Евгений Белов «Паромщик»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Старый паромщик рассказывает на отдыхе про свою жизнь: как служил, как воевал, как невесту и семью свою потерял. Только не все ему верят. Однако неожиданно ему предоставляется случай вспомнить былое...
Входит в:
— антологию «Наше Дело Правое-2. Герои на все времена», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nadia Yar, 2 декабря 2010 г.
«Есть такая работа — родину защищать.» Для героев Белова это не работа, а жизнь — всё её русло изменилось много лет назад, когда началась война с изуверами-раскольниками. Теперь группа людей едет в столицу герцогства — один хочет успеть на похороны великого человека, другому, юноше, предстоит избрать жизненный путь. На привале старый паромщик рассказывает о своей жизни и о войне, развеивая кое-какие иллюзии — он знал великого человека не понаслышке. Что остаётся после рассказа, и есть правда. По крайней мере, _одна_.
Мне повезло с этой вещью: читала в ночь 22 июня, и рассказ оказался достойным даты. Он крепко, ладно написан. Автор несколько злоупотребляет частицей «-но» в речи парочки персонажей, но это можно считать их особенностью. О частой смене порядка слов в предложениях потом напишу отдельно, «по итогам». Белову удался живой, реалистичный, объёмный мир — не мир, но конкретный его уголок, эти герцогства с их недавней историей. Мне, как ни странно, нравится там и расклад «Церковь — еретики». Не все реформы одинаково полезны, могут быть и такие, как у Бритых — злокачественные образования изуверского толка. За реальными примерами не надо далеко ходить — Афганистаном примерно такие и правили несколько лет подряд, пока американцы их не погнали. Церковь в рассказе понравилась мне конкретно вот где:
«Гарред, однокашник мой, в Тройдене Мечом Создателей служил, а при нападении Бритых струсил и сбежал. Оправдывался он в тот день перед магистром. А тот, выслушав, сказал: «Понимаю», а затем протянул ему кинжал, и говорит: «Давай сам». Ох, Эрик, тяжело на это было смотреть. Долго Гарред решиться не мог, глядел на нас, как телок, которого резать ведут. Не знаю, как другие, а я взгляд отвел. Ну а потом он сам себя по горлу — хрясь! Видать, Сиятельного больше смерти боялся.»
Церковь, в которой с трусами можно вот так, что-то делает правильно, вне зависимости от остального, хорошего и плохого.
Это рассказ о жизни и о войне. О том, что люди не равны. Они не равны и в своём человеческом качестве, и в цене, в которую обходятся другим, и в том, что дают всем остальным — и в мирное время, и когда приходит беда. Бывают такие, которым впору зарезаться, и такие, за которых стоит отдать не только жизнь — счастье. Что есть великий человек? Что можно ему позволить, чем ради него пожертвовать, что спустить ему с рук, при каких обстоятельствах и почему? Всё это очень важные вопросы, и мне нравится ответ, который Белов даёт устами паромщика. Не знаю, что бы я делала на его месте, но его выбор правильно обоснован.