, сметающей все на своем пути. Но это все-таки фэнтези, потому что соответствующие элементы присутствуют — мистическое видение одного персонажа-мага и намеки на оживление мертвецов.
В книге несколько главных и второстепенных героев, их сцены часто чередуются, что несколько затрудняет восприятие. Что их роднит, так это то, что герои по натуре одиночки. Даже пожилой маг в определенный момент пытается отослать подальше свою юную помощницу и выполнить миссию самостоятельно. Впрочем, фон на все приключения один — дворцовые перевороты, дележка территорий и междоусобицы.
Самая интересная линия, на мой взгляд, дочери барона Симели. Воспитанная как мужчина, но, тем не менее, хрупкая, девушка во многом недооценена окружающими, но способна на героические поступки. Чем-то напомнило романы Энн Маккерфи про Всадников Перна, пока они не превратились в приквелы про повышение выработки на угольных шахтах.
Юная спутница мага Кэларьяна показалась мне похожей, но менее заметной, особенно на фоне наставника. Понятно, конечно, что чем больше персонажей, тем сложнее выстроить сюжет, но задел на будущее есть. Много линий, которым суждено развиться. Некоторые моменты затянуты (очень много обсуждений, замедляющих динамичность повествования), но прервать чтение мыслей не было.
В этом и есть главный «недостаток» – то, что книга вводная. Масштабного финала нет — есть короткая передышка. Хочется продолжения приключений Симели – нам подсовывают других персонажей. Хочется ответов и объяснений – они будут в следующей книге. Наиболее показателен в этом плане, как мне кажется следующий момент.
В середине книги намечается поединок. Я как любитель подобных ристалищ, очень обрадовался. Но в итоге он так и не начался.
А было бы интересно почитать, потому что описания сражений – это не поток фехтовальных терминов. Так, когда одного из героев пытаются схватить в комнате, он, в отчаянной попытке спастись, активно и живописно лавирует и использует мебель и предметы интерьера.
Иные моменты вызвали вопросы.
Смерть одного из принцев обставлена драматически — с окровавленными ошметками и застывшими взорами. Но до этого упор делался на совершенно других персонажах и его не очень жаль.
Иногда в напряженные моменты старик Кэларьян становится уж больно подвижным для своих лет и даже шустро лазит по лестницам.
Или Симель по приказу ведут на встречу с начальством, но она затевает драку со своим проводником, считая, что тот слишком грубо обошелся с ней. Впрочем, может характер такой.
Но в целом, автор умеет работать с деталью. Средневековый быт описан достаточно подробно и интересно, что иногда побольше хочется таких деталей. Например, в сцене застолья у стола снуют многочисленные собаки. Есть известное средневековое мнение, что о них вытирали руки вместо полотенца. Почему бы не подтвердить или опровергнуть этот факт? Кто знает, может, даже не вытирали, а облизывали руки? Ведь язык собаки чище человеческого.
Порадовало, что фразы героев очень лаконичны. Стиль без неологизмов, не к чему придраться. Разве что «завилял, как студент на экзамене». Слова «школяр, бурсак» кажутся более уместными, но это всего лишь пожелание.
Вообще-то данный жанр принято называть «псевдоисторическим фэнтези», потому что он основывается на исторических реалиях, но происходит в несуществующих географических наименованиях. Но как-то не хочется называть так книгу, потому что приставку «псевдо» часто клеят к подделкам. Здесь же у нас довольно выверенное и реалистичное приключенческое произведение.
И это довольно хорошая и верная тенденция последнего времени – разоблачать мифы о мрачном и невежественном средневековье.