Кэтрин Азаро «Утренняя заря»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие повести происходит на планете Анзатц в городе Найтингейл. Город населяют Мечтатели — гениальные художники и математические гении, их произведения искусства ценятся во всей галактике и стоят миллионы. Но даже Мечтателям нужны модели, а точнее, их сны. Главный герой Джейто — как раз такая модель, продающая свои сны, но из-за убийства, которого он не совершал, его приговорили к пожизненному заключению. По городу он может свободно передвигаться, так как Мечтатели считают его неопасным, но из города он улететь не может. Вся надежда на прилетевший корабль и прекрасную незнакомку с него.
Входит в:
— цикл «Сколианская Империя»
— антологию «Космическая опера / Новая космическая опера», 2006 г.
— сборник «Aurora in Four Voices», 2011 г.
Награды и премии:
лауреат |
HOMer Awards, 1998 // Повесть | |
лауреат |
AnLab / AnLab award (Analog), 1999 // Повесть | |
лауреат |
Премия Сапфир / Sapphire Awards, 2000 // Малая форма (повесть) |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1998 // Повесть | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1999 // Повесть | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第31回 (2000) // Переводной рассказ | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2014 // Большая или малая повесть зарубежного автора (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Valenta, 15 июля 2019 г.
Что за... ерунда? Вот первая мысль, посетившая меня по окончании прочтения. Это если рассматривать с позиции взрослого человека, но а если ты подросток, то вполне читаемо, хотя «Астровитянка» Горькавого в этом плане намного лучше во всех отношениях.
Нескорений, 15 апреля 2017 г.
Отличительная черта современной космической оперы — сближение с твердой НФ, обилие технических подробностей и описаний. С одной стороны это хорошо, получать пищу для размышлений, задумываться над оригинальными научными гипотезами и допущениями. С другой же стороны, космоопера в традиционном понимании всегда являла собой приключенческий жанр развлекательной литературы, книги с которыми приятно отрешиться от повседневных забот и провести вечер в уютном кресле. С повестью К. Азаро «Утренняя заря», относящейся к циклу о Сколианской империи из которого на русском доступны лишь пара романов и повестей, расслабиться вряд ли удастся. Произведение отмечено целой россыпью призов и номинаций, в т.ч. на Хьюго и Небьюлу, но, как часто бывает в подобных случаях, у обычного читателя чтение может вызвать затруднения.
Первые ассоциации, которые возникли у меня в процессе — «Утренняя заря» во многом напоминает «Грезящих над кладезем» К. Гринленда. Во-первых город Найтингейл на планете Анзатц, погруженный в вечный мрак, как и колония на Умбриэле в повести Гринленда, находится на периферии. Во-вторых, основным источником туристического интереса к планетам в обоих случаях является торговля сновидениями. В-третьих, главная сюжетная интрига в конечном итоге может быть сведена к детективному элементу, в обоих случаях фигурирует убийство, и антагонисты пытаются доказать свою непричастность к преступлению. Хотя, если разобраться, то сходство только внешнее, картины мира очень сильно отличаются, если Гринленд тяготеет к зыбкому сюрреализму в своих описаниях, то Азаро придерживается стройной и красивой математической логики.
Привязка к основному циклу в нашем случае второстепенна, а значит повесть можно легко читать в отрыве от остальных произведений. Глобальная картина биполярного мира довольно проста — расселившееся по Галактике человечество, активно использующее генную инженерию, разделилось на две фракции — Империю, олицетворяющую преимущества демократии, и Торговцев, которые пропагандируют завуалированное рабство. Планета Анзатц населена нейтральными Мечтателями — гениями в области искусства и математики. Главный герой Джейто Стормсон, 8 лет назад прибывший на планету в надежде выгодно продать свои сновидения, был обвинен в убийстве, которого не совершал, и вынужден находиться в фактическом рабстве, служа натурщиком одному из местных знаменитых художников.
Шанс изменить свою судьбу выпадает главному герою, когда в Найтингейле появляется привлекательная женщина-астронавт, сделавшая здесь вынужденную остановку для ремонта личного звездолета. При описании романтических эпизодов, коих в повести немало, возникает ощущение, что читаешь какой-то женский роман, все штампы и приемы тут в наличии. Сюжет довольно простенький, развивается вяло, местами провисает, да и финал изначально немного предсказуем. Главное достоинство произведения, ради которого его стоит прочесть — это отличные описания окружающего мира, полные подробностей, продуманных технических деталей. Здесь интересно всё — от вращающихся по правилам сложного уравнения колец, из которых состоит пол в местном баре, до обзорной лестницы, которая сама по себе произведение искусства — высота её ступеней строго соответствует заданной математической функции, и Променада на Костях Гиганта — синергию природного и рукотворного гения человека.
Насколько интересно гулять по Найтингейлу в компании персонажей, настолько же сложно создавать мысленные образы из предлагаемых описаний, так что готовьтесь к тому, что в процессе мозг будет сигнализировать о перегрузке. Взять хотя бы синтез скульптуры и музыкального произведения, который подробно описывает автор — без высшего образования в сфере точных наук понять что-либо крайне затруднительно. В итоге же получился спорный, но интересный гибрид женского детектива и твёрдой планетарной фантастики. Не могу сказать, что чтение для меня было легким и увлекательным, но всё же фантазия автора производит впечатление, самобытный, детально описанный мир, основанный на оригинальной концепции — это большой плюс. Так что за фоновые декорации можно поставить «отлично», а вот сюжет и персонажи здесь на «троечку».
Pupsjara, 2 декабря 2009 г.
Прочитал, но без удовольствия, некоторые идеи автора хороши, особенно понравилось описание искусства в будущем. Но любовная линия, да и сам сюжет совершенно не захватили и не впечатлили. Буду дальше читать антологию, надеюсь, другие вещи посильнее будут.
god54, 11 декабря 2009 г.
Довольно оригинальная фантастическая гипотеза, но сюжет и его литературное воплощение не доставляют удовольствие при чтении, из-за обилия слов и ненужных деталей.
Prototype, 26 сентября 2009 г.
Ой, еле дочитал. Такая скукотища, да ещё куча нестыковок со всех сторон.
shickarev, 12 мая 2009 г.
Любовная история, изобретательная в деталях, но провальная по сюжету