Павел Вежинов «Белый Ящер»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Несси, сын учёного, родился, мягко говоря, необычным ребёнком. Его ай-кью превышал все мыслимые пределы, внешность была совершенна, а рос он не по дням, а по часам. Его логика была железной, не отягощённой эмоциональностью; любые чувства и эмоции были чужды Несси. Так бы и жил этот «Белый Ящер», ни о чём не задумываясь, ни за что не переживая, если бы не одна встреча... приведшая к кошмару.
Входит в:
— сборник «Белият гущер», 1985 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel5014, 14 августа 2018 г.
Эта история, мне кажется, описывает особый вид разумного существа — что-то вроде отарков С.Гансовского, но в человеческом облике. Разум без эмоций, абсолютная рациональность — и в итоге ненависть, страдания, боль...
Совершенный разум без доброты — это сумасшедший с пулеметом.
Fadeaway Evanesc, 28 декабря 2019 г.
Яркое произведение о «бесчувственном» акселерате Несси.
Напоминает советскую фантастику 80-х.
Скупой язык описания.
Интересная тема с элементами хоррора.
Любопытный главный герой и его форма социальных контактов.
Весьма необычно для автора из социалистической Болгарии.
Nadia Yar, 18 ноября 2011 г.
Это довольно известная книга о социопатии — не дидактическая, не морализаторствующая, а просто очень хорошая, человечная, мудрая и заслуженно ставшая классикой. История человека, который родился _другим_, не похожим на нас, и окружение погубило его мимоходом, даже не ставя себе такой цели. Люди просто не могли оставить его в покое. Видят, сами ущербные, вечно голодные души, странного человека, который не как они — и не могут его оставить как есть, не могут принять. Любить в евангельском смысле не могут. Оскорбляют, шпыняют, лезут в душу — лезут из кожи вон, чтобы ранить, потому что его, кажется, ранить очень трудно. Это их провоцирует, потому что в этом он много сильней, чем они. Люди завидуют и стараются низвести его, каждый по-своему, до самих себя. Привести ко всеобщему знаменателю. Отец, приятель, любовница и заезжий философ — все бьют в одно и то же место. Капля за каплей — вода точит камень. У них получается его ранить. Унизить тоже — раз у нас есть лелеемые смешные страстишки, надо же и ему их внушить, нельзя, в самом деле, терпеть, что кто-то от них свободен; а если они ему по железу чужды — внушить, что это ненормально, что у него ущербность, «нам тебя очень жалко, бедный урод».
Беда Несси не в том, что он плевал на людей, а в том, что он недостаточно последовательно на них плевал. Их мнения всё-таки были для него значимы, их агрессивный бред не проходил как пустой звук. Ящер дал убедить себя, что ему многого не хватает до человека и всё это надо обязательно заиметь вотпрямщас, как можно скорее, иначе нельзя, «пусто» будет. Из убеждённости родилась потребность, которую невозможно было удовлетворить — всё это просто в него не влезало на том этапе, даже если допустить, что в будущем когда-нибудь бы влезло. (Что-то бы влезло, похоже.) Неудовлетворённая потребность создала пустоту, в которой потерялся его собственный, нажитый, выработанный смысл. В пустоте родилось страдание, которое было не заглушить. Элементарные принципы любой рекламы — жаль, Несси их не изучал. Может, спасся бы этим.