Юлиан Семёнов «Господин большевик»
Повесть написана в 1959 году. В основу были положены реальные события. Однако опубликовать её не удалось, хотя попытки предложить её различным изданиям (газете «Московский комсомолец», издательству «Советский писатель» (дважды), журналу «Наш современник») автор продолжал до 1969 года. В 1966 году Ю. Семёнов использовал фрагмент повести в романе «Майор Вихрь» (глава «Одиссея сорок четвёртого года»), сделав её героя, Степана Богданова, одним из участников группы Вихря. Впервые опубликована в авторской редакции в сб. «Неизвестный Юлиан Семёнов. Возвращение к Штирлицу».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 23 ноября 2024 г.
После вечера Юлиана Семенова мне очень захотелось почитать что-нибудь из его «мускулистой прозы». На литресе попался «Господин большевик» в исполнении Клюквина. Вопрос был моментально решен.
Вот не думала, что меня захватит книга о побеге из концлагеря. Но да!
Вообще, с хорошей прозой проблема в том, что про нее сложно написать так, как она того достойна. «Господин большевик» — это небольшая повесть, и почти весь ее сюжет укладывается в написанное выше предложение – побег из концлагеря. Точнее – в два побега.
Мы встречаемся с героем рассказа (рассказ от первого лица), когда он реализует четко спланированный план – выбирается из лагеря в контейнере с углем. И дальше следим за его передвижениями по немецкой территории. Он один. Холод. Голод. Но вопрос выживания – это вызов. Вызов себе. Потому что одному в лесу страшнее, чем в роте на передовой. А надо дойти до границы.
И хоть побег был удачен, он снова попадает к немцам. Допросы, камера, избиение. Снова концлагерь. Теперь другой. И вот тут он понимает для себя очень важное. Я мол думал, что в лагере сидят и ждут конца. Но тут тоже есть жизнь. Да, хреновая. Иногда очень хреновая. Но и в ней есть место шуткам. Иначе не выжить. Его временный сосед по камере – приговоренный к смерти — каждое утро делает зарядку. Потому что иначе – распуститься и не жить. А если вдруг повезет, то лучше быть готовым. Другой сосед – профессор – читает соседям по лагерю лекции про русских поэтов.
Собственно, вся книга – о выживании. И о неунынии. О том, как не сдаться там, где кажется уже нет никакого просвета. Сохранить себя. Сохранить других и для других.
И еще она про людей. Про нормальных людей. Которые такими оставались, несмотря ни на что. И дело не в каком-то там абстрактном самоуважении. Просто либо ты человек, либо тварь.
И еще о ценности профессионализма. В любой области. Вот хоть тот профессор с лекциями, хоть токарь – который точил детали почти идеальные – разница в микрон. Но именно тот микрон, который все портил. И этот токарь был ценнее десяти бросившихся на амбразуру. Потому что умел сам и мог научить других.
И о многом еще, вроде бы так, между делом. И вот, знаете, не оторваться. Ну может немного вчитаться в начале. Но начиная с момента, когда Степан второй раз попадает к немцам – отложить уже невозможно. Я слушала полночи.
Стоящая. Хорошая. Умная и не скучная. И несмотря на обстановку (понятно, какая обстановка в концлагере) – жизнеутверждающая вещь. Рекомендую, даже если вы не любите тему войны и концлагерей. Она как-то выше этого всего, эта книга.