Марк Стиглер «Праща Давида»
В альтернативном варианте реальности Советский Союз и страны НАТО продолжают Холодную войну, а «равновесие страха» в ядерной сфере сменяется новой гонкой вооружений. На сей раз ее целью становится «идеальное разумное оружие»: контролируемая микрокомпьютерами армия информационного века. Что же случится, если вместо штабистов и военных аналитиков выход из тупика Холодной войны отыщут разработчики ПО и архитекторы распределенных систем?
Номинации на премии:
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Лучший роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 15 ноября 2016 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2fdAfZt).
Оставляя в стороне маргинальные теории заговора паршевых, калашниковых, крупновых и прочих стрингеров Пятой Империи, можно констатировать, что распад социалистического блока не предвидел ни один серьезный западный футуролог, и писатели-фантасты тут не составляют исключения. Наиболее показательным тому подтверждением — специфическая разновидность фантастики ближнего прицела 1980-х, где описывается, с разной примесью киберпанка, грядущий конфликт НАТО и ОВД в Европе. Произведения такого рода любопытны примерно по тем же причинам, по каким не угасает популярность «Человека в высоком замке»: актуальная версия реальности прошла такую узкую развилку с этими вариантами, что невольный интерес к ним носит почти рефлекторный характер. В этой условной подборке, пожалуй, наиболее известен «Нейромант» Гибсона; из прочих работ указанного направления следует выделить «Удар ступнёй» Нивена и Пурнелла, осложненный Первым Контактом, а также недавно переведенную на русский трилогию Затмения Джона Ширли. Паучья линия «Глубины в небе» Вернора Винджа, хотя формально происходит в далеком будущем на другой планете, населенной нелюдскими существами, безусловно достойна прочтения в режиме roman à clef — уж слишком рельефно выписан в ней конфликт двух сверхдержав на грани ядерного взаимоуничтожения. Кстати, из заметок Вернора ясно, что Стиглер и Виндж неплохо знакомы. Далее, как и в случае паучьего конфликта на Арахне из «Глубины в небе», оптимальным решением оказывается
Действие книги Стиглера, в наши дни почти забытой, происходит в том варианте реальности, где противостояние НАТО и ОВД, как и у Ширли в «Песне по имени Юность» или у Шайнера в «Фронтере», не переросло в ядерную войну, однако Европа и/или Ближний Восток уже стали полноценным театром военных действий. В этих условиях “равновесие страха” поколеблено и практически утратило ценность, а новая гонка вооружений Третьей мировой развивается в области “умного оружия”: компьютерных вирусов, дистанционно управляемых роботов и прочей машинерии, порожденной взаимовыгодным браком ВПК и ИТ. Очевидно, впрочем, что и это противостояние заходит в тупик, а соперники обдумывают возможность возвращения к ядерному варианту упреждающего массированного удара. И тут на арену выходят техногики с новой парадигмой разрешения конфликтов, “информационная дуэль” которой подобна дискуссии участников на открытом форуме под присмотром независимого модератора. Но вы же не думаете, что штабисты и чиновники так вот просто позволят айтишникам отстранить себя от рукоятей славы, выгоды и военного безумия? И я того же мнения. Значит, что? Значит, Кремниевая Долина обязана показать Пентагону и Кремлю, где раки зимуют, пока этим самым ракам еще приходится выбирать место зимовки. Иначе ядерная зима упростит дилемму заключенного.
Любопытно, что «Праща Давида» вышла в свет почти одновременно с «Миром на Земле» Станислава Лема, хотя предлагаемые Лемом (технологически близкие стиглеровским) решения более оригинальны, а сеттинг куда богаче (чего стоят одни только странствия Ийона Тихого по Луне в теле дистантника). С другой стороны, проект “Праща” как художественный эксперимент даже по сегодняшним меркам вполне конкурентоспособен, с поправкой, разумеется, на уровень мультимедиа и вычислительной техники той эры, а вот о «Мире на Земле» этого сказать нельзя: помните, как Тихий чуть не стал жертвой вражеского покушения, выбравшись в город с базы Лунного Агентства за печатной машинкой?
Кое в чем «Праща Давида» родственна также более позднему «Камню Голиафа» Ларри Нивена и Мэтью Джозефа Харрингтона, где также исследуется противостояние технологически продвинутого одиночки-техногика и правительственных агентств, хотя эта параллель не кажется целенаправленной.
Книга вышла одновременно в бумажном и электронном виде. CD с интерактивной версией «Пращи Давида» включал рисунки и анимационные заставки, подробные заметки о принципах работы технологий во вселенной Пращи, сводки эхоконференций и четыре (!) варианта прочтения книги от лица разных персонажей, в том числе президента США. Даже в обычной версии романа видны следы гипертекстовой техники, хотя в целом эти вкрапления легко перепутать с артефактами киносценария (впрочем, мне ничего не известно о подготовке экранизации «Пращи Давида» или ее преобразовании из киночерновика).