Морис Магр «Сокровище альбигойцев»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
XVI век. Время вражды католиков и гугенотов. Однажды жителю Тулузы из почтенной семьи является некий дух и повелевает отправиться на поиск Грааля, который когда-то был сокрыт в этих краях.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dao8571428, 3 октября 2020 г.
Это первое попавшее в мои руки произведение автора. Интерес к Магру возник из моего интереса к традиционалистам. В предисловии к роману было упомянуто имя чтимого мной Рене Генона — что еще более повысило ожидания.
Я не жалею, что прочитал книгу, из-за регулярно встречающихся в тексте неглупых мыслей. Но не могу не отметить, что она получилась крайне незамысловатой в плане сюжета, напоминая этим своим качеством Сервантесовского «Дон Кихота». Понимая, что становлюсь голосом серого большинства, которое, впрочем, мало пересекается с такой литературой (а когда пересекается, то пишет о ней подобные моему отзывы), я, все-таки, выражу эту самую банальную и напрашивающуюся мысль: роман «Сокровище альбигойцев» — посредственное литературное произведение, созданное автором, возможно, в порыве сакрально-мистического вдохновения — явления достойного, но недостаточного, чтобы, будучи им руководимым, создать стоящее литературное творение. Что бы ни руководило Магром, я верю, что он был интересным человеком, интеллектуалом, которых мало. Но перечитывать данную его книгу я не стану. Впечатление от «Сокровищ альбигойцев», однако, не отвратило меня от чтения «Крови Тулузы» — второй книги из условной дилогии автора — а это, согласитесь, говорит о том, что есть что-то притягательное в книге Мориса Магра, чего я, возможно, не сумел постичь сознательно так, чтобы суметь описать эту притягательную черту в своем отзыве, но что заставило меня продолжить знакомство с Магром.
Господин Rovdyr, оставивший свой отзыв прежде моего, процитировал ту же фразу, которая особенно запомнилась и мне, и которую я тоже намеревался процитировать здесь. Пусть я буду не оригинален, но фраза эта достойна того, чтобы стать процитированной дважды:
«Дела не имеют смысла. Мудрец может помочь людям только посредством своей мысли. Мысль совершенствуется только в одиночестве.»
Rovdyr, 20 марта 2020 г.
Перед началом чтения романа Мориса Магра «Сокровище альбигойцев» я испытывал большое сомнение из-за посредственного результата предыдущего знакомства с творчеством этого писателя — книгой «Кровь Тулузы». Но поскольку я порой склонен к формализму, именно формальное соображение толкнуло меня к тому, чтобы прочесть второе произведение Магра, объединенное с «Кровью Тулузы» в условную «катарскую» дилогию. И вот тут формализм (обычно бессмысленный) принес весьма ценные плоды.
«Сокровище альбигойцев» я оценил максимально; чтение книги принесло огромное удовольствие, и на всем его протяжении я ощущал желание «находиться в тексте», проживать события вместе с главным героем.
Именно он, главный герой, великолепно удался автору, и к нему, в отличие от такового в «Крови Тулузы», я с первых страниц почувствовал большую симпатию, которая в дальнейшем только укреплялась. Определенно это наиболее импонирующий мне тип главного героя: с одной стороны — презревший мирские удовольствия интеллектуал, с другой — человек, во многих жизненных ситуациях демонстрирующий приятное простодушие; с одной стороны — склонный к рефлексиям и сомнениям, с другой — способный на решительные действия.
Также, в отличие от «Крови Тулузы», «Сокровище альбигойцев» лишено нарочитого пафоса, и, что еще важнее, в нем отсутствует такой грубый художественный прием, как акцентированное насилие. По-моему, совершенно ни к чему было постоянно подчеркивать жестокие эпизоды, поскольку это просто неуместный перенос представлений XX века на век XIII. «Сокровище альбигойцев» представляет собой увлекательную цепочку сцен, варьирующих от бытовых, социальных и психологических до совсем экстраординарных (типа сатанинских обрядов и некромантии, которая показана как конкретный сверхъестественный процесс). Ход действий многих сцен отличается непредсказуемостью, их результаты неожиданны и заставляют о многом задуматься с непривычных ракурсов.
Также отмечу, что «Сокровище альбигойцев» позволило мне полноценно ощутить дух эпохи, то есть XVI столетия. И еще одно несомненное достоинство романа — отсутствие напыщенной оккультистской зауми относительно сокровища альбигойцев, сиречь Святого Грааля. Его место в книге, хотя и центральное (как объект поиска главного героя), но подано деликатно, под флером тонкой мистики.
Наконец, в книге много философских суждений (полагаю, не имеющих прямого отношения к религии катаров), которые, на мой взгляд, заслуживают пристального внимания. Например (не цитирую, а привожу в сжатом виде): «Дела не имеют смысла. Мудрец может помочь людям только посредством своей мысли. Мысль совершенствуется только в одиночестве.
k2007, 28 января 2014 г.
Чего в книге нет
Тайных обществ, которые хранят сокровенное знание и правят миром
Таинственных преступлений
Злобных церковных контрразведчиков, охотящихся за катарским золотом
Наивного молодого ученого, который пытается все это разгадать
Схваток, поединков и прочего экшна
— и это только на пользу
Что же в книге есть
Очень поэтичное описание Тулузского края и его людей
Поиск недостижимого
Хороший слог
Очень романтичная книга в хорошем смысле