Эрин А. Крейг «House of Roots and Ruin»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 27 июля 2024 г.
Общий вердикт. Если первый том был по Танцующим принцессам, то тут скорее по Синей бороде или Спящей красавице – аналоги еще более размытые, а история еще более самобытная. По атмосфере больше всего Ребекку Дю Морье напомнило – такое нагнетание с семейными тайнами. Вообще, мне автор как раз больше всего нравится именно за мрачноватую атмосферу с кучей интриг, хотя не всегда эти интриги к месту. Но на фоне кучи незамысловатого янг-эдалта тут определенно есть изюминка. Или даже фунт изюму, ради которых можно простить многое.
Плюсы.
Вау-повороты. Тут их сразу несколько. Помимо нехило так запутанных хитросплетений тайн сразу двух уже семей, периодически случаются и значительные твисты, от которых всё встает с ног на голову. И один из таких на нас обрушивают в самом начале (я правда, не перечитывала первую часть, может, там что такое и упоминалось уже). В любом случае, воспринимать всё через призму зрения ненадежной рассказчицы, какой является Верити, довольно любопытно – заставляет сомневаться во всем. Второй твист был уже вполне ожидаемым, тут как раз всё было по канонам сказки с ее условностями и символами, внимательные читатели догадаются заранее. А вот финальный твист меня ужасно расстроил. Он намекает на продолжение, хотя истории явно следовало завершиться.
Роскошный визуал. В этой части мы переместимся с морских островов, где правит соль и бог Понт, на материк, в страну Блем, где поклоняются богине красоты Арине, и всё увито цветами. Они будут абсолютно везде: таинственное и необычное поместье Шонтилаль не просто полно садов, там очень много самых разнообразных эстетических и не очень решений – от острова под прудом до оранжереи с ядовитыми растениями. Подробнейшие описания будто переносят в роскошные хоромы. А еще пиршество для любителей вообразить картинку будет и в описаниях комнат, и в многочисленных платюшках, и в постоянных отсылках на портреты и живопись, поскольку Верити явилась в Шонтилаль нарисовать портрет наследника Александра.
Яркие герои. Помимо самой младшей из сестер Фавмант Верити – самой скромной и безропотной (я бы даже сказала слегка терпилы), которой для хоть какого-то объема автор вручила сразу несколько талантов – художественный и видеть призраков, в книге полно куда более выразительных героев. Молодой Алекс-инвалид, родители Дофина и экспериментатор Жерар, старшая сестра Камилла, ставшая герцогиней, еще пара очень колоритных персонажей, Аннали на маяке – все они хоть и однобокие, подчеркнуто гротескные с единственным качеством, но несомненно более яркие, чем довольно блеклая главная героиня.
Язык цветов. Я даже не припомню, чтобы хоть где-то язык цветов не упоминался вскользь, а служил полноценным сюжетообразующим элементом с начала и до конца: сам Алекс выбрал для себя гербом алиссум, что значит ценность важнее красоты, подаренная нежно-розовая роза — зарождающаяся симпатия, ладанник – «я совершенно уверен». В т.ч потайные двери за барельефами с олеандром («не верь своим глазам»). Если читать внимательно то цветы тут служат часто даже не символами и намеками, а полноценным авторским голосом. Очень круто!
Атмосфера. Она нагнетается с самого начала и сгущается настолько, что вообще неясно, чем дело кончится. Несмотря на сочную обложку, здесь не меньше (а то и больше) соли и печали. Если кто-то берется за книгу из-за атмосферы, то порадуется. Автор и во второй части на высоте!
Очень закрученный сюжет. Честно говоря, я даже после первой книги не ожидала, что вторая окажется еще более запутанной. Тут смешалось такое количество компонентов, что просто где-то даже с легким перебором. Автор явно дала волю своему богатому воображению. Я даже подумывала добавить в жанр научную фантастику, потому что на каком-то этапе про эксперименты мне сюжет напомнил «Очень странные дела» и Александра Беляева, но в итоге всё вырулило на фэнтези-таки. Несмотря на некоторую затянутость, скучать вряд ли придется!
Минусы.
Слишком быстрое развитие при затянутых описаниях. Автор плохо выдерживает общий темп повествования: то погружается в пространные размышления и описания на несколько страниц, то уплотняет действие до предела. Судите сами: месяц на знакомство, месяц до свадьбы – это похоже на гармоничные отношения? И очень многое так: сначала тянется и тянется, описывая посекундно с обилием деталей, а потом хоп! – и готово.
Наркотики и алкоголь. Помимо того, что у нас ненадежная рассказчица, которая сама не знает, реально происходящее или нет, ей то и дело дурманят мозги разными наркотическими и алкогольными веществами, окончательно размывая грань перед явью и воображением. А плюсом газлайтят по полной программе. Вот и разбирайся читатель сам, не выдают ли нам сон за реальность. Несмотря на плюс к атмосфере, это огромный такой минус по части морально-этической составляющей.
Слабый детектив. Если Дом соли и печали можно было с натяжкой отнести еще и к детективному расследованию, то тут, несмотря на обилие смертей и призраков, как-то всё печально в плане расследования. Злодеи очевидны, мотивы – нет (и не становятся ясны даже после финального разоблачения). В общем, кому понравилась детективная составляющая в первой части – тут пожиже будет.
Любовный интерес. Я вообще не люблю романтические линии, а вот такие – когда сами герои не убеждены в своих чувствах – и подавно. Хотя сам Алекс, как и Верити, мне в общем нравились, проникнуться их отношениями не удается в упор. Наличие нескольких очень горячих сцен служит еще большим контрастом на фоне того, насколько безэмоционально происходит всё остальное. Даже Золушка с беспамятным принцем и то убедительнее выглядит, чем Верити-Алекс. За любовную линию большой и жирный минус (и даже два: кто дочитал – поймет).