fantlab ru

Джулия Сисс, Марсель Детьен «Повседневная жизнь греческих богов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

,

Повседневная жизнь греческих богов

The Daily Life of the Greek Gods

Произведение (прочее), год

Аннотация:

Труд Джулии Сисс и Марселя Детьена можно сравнить с хорошей аналитикой, когда авторы, перелопатив огромное количество первоисточников, все разложили по полочкам и представили на суд читателя прекрасное введение в устройство древнегреческого мира. Введения, без которого совершенно не понятны письменные источники того времени.

Первая часть книги – это подробный анализ гомеровской «Илиады», точнее, тех её мест, которые относятся к жизни богов. Вторая половина книги, написанная Детьеном, описывает устройство и жизнь греческого полиса, где мифология была неотъемлемой и важной частью каждодневного бытия.

Рекомендуется к прочтению перед тем, как брать в руки Гомера, Гесиода, Еврипида, Платона и прочих древних мыслителей.


Издания: ВСЕ (2)

Повседневная жизнь греческих богов
2003 г.

Аудиокниги:

Греческие боги
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу же возникает вопрос: «А может ли быть у богов повседневная жизнь?». И даже, если она действительно существует, то кто ее видел?

Но такие вопросы может задавать только носитель современного мышления, воспитанного на персональной ответственности за свои поступки. Древние греки жили в совершенно ином ментальном пространстве. Их боги были не чем-то внешним, далеким, недоступным. Они были полноправными гражданами городов, имели свои земельные наделы, храмы-жилища и даже «питались» вместе с горожанами, правда, не мясом, а ароматным дымом, поднимающимся над алтарями, в которых горели кости обильно смазанные салом принесенной жертвы.

Труд Джулии Сисс и Марселя Детьена можно сравнить с хорошей аналитикой, когда авторы, перелопатив огромное количество первоисточников, все разложили по полочкам и представили на суд читателя прекрасное введение в устройство древнегреческого мира. Введения, без которого совершенно не понятны письменные источники того времени.

***

Книга разделена на две части. Первая – это подробный анализ гомеровской «Илиады», точнее, тех её мест, которые относятся к жизни богов. Вторая половина книги, написанная Детьеном, описывает устройство и жизнь греческого полиса, где мифология была неотъемлемой и важной частью каждодневного бытия.

Греческие боги могучи, но не всесильны. У них есть распределение обязанностей и иерархия, но даже Зевса-громовержца можно было обмануть или усыпить, пытаясь направить развитие событий в нужное русло.

В этом плане весьма показательно поведение Геры. Неугомонная сестра и супруга властителя Олимпа постоянно провоцирует Зевса и бросает ему вызов. Когда ей потребовалось отвлечь его от земных дел, она не придумывает ничего лучшего, как прибегнуть к соблазнению.

Скрывшись от любопытных глаз, закрыв огромные с тайным засовом двери, Гера начинает совершать тщательный туалет: «Прежде всего она смыла весь прах с обольстительной кожи светлой амброзией; после вся жирным натерлась елеем, что находился у ней, благовонный, божественный, стоило тронуть его в меднозданном чертоге Зевеса — и аромат разливался кругом по земле и по небу, этим елеем она, умастив роскошное тело, волосы стала чесать, заплетая руками их в косы; светлые, пышно они с головы ниспадали нетленной» (Илиада, XIV, 170—177).

Затем приходит черед одежды:

«В легкий богиня затем облачилась покров, что Паллада, долго трудясь, ей соткала и дивным шитьем испестрила. Пряжками этот покров на груди застегнув золотыми, Гера приладила пояс, украшенный ста бахромами, яркие вдела в отверстья ушей, проколотых ровно, серьги о трех жемчугах и большой красотой засияла. Дивная в сонме богинь покрывалом окуталась сверху, сшитым недавно, прекрасным, сияюще белым, как солнце. Пару сандалий красивых к блестящим ногам подвязала» (Илиада, XIV, 478—486).

Придав себе вид элегантной красивой женщины, «и украшения все возложив на цветущее тело, вышла из спальни она...» (Илиада, XIV, 487—488).

Но вряд ли Гера даже в таком виде достигла бы желаемого, если бы не одна важная деталь. Перед тем как отправиться к Зевсу, прекрасная богиня раздобыла чудодейственное средство: пояс, который Афродита, искушенная в любовных утехах, носит на груди, «пояс цветной (...) дивно расшитый, в котором таились все чары богини. В нем и любовь, и желанья, и сладкие сердцу беседы, в нем и соблазн речей, ослеплявших порою и мудрых» (Илиада, XIV, 214—217).

Что было дальше – общеизвестно. Зевс по уши влюбился в свою супругу. (Интересно, каково ей было слушать от обуреваемого страстью мужа, насколько сильно его желание — гораздо сильнее, чем желание, испытанное им некогда к Ио, Данае, Европе, Семеле, Алкмене, Деметре и даже к самой Гере в тот момент, когда он ее впервые соблазнил).

***

Но оставим любвеобильных богов и перейдем к устройству греческого полиса.

В 379 году до н. э. Дионисий Сиракузский отправил морем экспедицию против Фурий. Триста кораблей, груженных тяжеловооруженными воинами, должны были легко захватить город, но тут вмешался северный ветер Борей, который устроил шторм и потопил флот Дионисия.

Благодарные граждане Фурий тут же приняли декрет, присуждающий богу ветров гражданство: ему, как новому гражданину, полагались дом и земельный надел, не считая ежегодно устраиваемого в его честь праздника.

(Из-за некорректного перевода в книге Дионисий назван Денисом, а Фурий – Туриори).

«Божественные дела» — обсуждение календаря и правил ритуала жертвоприношений являлись важнейшей частью ассамблеи жителей любого греческого города. Они не только шли первыми в повестке собрания, но при их обсуждении запрещалось присутствовать негражданам, даже имеющим великие заслуги.

Вообще, гражданство в древнегреческом мире значило не меньше, чем в современном. Наглядный пример, оракул предсказал, что войска под руководством Тизамена победят в пяти битвах. Спарта тут же захотела привлечь его на свою сторону, но полководец включил в контракт требование гражданства «со всеми правами» (т.е. допуск к обсуждению «священных дел»). Жители Спарты вознегодовали от такой наглости, и сделка не состоялась. (Хотя, по другим источникам Тизамен вместе с братом спартанское гражданство все-таки получил).

Еще один пример, наглядно демонстрирующий огромную роль мифологического начала в повседневной жизни греков. Афиняне уступили своим соседям из Эгины два ствола оливкового дерева, чтобы те смогли вырезать из них божества плодородия. Взамен они потребовали ежегодную арендную плату в виде жертв, приносимых по афинскому ритуалу. Но согласившиеся на эти условия жители Эгины не подозревали, насколько придирчивыми и скандальными окажутся их соседи, постоянно уличавшие в нарушении правил жертвоприношений. В результате, эгиняне срочно созвали ассамблею и ввели против Афин торговое эмбарго, запретив ввоз оттуда любой глиняной посуды, в производстве которой те держали монополию.

***

Греки своим искусством и повседневной жизнь заложили множество культурных кодов, которыми мы пользуемся и по сей день. У них существовал и «круглый стол», за которым были все равны и каждый получал одинаковую долю жертвенного животного. И «семья» или «род», члены которого имели разный социальный статус, но обязаны были заботиться друг о друге. И даже хождение строем под надзором надзирателей пошло из обязательного обряда обхода молодежью множества алтарей города.

Интересная книга. Рекомендуется к прочтению перед тем как брать в руки Гомера, Гесиода, Еврипида, Платона и прочих древних мыслителей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх