Владимир Журавлёв «Девочка и эльфы»
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DedIago, 13 ноября 2019 г.
Тут заложен глубокий смысл, говорили они. Для понимания нужно прочесть оба тома, говорили они. Это тебе не банальная сказка про добрых эльфов. Это тоже они говорили.
Что ж, теперь выскажусь и я: верните мне потраченное время! Смысл оказался спрятан слишком глубоко, надёжно укрытый слоями посредственности.
Рецензенты указывают, что юмор в книге нарочито непритязательный, поэтому нельзя, мол, оценивать его общей меркой — таков художественный замысел. Юмор здесь, конечно, не казарменный, хоть и довольно простой, но общую мерку действительно не потянет — это не Белянин и даже не Алая Книга западных приколов. Основной объект шуток в первой книге, помимо высмеянных задолго до её написания жанровых клише, — женщины, сплошь нелогичные и капризные, у которых не поймёшь, что на уме. Конечно, в коротких номерах эстрадных юмористов конца девяностых это может быть забавно, но когда на таком юморке построена вся книга, да ещё обещавшая нетипичную для юмористического развлечения глубизну идей...
Второй том посвящён уже семейной жизни, а по мере развития сюжета добавляется и другой слой юмора — принципы и нравы. Преданному присяге воину Вьехо противопоставлена современная придворная молодёжь, для которой всё решает вовремя сказанное нужному эльфу слово, а старомодные обычаи, требующие защищать и беречь женщин и детей, по их мнению, влекут лишь избалованность и невоспитанность. Видите, подмигивает нам писатель, как убоги их взгляды на жизнь и как -блаар- <зчркн.> благороден мой главгерой? 'Сатира! Сам придумал' (с) А. Жвалевский, И. Мытько
Однако поданная подобным образом сатира не работает: вместо Сил Зла или хотя бы подлинных ветряных мельниц противником выступают самодельные чучела, которые автор с удовольствием и высмеивает.
Если же не оценивать и без того непритязательный юмор — что остаётся от книги? Сюжет? К нему вроде общую мерку применять дозволяется.
Итак, что мы имеем в первом томе? Квест по обретению себя — 'На самом деле мы -нитакиекаквсе- <зчркн.> чужие среди своих, поэтому давайте найдём себе мир, где нам будет хорошо'. Свежий и неожиданный ход, что и говорить. При этом и пробуждение самосознания происходит неожиданно — когда герои в пещере находят -джинна- <зчркн.> девочку по имени Совесть, в смысле, Маин, и внезапно ОСОЗНАЮТ: 'Ганс, мы что, злодеи?'
гхм, простите, это не отсюда...
'Дядя -Юра- <зчркн.> эльф, вы что, разбойники?' — наивно спрашивает девочка.
Надо полагать, это первая гуманоидная девочка белой расы, встреченная эльфскими колонизаторами за всю историю королевства. А орчат, гоблинят, троллят и представителей прочих низших видов резали без моральных терзаний, что бы те ни кричали и как бы ни называли светлых эльфов.
В своём походе неправильные эльфы и спутников себе подбирают под стать — неправильных. И хотя их союз с гоблинской бандой в самом что ни на есть уголовно-правовом значении этого слова вызывает удивление не только у ксенофобски настроенных эльфов-империалистов, предводитель отряда героев Вьехо знает, что делает. Не они такие, жизнь такая. Да и друзья в чужом мире будут очень кстати. 'Серый, конечно, хорёк, но он наш хорёк' (c) С. Мусаниф
Поэтому вороватые гоблины лучше безжалостных эльфских колонизаторов — они ж никого не убивают -без надобности- <зчркн.>. Да пусть их, я даже согласен, что лучше. Но делают ли чужие злодейства гоблинов добрыми или 'светлыми' или вообще эльфами? 'а у вас орков линчуют', ага. 'А если ни с чем не сравнивать?' (с) В. Сахнов
Всё это должно подводить читателя к совершенно неожиданному выводу: 'не верь глазам своим' (с) К. Прутков
Добро — не в названиях, а в содержании, поэтому не всё то добро, что добром зовётся, и не всё то зло, что злом считается. Так что на самом деле эльфы-колонизаторы — плохие, а гоблины-грабители и воровки-цыганки — хорошие.
Знаете, я это ещё в детстве читал. Про Спрута с острова Двид и короля Джакомона, про красавицу Анидаг и чудовищного Туба, про чародея Стрегобора и вампира Региса, про выродков и Боевую Гвардию, про последнего кольценосца, в конце концов! Терри Пратчетт, классик пародийного фэнтэзи, о прекрасных эльфах писал ещё в 1992 году, и вряд ли был первым. А уж сколько таких деконструкций было после...
И почему именно дилогию Владимира Журавлёва многие, как видно из отзывов, сочли настоящим откровением — загадка. Возможно, она действительно заметно выше общего самиздатовского уровня, но следует ли это считать признанием книги без пяти минут шедевром или всё-таки оценкой уровня публикаций на 'Самиздате'?
Тем не менее, особо отмечу яркое достоинство книги — отношение автора к персонажам. При прочтении первого тома не обратил на это внимания — а перечитывать не намерен, — но во втором многое искупают живой и приятный язык вкупе с насмешливо-доброй интонацией автора. Он рассказывает о похождениях героев с удивительным сочетанием иронии и нежности, и это действительно классно. При общей простоте и обилии в романах современно-просторечной лексики выглядит как дорогое брабантское кружево на старой холстине.
Для меня это весомая причина поближе познакомиться с творчеством Владимира Журавлёва, но, тем не менее, дилогию о эльфах не спасает.
Возможно, на самом деле её следует воспринимать как народную сказку, бесхитростную в своей простоте, или как стилизацию под фольклорный сказ, дивясь виртуозному использованию языка и тонко подмеченному стилю... но пусть этим занимаются литературоведы. А для меня она оказалась многостраничной новеллизацией старого толкинистского анекдота 'мы не добрые, мы светлые', неведомым образом вызвавшей восхищение почтенных рецензентов.
Второй том не дочитал, поэтому оценивать цикл не стану. Впрочем, как проходное чтиво для убиения времени он вполне годится, если знаешь, чего от него ждать — под настроение вполне может зайти.
k2007, 10 февраля 2014 г.
Очень, очень хорошая дилогия. О добре и путях, которыми оно достигается. О том, как легко стать Темным властелином, стремясь к всеобщему добру. О людях, которые оказываются в пути и находят в себе силы измениться.
Две книги дилогии продолжают друг друга и практически являются частями одного целого
vvmonahov, 20 июля 2013 г.
Обе книги надо читать подряд — вторая является не столько продолжением, сколько завершением первой. Без второй книги первая хотя и является интересной и нешаблонной, но до шедевра не дотягивает. А вот вторая книга на высшем уровне — и буквально вынуждает заново перечитать первую. И, конечно, ещё раз перечитать вторую.
Сколько раз уже поднималась в литературе тема Добра и Зла — но Владимир Журавлев смог «не следовать привычными путями», как главному герою советует в первой книге пророчица. И ведь действительно не следует! Его книги парадоксальны, нешаблонны и настолько насыщены юмором и интеллектуальной игрой, что иногда начинаешь их воспринимать не как лёгкое чтение, а как тяжёлую работу над переосмыслением своих взглядов — да и взглядов всего человечества. Более смелые и независимые взгляды на людей и современную литературу трудно найти. Тот образ «светлых эльфов», который мы видим в книгах цикла, настолько меняет взгляд читателя на эльфов, что становится понятно, что даже гоблин или тролль может быть светлым эльфом — важна суть, а не внешность. И что тот, кто внешне «светлый эльф», чаще всего является им только по названию.
ДИР, 29 января 2011 г.
И мне еще будут говорить о вреде сетевой литературы и болоте «Самиздата«!
Вот — книга. Да, нет ее на бумаге. И жанр вот так сразу не назовешь. Это не юмористическая фентези, это не притча, не эльфийский эпос и не героические похождения компании самоубийц. Это просто волшебная «Девочка и эльфы» Владимира Журавлева. Это умно, местами смешно, местами тонко и с издевкой, местами просто философично и очень глубоко. Это прекрасно.
А всего-то поход эльфийской дружины в поисках земли и пейзан, что обслуживали бы их до конца их тысячелетней жизни. Всего лишь девочка, спросившая на это:
- Вы что, разбойники?
Всего лишь осознание, что эльфы — они же Светлые! То есть разбойниками быть не могут по определению. А должны они освободить все народы от Черного Властелина и его приспешников. Подружить троллей, гоблинов, гномов и людей. Объявить, что гоблины — они ведь тоже эльфы... Только гоблины. Да и тролли, в сущности, светлые эльфы — только с музыкой у них трудности.
А потом, совершив все подвиги, надо не мешать людям жить, а уйти в поисках легендарного Беловодья. И найти его. Вместе с той девочкой, которая всегда смотрела на них, шла рядом и спрашивала, если что:
- Вы что же, разбойники, что ли?
Прекрасно.
Я доволен «Самиздатом», в котором рождаются такие жемчужины.
Мне не жалко «десятки». Он заслужил.