Главный герой фильма и книги, по которой он поставлен — молодой человек со славянскими корнями по имени Одд Томас в исполнении Антона Ельчина. Томас обладает даром, доставшимся от матери, который позволяет ему видеть призраков и злых духов, питающихся страхом и собирающихся рядом с теми, кто несет смерть. Призраки указывают Томасу на своих убийц, а местный шериф, которому известно о даре юноши, расследует эти дела и наказывает преступников. Но однажды в городок Томаса приходит чужак, вокруг которого вышеуказанные фантомы так и роятся…
В общем-то тот факт, что фильм поставлен по первой книге (из шести, причем запланированы они были еще до написания первой) откладывает отпечаток — масштаб событий не очень большой. Никакого вселенского зла, чтобы в последующих частях было где развернуться.
Сам автор Дин Кунц был без ума от сценария с самого начала, что радовало и одновременно настораживало. Потому что сами писатели, выдвигая требования к сценарию, часто излишне усердно держатся за первоисточник, не понимая, что элементы, выглядящие превосходно на бумаге, на экране могут не сработать.
Стивен Соммерс тоже казался подходящей кандидатурой. Он был ответственен за такой хит девяностых, как «Мумия», где юмора было не меньше, чем ужасов.
Фильм с первых же кадров напоминает другой не очень кассовый фильм — «Страшилки» Питера Джексона. Там тоже по сюжету герой общается с потусторонним миром и видит призраков и злых духов. Но у «Страшилок» жанр - мистический комедийный триллер. Тут же скорее — мистический детектив с элементами боевика.
И «Страшилки» провалились в прокате, что уже делает их не лучшим примером для подражания. У «Томаса» же со сборами еще туже — он не отбил и одной тридцатой собственного бюджета в 27 миллионов, на которые авторы умудрились сделать терпимые спецэффекты.
Честно говоря, непосвященных зрителей могло отпугнуть одно только название картины. Публика вообще настороженно относится к фильмам, в заголовке которой стоит негативная характеристика. К «плохим», допустим, все привыкли, а вот «странный» может насторожить массового зрителя. «Странный» хорошо подходит для комедий, где нелепые ситуации – это не просто норма, а необходимый элемент. Достаточно вспомнить «Странную парочку», «Странную науку» (известную у нас под более удачным «Чудеса науки»), «Доктора Стрэйнджлава»… Но вот тут-то и кроется одна из проблем — юмора в «Странном Томасе» совсем немного. И он не просто черный, но часто отвратительный.
Фильм начинается как приключенческий экшен, обещает апокалипсис, но завязка буксует, превращаясь чуть ли не в заурядный теледетектив - обыск домов и постоянное возвращение на место преступления. Да и фильм, к тому же, не стесняясь, нарушает сами же поставленные им правила. Так в начале утверждается, что злые духи убьют человека, если поймут, что он их замечает. А ближе к концу это же заявление и опровергается.
При всей юности главного героя, «Томас» явно из другого жанра, чем другие книжные адаптации — «Голодные игры», «Дивергент» и «Сумерки», чей успех, возможно, надеялись повторить продюсеры фильма. Взаимоотношения героя и героини побочны, недоработаны и скорее вредят сюжету, нежели дополняют его.
Главная героиня, при всех симпатиях, слишком урезана и оторвана от героя. Большую часть времени он общается с ней по телефону. Сильной экранной пары, увы, не вышло, хотя Антон Ельчин, обычно не получавший главный ролей, хорошо вжился в персонажа. Другой же талантливый актер — Виллем Дефо — откровенно недоигрывает.
А кульминация событий подходит скорее к технотриллеру или заурядному боевику, нежели к мистическому детективу, добавляя фильму сумбура. Следующая за ней драматическая развязка хоть и трогательна, но предсказуема.
Фильм короче полутора часов, и можно было бы обвинить создателей, что были вырезаны важные сцены, но источники утверждают, что в финальный вариант по большей части не вошла предыстория персонажей. Вряд ли она могла бы сильно обогатить повествование.